Урок математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел".
методическая разработка по математике (5 класс) по теме

Первый урок по данной теме с использованием презентации РР и маршрутного листа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Тема: Умножение натуральных чисел

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: 

1. Маршрутный лист (МР)  

В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за “отгадывание” темы урока.

2. Карточки с числами от 1 до 28 (по количеству учащихся) для физминутки.

Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

I Организация начала урока

- Здравствуйте!  Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала – маршрутного листа и свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, которую нам предстоит отрабатывать четыре урока.  

II Сообщение темы, целей и задач урока.

        - Чтобы сформулировать тему урока, вам необходимо решить несколько примеров и заполнить таблицу. Работаем устно. Проверка на экране!

СЛАЙД 2

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

1000

400

450

300

500

2000

450

100

2000

125 ∙ 4 =  500

Ж

25 ∙ 4 =     100

И

50 ∙ 6 =    300

О

50 ∙ 8 =     400

М

30 ∙ 15 =  450

Н

125 ∙ 8 =   1000 

У

250 ∙ 8 = 2000

Е

- Итак, тема сегодняшнего урока:  Умножение натуральных чисел.

СЛАЙД 3

- Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока (запись на доске):

 - повторение (компоненты умножения):

- определение действия умножения;

- - происхождение знаков умножения;

- - терминология;

        -  применение в математике;

- применение в жизни;

III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

        - Повторим компоненты  умножения (множитель, множитель, произведение). МЛ2

- Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)

- Какими знаками обозначают умножение? («» или  «∙»)   14  2; 14 ∙ 2.

 - А раньше знак умножения обозначался буквой М, записывали 14 М 2. Почему так обозначалось умножение – мы узнаем сегодня на уроке. А вот в каком веке появились современные знаки – вы узнаете, выполнив следующие действия:

МЛ3

6

4

9

8

2

1

5

7

3

- Перед вами квадрат с цифрами от 1 до 9. Внимательно слушайте  и выполняйте мои указания!

  1. Найдите сумму всех чисел в квадрате.
  2. Из получившейся суммы вычтете количество цифр в квадрате.
  3. Результат разделите на 2.

СЛАЙД 4

- Ответ – 18. Только в 18 веке появились современные знаки умножения.                

IV Усвоение новых знаний.

- Вернется к знакам умножения позже, а теперь попробуем дать определение действию умножения. Представим, что в зале небольшого кинотеатра расположены 3 ряда по 9 кресел.  

МЛ4

- Как найти количество кресел, используя сложение? (9+9+9)

- Как найти количество кресел, используя умножение? (9 ∙3) 

СЛАЙД 5

- Значит, сумму 9+9+9 можно записать 9∙3, где 9 – это слагаемое, а 3 – количество слагаемых.

СЛАЙД 6

- Т.е., умножить число  m  на число  n – значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m.

МЛ4 -  m∙n=m+m+m+…+m

                        n раз

        - Итак, умножение – это краткая запись сложения, где все слагаемые одинаковые.

СЛАЙД 7

V Первичное закрепление знаний.

На экране 55 + 55 + 55 = 55 ∙ 3

- Говорят, что сумму представили в виде произведения.

44 ∙ 4 = 44 +44 +44+44

- Говорят, что произведение представили в виде суммы.

СЛАЙД 8

- Выполните задание МЛ5.

- В виде произведения можно представить не только сумму, но и число.

Вспомните, в каком веке появились знаки умножения! И представьте в виде произведения число 18 всеми способами.

            18 = 1х18

            18 = 2х9

            18 = 3х6

- Говорят, что число 18 представили в виде произведения или разложили на множители.

СЛАЙД 9

- Выполните задание МЛ6.

 

 VI Закрепление знаний.  

- Решив следующие примеры и заполнив таблицу, вы узнаете, кто ввел в 18 веке  знаки умножения, а также, почему раньше умножение  обозначалось буквой М! (Задание выполняйте в тетради, ответы заносите в таблицу МЛ7). [1]

28 ∙ 100 =

А

127 ∙ 4 =

К

16 ∙ 21 =

Т

140 ∙ 10 =

Б

5 ∙ 18 =

Л

306 ∙ 19 =

У

1000 ∙ 100 =

Е

32 ∙ 9 =

М

302 ∙ 507 =

Ц

349 ∙ 1 =

И

7 ∙ 99 =

Н

2008 ∙ 11 =

Ь

777 ∙ 0 =

Й

57 ∙ 6 =

П

4185 ∙ 25 =

Я

        

- Выпишите в таблицу МЛ8 буквы, соответствующие полученным значениям.

- Готфрид Лейбниц Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий математик и философ. Разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Разработал универсальный язык символики (МЛ8).

СЛАЙД 10

- А сейчас вспомним про знаки умножения «» или  «∙» и букву М. Почему этой буквой обозначалось действие умножения?  Выпишите в таблицу МЛ9 буквы, соответствующие полученным значениям из п.7.

- Мультипликация (лат)  – умножение, увеличение.

СЛАЙД 11

- А какие вы знаете однокоренные слова и что они означают? (мультивитамины, мультикомплекс, мультифруктовый, мультфильм).

        

VIII Контроль и самопроверка знаний

 

МЛ10    Математический диктант

  1. Найдите произведение 15 и 4
  2. Увеличьте число 16 на 4
  3. Какое число больше 20 в 6 раз?
  4. Умножьте 5 на 20
  5. Запишите сумму 50 + 50 + 50 + 50 в виде произведения и найдите его значение.
  6. Запишите произведение у и 38
  7. Запишите выражение: какое число на 15 больше m
  8. Какое число в 18 раз больше у?

- Выполните взаимопроверку (проверьте  результаты, сравнив с данными на экране).

СЛАЙД 12

IX  Подведение итогов урока.

        Подведем итог.

Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?

 -  ИМЯ МАТЕМАТИКА, который ввел  знаки умножения.

- В КАКОМ ВЕКЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО.

- КАК РАНЬШЕ ОБОЗНАЧАЛОСЬ УМНОЖЕНИЕ

- ПОЧЕМУ ОНО ТАК ОБОЗНАЧАЛОСЬ

        - Для чего нужно умножение? Как оно появилось?

        - Где в жизни мы сталкиваемся с умножением?

        - Посчитайте количество баллов, набранных за урок, и выставите себе оценку.

X Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

П.11(1), №№406, 450 (а), 451(а,б), 452, 455(а,ж) [2]

На парте у учащихся лежат карточки с числами от 1 до 28 (по количеству детей). В ходе физминутки учащимся можно предложить следующие задания (учащиеся,  чьи числа соответствуют условию, должны встать):

 Число 14 – разложите на множители:  1,14, 2,7

10:    1,10,5,2

15:    1,15,3,5

25:   1,25,5

26:   1,26,2,13

28:   1,28,2,14,4,7

Множители 3 и 9 – 27

Множители 4 и 6 – 24

24 – 1,24, 3,8,2,12

Ответ – 2х2 – 4

Ответ 4х4 -16

В каком веке появились знаки умножения – 18

А какой сейчас век – 21

Множители 21 – 1,3,7,21

Числа, состоящие из одинаковых цифр 11, 22

Кто не вставал ни разу?  17, 19, 20, 23. Назовите свои множители.


[1] Учащиеся, которые быстрее других выполнили задание,  становятся консультантами. После проверки учителем правильности решения, они помогают другим учащимся или проверяют их решения, за что получают дополнительные баллы.

[2] Учебник «Математика-5» Виленкин Н.Я. и др.



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2

Компоненты умножения:

_______________________ ∙ ______________________ =

= ________________________________

1

3.

6

4

9

8

2

1

5

7

3

1. ______________

2.______________

3. _____________

3

Знаки умножения «∙» и «х» появились в _______ веке.

4.

Определение действия  умножения:

9 + 9 + 9 = ___________

9 - _________________

3 - ___________________________________________

Умножение - _____________________________________

________________________________________________

________________________________________________.

1

1

5.

Представить сумму в виде произведения:

55 + 55 + 55 = __________________________________

Представить произведение в виде суммы:

44 ∙ 4 = ________________________________________

Представьте в виде произведения сумму:

1. 123 + 123 + 123 + 123 = ________________________

2. 10+10+10+10+10+10+10+10+10 = _______________

3. а + а + а + а + а + а + а = _________________________

Представьте в виде суммы произведение:

1. 945 ∙ 2 = ______________________________________

2. х ∙ 4 = ________________________________________

3. (c + d) ∙ 3 = ____________________________________

1

1

2

1

2

3

6.

Представьте в виде произведения число:

_____ = ________;  _____ = ________; ____ = _________;

Представить число в виде произведения то же самое, что

________________________________________________.

Разложите на множители число 24.

24 = _______________;    24 = _______________;

24 = _______________;    24 = _______________;

 

3

4

7.

Выполните умножение:  

28 ∙ 100 =

А

7 ∙ 99 =

Н

140 ∙ 10 =

Б

57 ∙ 6 =

П

1000 ∙ 100 =

Е

16 ∙ 21 =

Т

349 ∙ 1 =

И

306 ∙ 19 =

У

777 ∙ 0 =

Й

302 ∙ 507 =

Ц

127 ∙ 4 =

К

2008 ∙ 11 =

Ь

5 ∙ 18 =

Л

4185 ∙ 25 =

Я

32 ∙ 9 =

М

5

(1)

10

(2)

6

(3)

12

(4)

8.

Заполните таблицу в соответствии с п.7

90

100000

0

1400

693

349

153114

1

 

_____________________________________________ - немецкий математик и философ. Ввел в ___ веке знаки умножения «∙» и «х».

9.

Заполните таблицу в соответствии с п.7.

Раньше действие умножение называлось:

2

10 

Математический диктант:

1

5

2

6

3

7

4

8

8

11

Дополнительные баллы

                                                      ИТОГО:

Ваша оценка:

62 балла и более – «5»         31 – 49  баллов – «3»

50 – 61 балла – «4»                менее 31 баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 5__ класса

_____________________

   

______________________________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Урок по математике: "Свойства умножения натуральных чисел", 5 класс

Цели урока:    познакомить со свойствами умножения натуральных чисел;способствовать формированию умения умножать натуральные числа;воспитывать интерес учащихся к изучению математики;спо...

Технологическая карта урока по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

Второй урок по теме "Деление натуральных чисел". Учащимся предлагается совершить виртуальное путешествие в мир животных. Выполняя задания по математике, увчащиеся узнают интересные факты о животных....

раздаточный материал к уроку по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

Раздаточный материал  выдаётся каждому ученику. В ходе виртуального путешествия, учащийся выполняет задания и, заполняя пропуски, получает информацию о животном....

приложения к уроку по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

В приложении дан лист самоконтроля, который каждый учащийся заполняет в ходе урока, задания для виртуального путешествия в мир животных, интересные факты о животных...

Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс

Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс...