Программа элективного курса «Решение нестандартных задач»
элективный курс по математике (7 класс) на тему

Зайцева Валентина Владимировна

Программа элективного курса  «Решение нестандартных задач» по предмету математика для основного общего образования, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_elektiv.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса  «Решение нестандартных задач»

по предмету математика для основного общего образования

Результат освоения курсов внеурочной деятельности

        Изучение курса «Решение нестандартных задач» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:
  1. развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  3. формирование качеств мышления;
  4. развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • в метапредметном направлении:
  1. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • в предметном направлении:
  1. овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  2. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  5. понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

В результате изучения элективного курса учащиеся научатся:

  1. Применять теорию в решении задач.
  2. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  3. Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  4. Решать задачи на движение.
  5. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  6. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  7. Анализировать полученную информацию.

Получат возможность:

  1. Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  2. Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  3. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  4. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
  5. Выполнять геометрические задания на клетчатой бумаге.
  6. Выполнять и составлять некоторые математические ребусы, решать зашифрованные примеры.
  7. Решать числовые и геометрические головоломки
  8. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.

СОДЕРЖАНИЕ элективного курса

Содержание программы.

Текстовые задачи и техника их решения.(2ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на работу.(3ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Задачи на движение.(10ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.(6ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

Задачи на проценты.(3ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Задачи на числа.(5ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

Рациональные методы решения задач.(3ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

Задачи повышенной трудности.(3ч)
Текстовые задачи из ГИА за курс 9 класса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 час в неделю)

№ урока

Тема

1

Схематизация при решении текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

2

Моделирование при решении текстовых задач

3

Задачи на совместную работу («на бассейны»)

Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат

4

Задачи на совместную работу («на совместное движение)

5

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

6

Задачи на среднюю скорость движения

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

7

Решение задач на среднюю скорость движения

8

Графический способ решения задач на движение

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

9

Задачи на движение по реке

10

Решение задач на движение по реке

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

11

Движение по течению

12

Движение  против течения.

13

Решение задач на движение по реке

14

Практикум по решению задач.

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

15

Творческий отчет по теме «Задачи на движение».

16

Задачи на смеси

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

17

Решение задач на смеси

18

Задачи на смеси

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

19

Задачи на сплавы, растворы.

20

Практикум по решению задач.

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

21

Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»

22

Задачи на доли и проценты

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

23

Решение задач на доли и проценты

24

Практикум по решению задач

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

25

Задачи на числа.

  26

Практикум по решению задач.

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

27

Решение задач на числа

28

Практикум по решению задач

 

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами

29

Творческая работа по теме: « Задачи на числа».

30

Задачи, решаемые с конца

Решать текстовые задачи арифметическим способом

31

Решение задач с конца.

32

Решение задач с помощью графов.

33

Решение задач повышенной трудности.

34

Решение задач

35

Итоговое занятие.

Список рекомендованной литературы:

1. Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики

2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2014

3. Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.

4. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия на клетчатой бумаге. Издательство: МЦНМО, 2009

5. Тлейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982

6. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.

7. Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003

8. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград

9. «Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград

10. Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»

Интернет-ресурсы

http://mat.1september.ru – газета «Математика» «Издательского дома «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение расчётных химических задач"

Данный курс предполагает знакомство обучающихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач разного уровня сложности....

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс

 Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным,  наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...

Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...

Программа элективного курса "Решение нестандартных задач"

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по математике»

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам профильного обучения:Основная цель курса:создание условий для развития логическ...

Программа элективного курса" Решение нестандартных задач по химии"

В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий....