Программа элективного курса" Решение нестандартных задач по химии"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по химии»
Пояснительная записка
Элективный курс «Решение нестандартных задач по химии» предназначен для учащихся 10-11 классов_и носит предметно - ориентированный характер.
В связи с сокращением количества часов для изучения химии в старшей школе многие учащиеся не успевают усвоить способы решения задач разных типов, падает интерес к науке химии, большинство детей равнодушно или негативно относятся к изучению химии, считая ее «наукой, где много надо запоминать». С другой стороны, в перспективе многие из них собираются продолжать образование в ВУЗах и колледжах химического профиля. Поэтому возникла необходимость создания данной программы.
Учащиеся смогут прорешать задачи, встречающиеся в школьной программе и, кроме того, познакомиться с новыми типами задач.
Содержание занятий построено таким образом, что сначала в краткой форме даётся теоретический материал, а затем решаются задачи по данной теме.
Задачи взяты из разных сборников задач для поступающих в ВУЗы.
Содержание курса поможет ученикам подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж, получить реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».
Цели данного элективного курса:
- проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности
- устранить пробелы в знаниях;
- познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы,
- сформировать умение правильно оформлять и решать задачи,
- развить способность учащихся ориентироваться среди различных типов задач
Интеграция знаний по химии, физике (газовые законы), математике (решение задач с помощью уравнений ) позволяет создать положительную мотивацию обучения.
Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:
- составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме
(с решениями);
- составление творческих расчётных задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т. д.)
- зачёт по решению задач.
Планируемый результат:
Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач (см. список литературы) на базе знаний выпускника основной школы.
Требования к уровню освоения содержания:
В результате изучения программы элективного курса ученик должен знать/понимать
важнейшие химические понятия: относительные атомная и молекулярная массы,
моль, молярная масса, молярный объем, массовая доля, молярная концентрация
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, газовые законы
уметь
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- решать задачи изученных типов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Учебно-тематический план
Названия тем | Кол-во часов | Виды деятельности | |
1 | Основные типы расчётных задач по химии Основные физические и химические величины | 1 | Лекция. Входной контроль |
2 | Вывод неизвестного элемента по данным качественного анализа | 1 | решение задач |
3 | Задачи с использованием газовых законов Закон Авогадро, законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта. Закон кратных отношений | 1 | Лекция решение задач |
4 | Задачи с экологическим содержанием | 1 | решение задач |
5 | Способы выражения концентрации растворов. Процентная концентрация. Задачи на смешивание растворов. | 1 | Лекция решение задач |
6 | Молярная концентрация. Связь процентной и молярной концентрации | 1 | решение задач |
7 | Решение задач алгебраическим способом ( с помощью уравнений и систем уравнений) | 1 | решение задач |
8 | Итоговое занятие | 1 | Зачёт. Презентация творческих работ. |
Итого | 8 |
Тема 1. Вывод неизвестного элемента
1) Состав оксида некоторого металла может быть выражен простейшей формулой Ме20з. Известно, что оксид массой 76,5 г содержит металл массой 40,5 г. Какой металл образует оксид? (алюминий)
2) Некоторый элемент проявляет в оксиде степень окисления +4. Массовая
доля этого элемента в оксиде составляет 71,17%. Какой это элемент?
Ответ: селен.
3) Оксид элемента имеет состав ЭОз. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 60%. Какой элемент образует оксид? Ответ: сера.
4) Элемент массой 16 г, взаимодействуя с молекулярным кислородом массой
6,4 г, образует оксид состава ЭО. Определите, что это за элемент.
Ответ: кальций.
Тема 2. Газовые законы
Закон постоянства состава (Ж. Пруст, 1808) — все индивидуальные вещества имеют постоянный качественный и количественный состав, независимо от способа их получения.
Закон кратных отношений (Дж. Дальтон, 1803) — если два элемента могут образовывать между собой несколько соединений, то массовые доли любого из' элементов в этих соединениях относятся друг к другу как небольшие целые числа.
Пример. FeO и Fe203
w2(Fe) = 56/(56+ 16) = 0,778;
w2{Fe) = 2 • 56/(2 • 56 + 3 • 16) = 0,7;
w,{Fe)/w2{Fe) = 1,111 = 10:9.
Закон объемных отношений (Ж. Гей-Люссак, 1808) объемы газов, вступающих в реакцию, а также объемы газообразных продуктов реакции относятся друг к другу как небольшие целые числа.
Пример. Н2 + Сl2 = 2HCI (один объем водорода реагирует с одним объемом хлора, при этом образуются два объема хлороводорода).
Закон Авогадро (1811) — в равных объемах газов при постоянных температуре и давлении содержится одинаковое число молекул. Объемы газов прямо пропорциональны их количествам: V1 / V2 = v1 / v2
Объединенный газовый закон -
Р V/T -const
(Р — давление газа, V — его объем, Т — абсолютная температура). Закон справедлив для заданного количества газа. Для одного моля газа постоянная в правой части уравнения равна универсальной газовой постоянной.
Уравнение Клапейрона—Менделеева для идеального газа
PV= v RT, или PV= (m/M) v R Т,
где v - количество газа (моль), R-универсальная газовая постоянная, m — асса газа, М – его молярная масса.
Универсальная газовая постоянная: R = 8,314 ДжДмоль • К) = 0,082 л • атм/(моль • К). Нормальные условия для газов: Рп =101325 кПа = 1 атм, Т0 = 273,15 К = 0 °С.
Молярный объем газа Vm — объем одного моля газа: Vm = V /vVm зависит от температуры и давления: при нормальных
условиях Vm =22,4 л /моль; при произвольных условиях Vm =RT / P.
Плотность газов:
ρ = rn/V = (P/RT) , где М = M/Vm (М— молярная масса, Vm — молярный объем).
Относительная плотность газов – безразмерная величина, равная отношению плотностей двух газов:
DA(B) = ρ (B)/ ρ (A) =М(В)/М(А) (М— молярная масса).
Задачи на газовые законы.
1) Какой объем займет при температуре 20е С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г? Ответ: 29,2 л.
2) Оксид углерода (IV) находится в сосуде, объем которого равен 20 л, при температуре 22° С и давлении 500 кПа. Определите массу оксида углерода (IV). Ответ: 179,4 г.
3) Газ массой 30,3 г заполнил сосуд объемом 15 л при
Температуре 18° С. Давление газа внутри сосуда составляет 122 кПа.
Определите молярную массу газа. Ответ: 40 г/моль.
Тема 3 Задачи с экологическим содержанием.
1)В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озола 03, который защищает Землю от ультрафиолетового излучения. 150 моль озона. Сколько это составляет молекул и какова масса?
2)Круговорот азота в природе включает биологическую фиксацию клубеньковыми бактериями и процессы окисления азота при грозовых разрядах. Масса одноймолекулы оксида азота, полученного во время грозы, составляет 4,99• 10 -23.
Определит формулу этого оксида. Ответ: NO
3) Считается, что загрязняющие вещества не оказывают вредного влияния, если их содержание в атмосфере не превышает ПДК( предельно- допустимая концентрация). ПДК ( SO2)=0,05 мг/мЗ. Вдыхание какого количества S02 в сутки не опасно для человека? Взрослый человек вдыхает в среднем за сутки 10м3. Ответ: 0,5 мг.
4)Человек начинает ощущать едкий вкус S02 , если в 1 mj воздуха содержится его 3 мг. При вдыхании такого воздуха в течение 5 мин у человека начинается ларингит- воспаление слизистой оболочки гортани. Какое суммарное количество оксида серы приводит к этому заболеванию? Объём лёгких человека 3,5 л, а периодичность дыхания- 4 сек . Ответ: 0,7875 мг
5)Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л природной воды содержится всего 3*10-6 моль серной кислоты (которая может попасть в воду с промышленными стоками или во время кислотных дождей), то мальки этих рыб погибают. Найдите массу H2SO4 в 1 л воды, которая представляет смертельную опасность для мальков. Ответ:
6)Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд т газообразного кислорода. Сколько это составляет молекул? Какое количество
вещества. Ответ: 6•10 39
Тема 4. Способы выражения концентрации растворов
Растворимость (коэффициент растворимости) — масса вещества, которая может раствориться в 100 г растворителя
(Растворимость твердыхвеществ в воде изменяется в больших пределах — от 10" г (HgS) до сотен граммов (AgN03). Растворимость большинства твердых веществ увеличивается с ростом температуры, растворимость газов — уменьшается. Растворимость газов увеличивается с повышением давления.
Массовая доля растворенного вещества — безразмерная величина, равная отношению массы вещества к массе раствора:
w = m(в-ва)/m(р-ра).
По массовой доле растворы делятся на разбавленные и концентрированные (w велико).
Вычисление массовой доли вещества в растворе
Примечание. Чтобы от безразмерной величины — массовой доли перейти к доле вещества, выраженной в процентах, необходимо умножить ее на 100%.
Алгоритм
Решение задачи необходимо свести к формуле (1). В формуле фигурируют три величины: концентрация раствора, масса раствора и масса растворенного вещества. Определяем, какие из необходимых величин известны или могут быть рассчитаны из условий задачи, далее возможны два варианта.
Вариант 1. две из трех величин известны и ответ может быть получен простой подстановкой в формулу.
Вариант 2. Неизвестно более одной величины. Тогда нужно одну из неизвестных величин обозначить через переменную, например х, и выразить через нее остальные неизвестные. Тогда задача сводится к решению уравнения с одним неизвестным.
Задача1 Определите концентрацию раствора, образовавшегося при
добавлении 20 г соли к 180 г 5% -ного раствора этой соли. Ответ. 14,5%.
Задача 2 Определите концентрацию раствора, образующегося при
разбавлении 50 г 10% —ного раствора спирта 150 мл воды. Ответ. 2,5 %
Задача 3 В бензоле объёмом 170 мл растворили серу массой 1,8 г Плотность бензола 0,88.г/мл . Определите массовую долю серы в раствор.
Задача 4 Какой объём раствора серной кислоты плотностью 1,8. г/мл с
массовой долей H2S04 88% надо взять для приготовления раствора кислоты объёмом 300 мл и плотностью 1,3 г/мл с массовой долей 40 %? Ответ. 98,5 мл
Задача 5 Определите концентрацию раствора, образующегося при смешивании 600 г 20% -ного раствора и 400 г 5%-ного раствора хлорида меди (II). Ответ.14%
Задача 6 В каком объеме воды нужно растворить 30 г сульфата меди, чтобы получить 8%-ный раствор?
Решение. Пусть необходимо взять х г воды, тогда масса получившегося
раствора будет равна (30+х) г. Необходимо 345 г воды. Плотность воды 1 г/мл, объем воды равен 345 мл. Ответ. 345 мл.
Тема 5. Молярная концентрация.
Мольная доля растворенного вещества — безразмерная величина, равная отношению числа молей вещества к общему числу молей всех веществ в растворе:
Молярная концентрация растворенного вещества показывает, сколько молей вещества содержится в 1 л раствора:
с = v (в-ва) / V(р-ра).
Единицы СИ молярной концентрации — моль/м , однако чаще используется единица моль/л. Единицу молярной концентрации обозначают буквой М. Например, запись 0,2М означает, что молярная концентрация равна 0,2 моль/л.
Задача 1 В воде растворили гидроксид калия массой 11,2 г, объем р-ра довели до 200 мл. Определите молярную концентрацию полученного раствора. Ответ: 1 моль/л
Задача 2 Определите молярную концентрацию раствора, полученного при растворении сульфата натрия массой 42,6 г в воде массой 300 г, если плотность полученного раствора равна 1,12 г/мл. Ответ: 0,98 моль/л
Задача 3 Аммиак, объем которого при нормальных условиях равен 2,8 л, растворили в воде. Объем раствора довели до 500 мл. Какое Количество вещества аммиака содержится в таком растворе объемом 1 л? Ответ: 0,25 моль
Задача 4 Какая масса хлорида калия потребуется для приготовления раствора этой соли объемом 300 мл и концентрацией 0,15 М KCI? Ответ: 3,35 г.
Задача 5 Какое количество вещества нитрата натрия содержится в
растворе объемом 1 л с массовой долей 40%, плотность которого 1,32 г/мл? Ответ: 6,2 моль.
Тема 6. Решение задач алгебраическим способом.
Задача 1. В раствор сульфата меди опустили железную пластинку , масса которой увеличилась в ходе реакции на 2 г Вычислить массу железа, которая вступила в реакцию. Ответ. В раствор перешло железо массой 14 г.
Задача 2. Раствор, содержащий 5,1 г хлорида натрия, смешали с раствором, содержащим такую же массу нитрата серебра. Найти массу хлорида серебра, образовавшегося в результате реакции. Ответ: масса 4,3 г.
Задача 3. Карбонат кальция опустили в раствор соляной кислоты, и после полного растворения соли масса образовавшегося раствора увеличилась на 5,6 г. Вычислить массу исходного карбоната кальция.
Ответ. Масса карбоната кальция — 10 г.
Задача 4. В токе хлора сожгли 1,76 г смеси медных и железных опилок, в результате чего получилось 4,60 г смеси хлоридов металлов. Найти массу меди, вступившей в реакцию.
Задача 5. При взаимодействии 20 г сплава цинка и магния с избытком серной кислоты образовалось 69 г сульфатов Определить состав сплава в массовых долях. Ответ. 0,62, или 62%, цинка и 0,38,или 38%, магния по массе.
Литература
- . Будруджак П. Задачи по химии. М: Мир, 1989.
- Ерёмина Н.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 кл. - М.
Дрофа, 1996.-208 с.
3. Лабий Ю.М. Решение задач с помощью уравнений и неравенств. - М.:
Просвещение, 1987.- 80 с.
8. 4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии.8 - 11 кл. - М. Издат-школа
«РАЙЛ», 1997.-80 с.
- Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994
- Сергеев С.А. Готовимся к выпускному экзамену. Химия. - М. :
Аквариум, 1997.-240с.
7. Хомченко Г. П. , Хомченко И. Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа,
1986, 1990, 1997.
9. Хомченко Г. П. , Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002.
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ № 29», городской округ Ревда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233338-1364745614.jpg)
Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"
Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло...
Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер...
Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Элективный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 10 – 11 класса и носит предметно – ориентированный характер.Содержание курса поможет учащимся нау...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-27137-1516906391.jpg)
Программа элективного курса " Нестандартные задачи" , для углубленного изучения математики и подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.
Структура курса представляет собой восемь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807091-1471705363.jpg)
Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"
Данный элективный курс является углублённым и имеет предметно-ориентированный характер. Его актуальность подтверждается тем, что курс расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать рас...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-134584-1508005018.png)
Программа элективного курса "Решение задач по химии".
Элективный курс «Решение задач по химии» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентационный характер. К этому времени изучены основные понятия и тер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-102057-1507405374.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихс...