Программа элективного курса "Решение нестандартных задач"
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему

дидора людмила станиславовна

Пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_nestandartnyh_zadach_po_matematike.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                города Новосибирска

              «Средняя общеобразовательная  школа №146»

Утверждено                                                                         Утверждаю

на педагогическом совете                                              директор МБОУ СОШ № 146

                                                                                                _____________В.А. Завьялов                                                                                  Протокол № 1

от  « 30 » августа 2013г                                                     «       »  _____________2013г                                              

                                                                                               

Согласовано

на методическом объединении

Протокол № 1 от «28» августа 2013г.

Программа элективного курса

«Решение нестандартных задач»

10 – 11 класс (информационно - технологический профиль)

2013 -2015 учебные годы

Программа разработана

Дидорой Людмилой Станиславовной,

учителем математики

первой  категории

Новосибирск 2013

Пояснительная записка

Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического образования:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цивилизации и в современном обществе

Реализация этих целей на старшей ступени школы дифференцируется в зависимости от направленности интересов ученика. Это позволяет переориентировать систему обучения математике, сделав ее современной и отвечающей новым психолого-педагогическим воззрениям.

Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундаментальный характер. Выпускник, изучавший профильный курс должен не только поступить в вуз, но и учиться дальше, не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами, в том числе связанными со статистикой.

Профильный курс 10 класса информационно-технологического профиля  рассчитан на 6 уроков математики в неделю. Этого времени не совсем  достаточно для  решения основной задачи этого курса: подготовки к поступлению и продолжению образования в вузах, где математика является одним из базовых предметов. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ученик сам осознавал свой выбор и прилагал максимум усилий к своему самообразованию. Этому может способствовать предлагаемый  элективный курс.

Классы: 10 и 11

Тип элективного курса: предметный курс повышенного уровня, имеющий временное согласование с данным учебным предметом

Количество часов в неделю: 0,5 часа ( 18/17)

Образовательная область: математика  

Цель курса: углубление и расширение знаний по математике, развитие логического мышления и познавательного интереса

Основные задачи:

- подготовить учащихся  к итоговой аттестации  форме  ЕГЭ;

- подготовить учащихся  к поступлению в вуз;

- научить решать нестандартные задачи;

- научить различным приемам, помогающим успешно справиться с заданиями централизованного тестирования;

- расширить представления учащихся о математике как науке.

Особенности: большую роль в обучении должны сыграть современные информационные технологии и информационные системы. Учащимся будут предложены разные формы познавательной и исследовательской деятельности, итогом которых станет образовательный продукт: доклад, реферат, проект, публикация.

Планируемые результаты:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

-  развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, необходимых  для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложениях в будущей профессиональной деятельности;

-  овладение навыками компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в социально- трудовой и бытовой сфере;

-  формирование навыков самообразования,  критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы.

Система оценки достижений учащихся: административной проверки материала курса  не предполагается. Соответствующие  задания могут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамены, но только в качестве дополнительных заданий. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. По окончании каждой темы, ученик заполняет индивидуальный лист контроля. Формой итогового контроля может стать защита реферата,  проекта, создание публикации, а также – хорошие результаты на ежегодных районных олимпиадах.

Тематическое планирование занятий

№ модуля

Тема и содержание

Количество

часов

Форма контроля

1

Рациональные уравнения и неравенства

Разложение на множители.

Подстановки при решении рациональных уравнений. Деление многочлена на многочлен. Рациональные корни многочлена.                           Искусственные приемы при решении рациональных уравнений  (выделение полного квадрата, однородные уравнения,  использование монотонности функции, сравнение множеств значений). Рациональные уравнения с модулем.             Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем.

4

Математический бой

2

Иррациональные уравнения и неравенства

Введение новой переменной при решении иррациональных уравнений. Иррациональные уравнения, содержащие кубические радикалы. Искусственные приемы при решении иррациональных уравнений. Иррациональные неравенства.

Параметры. Общие методы решения уравнений с параметрами.

 Иррациональные уравнения и неравенства  с параметрами

4

Самостоятельное решение конкурсных задач

3

Системы уравнений

Основные методы решения систем уравнений. Введение новых переменных. Системы, содержащие однородные уравнения. Графический способ. Системы уравнений с параметрами и модулями

3

Самостоятельное решение заданий из сборников и других

4

Тригонометрические уравнения и неравенства

Общий прием. Уравнения, решаемые понижением степени. Универсальная подстановка. Однородные уравнения и приводимые к ним. Способ подстановки. Введение вспомогательного угла. Искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства. Тригонометрические уравнения с параметрами и модулями

4

Самостоятельное решение конкурсных задач

5

Решение задач по стереометрии

3

Самостоятельное решении задач

11 класс

6

Показательные уравнения и неравенства

Общие методы решения показательных уравнений. Однородные уравнения первой и второй степени. Метод почленного деления при решении показательных уравнений. Искусственные приемы при решении показательных уравнений. Показательно-степенное уравнение. Показательные неравенства. Показательные уравнения с параметрами и модулями

6

Самостоятельное решение заданий ЕГЭ  части С из КИМов

7

Логарифмические уравнения и неравенства

Основные методы решения логарифмических уравнений. Метод логарифмирования при решении показательно-степенных уравнений. Системы показательных и логарифмических уравнений. Логарифмические неравенства. Логарифмические уравнения и неравенства  с модулями и параметрами.

Общие рекомендации по экзамену в форме ЕГЭ

6

Тестирование

8

Уравнения и неравенства смешанного типа

Метод оценки. Использование монотонности функции. Переход к совокупности двух систем. Графический способ

4

Самостоятельное решение заданий ЕГЭ части С

9

Итоговое занятие

2

Защита проектов, рефератов, оценивание публикаций. Определение рейтинга учащихся

Литература

 

  1. Зиф Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 10-11 классов. -  СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс» ,2011.
  2. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по  математике:5-11 классы. – М: «Первое сентября», 2002.
  3. Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 10кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений -  М. : Мнемозина, 2010-12
  4. Мордкович А.Г., Семёнов П.В. Алгебра. 10кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений, профильный уровень -  М.: Мнемозина, 2010-12
  5. Полякова Е.А. Уравнения и неравенства с параметрамив профильном 11 классе.  – М.: Илекса, 2012.
  6. Потоскуев Е.В. Решение задач по стереометрии. Практикум. Подготовкка к ЕГЭ. – М.: Илекса, 2012.
  7. Шахмайстер А.Х.Уравнения, - М.: Издательство МЦНМО: СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс» ,2011.
  8. Шевкин А.В. Текстовые задачи по  математике. 5-11 классы. – М.: Илекса, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

Рабочая программа курса "Решение нестандартных задач по математике" для 8-9 классов.

Программа может быть использована для дополнительного обучения, факультативных занятий....

Календарно-тематическое планирование для дополнительной образовательной программы курса «Решение нестандартных задач»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕдля дополнительной образовательной программы курса«Решение нестандартных задач»...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Программа элективного курса " Нестандартные задачи" , для углубленного изучения математики и подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.

Структура курса представляет собой восемь логически законченных и содержательно  взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников...

Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений, неравенств и их систем" для 10 класса

Данный элективный  курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы.Программа элективного курса состоит из одного образовательного раздела  пр...

Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств", 10 класс

Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных за...