Программа элективного курса "Решение расчётных химических задач"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Данный курс предполагает знакомство обучающихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач разного уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.reshenie_zadach.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Пояснительная записка.

         Элективный курс «Решение расчётных химических задач» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно–ориентированный характер.

         Курс рассчитан на 17 часов в первом учебном полугодии.

         Содержание и построение курса подобрано в соответствии со школьной программой по химии.

         В целях развития творческих способностей и политехнической направленности обучающихся программа курса предполагает также решение комбинированных и усложнённых химических задач.

        Большое внимание в данном курсе уделено вопросу межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с Международной системой единиц (СИ).

      Данный курс предполагает знакомство учащихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач, методикой их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики. Для расширения знаний обучающихся о возможных и наиболее рациональных способах решения задач, развития логического мышления, предполагается рассмотрение нескольких разных способов решения задач с выбором наиболее оптимального.

       Большое внимание отводится самостоятельной работе учащихся по решению задач различного уровня сложности, что должно способствовать более глубокому и осознанному овладению методикой их решения.

            Тексты задач, предложенные для решения в процессе освоения курса,  взяты из задачников и методических пособий и подобраны с учётом  уровней сложности.

                        Цели курса:

образовательная: освоение методики решения задач разных типов и уровней сложности, расширение представлений о различных способах решения расчётных химических задач.                                          

воспитательная: формирование мировоззрения, потребности  осознанного  усвоения материала, расширение кругозора в краеведческих и политехнических  вопросах, осуществление межпредметных и  курсовых связей, связи химической науки с жизнью; развитие  интереса к химии, активизация  деятельности, трудовое воспитание и политехническая подготовка.

Решение задач - действенное средство воспитания трудолюбия,               настойчивости, воли, характера.

развивающая: формирование умений логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике, находить выход из нестандартных ситуаций.

                              Решение задач – это мыслительный процесс.

                           Задачи курса:

Познакомить с классификацией химических задач и общими подходами к их решению.

Научить составлять алгоритмы решения задач и  рационально использовать знания по физике, химии и математике для решения расчётных химических задач.

Развивать умения применять на практике полученные знания при решении усложнённых и комбинированных задач.

Привлечь учащихся к самостоятельной работе с использованием  дополнительной, справочной литературы и других информационных источников.

               

                   Образовательные задачи.

               После изучения данного курса учащиеся должны

            знать:                                                                уметь:

основные способы и приёмы                               -  анализировать условие задачи;

решения расчётных химических задач;              -  выбирать способ решения задачи;

                                                                           - решать задачу несколькими способами;

                                                                        -  составлять алгоритм решения задачи;

                                                                                - использовать знания физики и математики

                                                              при решении химических задач;

                                                                             - решать типовые задачи школьного курса

                      химии;

                                                                              - решать усложнённые и комбинированные

                      задачи;

                                                      - оформлять решение задачи;

      Методы преподавания и обучения.

Содержание элективного курса предполагает следующие виды деятельности:

              лекции;

              семинарские занятия;

              самостоятельная работа учащихся;

              проектная деятельность учащихся;

              зачёт ;  творческий отчёт

                 Тематический план

                Названия тем

 Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Общие подходы к решению расчётных задач по химии.

1

Вводная лекция.

2.

Вычисления по химическим формулам.

1

Семинар.

Самостоятельная работа.

3.

Вывод формул химических соединений различными способами.

1

Семинар.

Самостоятельная работа.

4.

Задачи с использованием газовых законов.


(З-н Авогадро. З-ны Гей Люссака и Бойля-Мариотта. З-н кратных отношений).

3

Семинарские занятия.

Самостоятельная работа.

5.

Способы выражения концентрации растворов.


(Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация. Смешивание растворов. Объёмная доля растворённого в-ва).

3

Семинарские занятия.

Самостоятельная работа.

6.

Задачи на определение количественного состава смеси.

1

Семинар.

Самостоятельная работа.

7.

Решение задач по УХР.


(Расчёты по ТХУ. Избыток. Выход продукта. Примеси.)


4

Семинарские занятия.

Самостоятельная работа.

8.

Решение конкурсных задач.

2

Самостоятельная работа : в группах или индивидуальная.

9.

Итоговое занятие.

1

Зачёт.

Творческие отчёты по темам.

                 Формы отчётности.

Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

●конкурс (количественный) решения задач;

●составление мини-сборников авторских задач обуучащихся по разделу или теме                      ( с решениями);

●составление творческих расчётных задач по различным темам: «Медицина», «Экология», «Производство» и др.;

●зачёт по решению задач;

Литература и другие информационные источники.

Л.Ю. Аликберова, Е.И. Хабарова. Задачи по химии с экологическим содержанием. –М.:Центрхимпресс, 2001. -48 с. «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».

П. Будружак. Задачи по химии. М.: Мир, 1989.

Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин. Методика решения задач по химии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по биол. И хим. спец. –М.: Просвещение, 1989. -176 с.

Н.Е.Кузьменко, В.В. Ерёмин. Задачник по химии для школьников и абитуриентов. –М.: «Экзамен», 1999. – 512с.

Г.Л. Маршанова. 500 задач по химии. –М.: «Издат-Школа», 1998.

Л.А. Слета, Ю.В. Холин, А.В. Черный. Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Москва-Харьков: «Илекса» «Гимназия», 1998.

И.В. Свитанько. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994.

Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.

Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2002.

Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2002.

Г.И. Штремплер, А.И. Хохлова. Методика решения расчётных задач по химии 8-11. –М.: «Просвещение», 2000.

Химия. 1С репетитор.

Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

Программа элективного курса "Тайны химических превращений"

Программа элективного курса  «Тайны химических превращений» включает в себя учебную программу, учебно-тематический план, описание опытов.Данный курс рекомендован для учащихся общеобра...

Программа элективного курса: «Решение химических задач». в 11 классе (1 час через неделю, всего 17 часов)

Элективный курс предназначен  для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания общей, органической и неорганической   химии. А также д...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Элективный курс "Решение химических задач"для 10 класса

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатывают...

Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач"

Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач" разработана для учащихся 10 класса.Расчетные химические задачи занимают важное место в изучении химии, так как они обеспечивают более глу...

Рабочая программа по элективному курсу Решение химических задач

Цели данного курса:1. Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии;2. Развитие познавательной и творческой активности, си...