Технологическая карта урока "Число и цифра 9"
методическая разработка по математике по теме

Жигунова Ирина Игоревна

Данная технологическая карта разработана с учетом всех требований ФГОС. Разработана и опробирована в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 1-м классе на тему «Число 9. Цифра 9. Состав числа 9»

Жигунова Ирина Игоревна,

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 12»,

Г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Авторы УМК: Л.Г. Петерсон, образовательная программа «Перспектива»

Оборудование: Учебник, тетрадь, карточки с цифрами от 1 до 8, ноутбук, интерактивная доска, проектор

Цель урока: Ознакомление с числом 9 и цифрой 9, составом числа 9.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

-Учиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

-Развивать умение считать различные объекты и устанавливать порядковый номер объекта при заданном порядке счета.

-Совершенствовать умение правильно употреблять в речи математические понятия, термины.

                           Метапредметные

Познавательные УУД

-Открывать и структурировать знания с помощью учителя.

-Делать выводы на основе анализа объектов.

-Уметь выполнять действия по образцу.

-Уметь высказывать свое мнение, оценивать свою деятельность на уроке.

 -Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-Уметь оценивать свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности и проводить коррекцию.

-Контролировать собственную готовность к уроку.

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

-Уметь определять и формулировать тему урока, учебную цель.

-Принимать и сохранять учебную задачу.

-Уметь слушать других, обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения.

-Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

-Осуществлять волевую саморегуляцию.

Коммуникативные УУД

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

-Уметь участвовать в обсуждении проблемы.

Личностные

-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками.

-Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

-Осознавать необходимость нового знания, проявлять интерес к новому содержанию.

* Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития.

Этап урока,

 время этапа

Задачи  этапа

Методы,  приёмы

обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1.Организа-ционный момент.

1 мин.

Настроить эмоционально и психологически учащихся на урок.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Слово учителя.

Игровой

Фронтальная.

Индивидуальная

Фронтальная.

Индивидуальная

Создаёт благоприятную атмосферу на уроке.

Проверяет готовность детей к уроку,

Просит дежурных провести традиционную зарядку-настрой для класса

Посмотрите на экран. Проверьте, все ли предметы, изображенные на экране у вас в наличии.

Я учусь читать! (рукой показывают на себя, затем складывают ладошки книжкой и изображают процесс чтения)

Я учусь писать! (то же, только одной рукой имитируют движение ручки по листу – по второй ладошке)

Я учусь считать! (то же, только пальчиком изображают движение при счете воображаемых предметов)

Я учусь рисовать! (то же, только имитируют движением руки рисование кистью в воздухе)

Я учусь отвечать! (то же, только складывают руки на парте и поднимают одну руку, готовые отвечать)

Я – лучший ученик!(показывают на себя,

затем показывают движением большого пальца вверх слово «лучший» и движением указательного пальца вверх слово «ученик»)

Я – лучший ученик!

Я – лучший ученик!

Дети слушают.

Проверяют свою готовность к уроку по предметам, изображенным на слайде

(наличие на парте учебника, тетради, пенала)

Повторяют слова и движения за дежурными

Коммуникативные  УУД:

*Уметь сотрудничать

 с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД:

*контролировать собственную готовность к уроку.

2.Актуали-зация знаний.

6 мин.

Выявить уровень имеющихся знаний.

Организовать формулирова-

ние темы урока учащимися.

Наблюде-ние.

Беседа по уточне-нию и выявлению знаний.

Беседа.

Фронтальная.

Фронтальная

Индивидуальная.

Фронтальная

Индивидуальная

Организует работу с числовым отрезком.

Организует работу с компонентами при сложении и вычитании и составом числа 8

Контролирует правильность выполнения задания

Организует беседу

Контролирует правильность употребления в речи математических терминов

Организует и контролирует работу в тетрадях, правильность написания цифр и выражений

Корректирует самооценку учащихся

-Вспомните тему предыдущего урока.

-Число 8, цифра 8, состав числа 8.

-Мы хорошо потрудились на прошлом уроке, а на технологии каждый из вас сделал новую карточку с цифрой 8. И теперь их у вас от 1 до 8. Они помогут нам работать еще лучше!

-Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

        

      1               4       6        8

Числовой отрезок.

Почему это отрезок?

Потому что у него есть начало и конец.

Почему вы назвали его числовым?

Потому что на нем расположены числа

-Что вы заметили?

На отрезке не хватает чисел.

Какое задание вы можете предложить?

Нужно навести порядок на отрезке, вставить пропущенные числа.

Выполните это задание!

Восстановив числовой порядок на отрезке, какие выражения мы можем составить с его помощью?

8-5   и     1+7

В каком из этих выражений нам нужно выполнить действие сложение?

Во втором.

Что является результатом сложения?

Сумма.

В каком из этих выражений нам нужно выполнить действие вычитание?

В первом.

Как называется результат вычитания?

Разность.

-Прочитайте запись на доске, используя названия компонентов

 8-2,  8-1, 8-3, 7+1

Разность, сумма чисел, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое

- Вычислите и запишите результаты

-Проверим ваши ответы.

Кто выполнил задание без ошибок?

Кто допустил всего одну ошибку?

-Оцените свою работу.

-Запишите ответы в порядке возрастания, чтобы узнать, кто пришел к вам в гости.

5,6, 7, 8, Крош

-Действительно, пришел Крош. 

-Расскажите Крошу, что вы заметили?

 Сумма равна 8 или уменьшаемое 8

-Что мы вспомнили и повторили?

-Повторили состав числа 8, названия компонентов.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью карточек с цифрами ученики показывают числа, которые необходимо вставить на место пропусков.

Один ученик определяет, какие ответы верны и записывает на отрезке эти числа.

Три ученика работают индивидуально по карточкам с аналогичными отрезками, но с другими числами.

Отвечают на вопросы

Читают выражения разными способами, используя математичес-кую терминологию

Самостоятельно находят значение выражений

Проверка

Самооценка

Ученики записывают ответы в тетрадях

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

* На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:
*Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

*Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные УУД:

* Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3.Создание проблемной ситуации.

Формулировка темы,

планирова

ние деятельнос

ти

7  мин.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

Определить границы знания и незнания в созданной ситуации.

Организовать формулирование проблемы, постановку цели и плана  урока учащимися.

Создание проблем-ной ситуации.

Побуждающий диалог.

Фронтальная.

Создает проблему

Анализирует результаты

Организует формулирование темы урока.

Организует формулирование учебной цели

Организует  составление плана.

-Крош пришел к вам за помощью, ребята.

Нюша к дню рождения Ежика испекла 9 пирожных. Крош не знал, что это для праздника, не удержался и съел несколько пирожных. Осталось всего 5 пирожных. И теперь, чтобы не испортить день рождения друга, ему нужно испечь столько пирожных, сколько он съел. Но он не знает, сколько это.

-Какой получился ответ?

–Почему получились разные ответы?

Мы не знаем состав числа 9.

-Правильный ответ мы узнаем немного позже.

Какая цифра и какое число сегодня будут главными на уроке?

Число и цифра 9

- Попробуйте определить тему урока.

Число 9, цифра 9, состав числа 9

- Попробуйте поставить цель урока. Чему будем учиться?

Получать число 9. Учиться писать цифру 9. Узнать состав числа 9.

-Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.

-Итак, порядок изучения числа:

1.Определить количественно число 9.

2.Определить местоположение числа 9 на числовом луче.

3.Научиться писать цифру 9.

4.Узнать состав числа 9

Решают задачу.

Показывают результаты своей работы, сравнивают с другими результатами.

Формулируют тему урока с помощью учителя.

Формулируют цель урока с помощью учителя.

Планируют свою работу с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

*Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя.

*Принимать и сохранять учебную задачу.

*Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 

*Уметь определять и формулировать  учебную цель.

*Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД:

*Осознавать необходимость нового знания, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные УУД:

*Уметь участвовать в обсуждении проблемы.

*Уметь слушать других, обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения.

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.Открытие новых знаний

11 мин.

Организовать работу по поиску путей решения проблемы.

Частично-поисковый

Рассказ учителя

Беседа

Демонстрация

Действие по образцу. Сравнение с эталоном

Объяснение учителя

Работа по учебнику

Беседа.

Групповая

Коллективная.

Индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная

Фронтальная

Организует работу в группах.

Организует беседу

Организует работу по плану

Учитель объясняет написание цифры

Следит за правильностью посадки учащихся при письме

Индивидуаль

ная помощь учителя.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Организует работу по учебнику

Организует работу по выявлению закономерностей

1.Определить количественно число 9.

- Подумайте в группах как показать число 9 с помощью:

1р.- цветочков

2р.- учеников

3р. – учебников

На обсуждение 1 минута! 

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности.   Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

Представьте свои результаты!

-Чему мы сейчас учились? 

- Мы количественно представили число 9

- Как мы это сделали? 

Работали в группе    

- Оцените работу группы.

Мы справились с первым шагом нашего плана?

Да

Приступаем к следующему шагу. Какой следующий шаг по плану?

Определить местоположение числа 9

Работаем на стр. 18 учебника

-Где в ряду чисел место числа 9?

Справа от 8

- Почему справа?

Следующее число больше 8.

-За каким числом следует число 9? 

Число 9 следует за числом 8

-Как получить число 9?

Надо к 8 прибавить 1

Или увеличить 8 на 1

Посчитайте, сколько ягод на веточке?

9

-Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? Нет, не умеем писать цифру 9.

-А хотите научиться правильно и красиво писать цифру 9?

Да

-А на что похожа цифра 9?

- Я покажу,  как пишется цифра 9

-Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* на ладошке;

* на спинке;

-Откройте учебник на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

-Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

-Подчеркните самую красивую цифру.

-Оцените друг друга.

-Чему мы сейчас учились?

Писать цифру 9

-Для чего мы выполняли эту работу?

-Пригодится ли в жизни нам это умение писать цифру 9?

-А где мы сможем применить это умение?

Ответы учеников

-Возвратимся к числовому отрезку. Запишем в тетради.

-Как мы можем себя проверить?

По учебнику

-Чему мы учились?

Научились находить на числовом отрезке число 9 и писать цифру 9.

-Справились вы с этой целью?

-Оцените свою работу

-Какой будет следующий шаг?

3. Состав числа 9 (стр.18 учебника)

-Посмотрите на костяшки домино в учебнике. Сколько точек на первой костяшке?

9

-Сколько точек на левой и сколько на правой половинах домино?

5 и 4

-Какое выражение можно составить?

5+4=9

-Какое выражение получилось для второй костяшки домино??

6+3=9.

-А теперь выполним задание №2 на стр. 18

Посмотрите на верхнюю строчку? Что вы заметили?

1-е слагаемое в каждом примере уменьшается на 1, а 2-е слагаемое при этом увеличивается на 1

-А теперь заполните пропуски в каждом столбике примеров. Что особенного в каждом столбике?

1-й столбик с числами 1, 8 и 9

2-й столбик с числами 2, 7 и 9

3-й столбик с числами 3, 6 и 9

4-й столбик с числами 4,5 и 9

Сравните 1-й и 2-й примеры в каждом столбике. Что вы заметили?

Слагаемые поменялись местами.

-А почему результат везде одинаковый?

Переместительное свойство сложения: от перестановки слагаемых сумма не изменяется

-А теперь мы сможем помочь Крошу решить пример?

Да. По числовому отрезку, используя состав числа.

-Какой получился ответ?

- Чему мы сейчас учились?

 Узнали состав числа 9

-Достигли вы этой цели?

-Оцените свою работу.

Обсуждают задание в группах

Слушают рассказ учителя

Оценивают работу своей группы

Делают вывод с помощью учителя

.

Отвечают на вопросы

Прописывают цифру 9: в воздухе; на ладошке; на спинке

Прописывают цифру 9 по образцу

Самооценка

Взаимопроверка

Показывают на числовом отрезке в тетради и сравнивают с эталоном в учебнике

Проверяют, высказывают свои предположения доказывают, повторяют правило

Составляют выражения, записывают в тетради.

4 человека работают у доски, все работают в учебнике.

Отвечают на вопросы

Делают выводы, аргументируют

Самооценка

Познавательные УУД:

*На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.

Предметные Д:

*Знать количественное значение числа 9

* Знать место этого числа на числовом отрезке и как  обозначить число цифрой.

* Знать состав числа 9

Регулятивные УУД:

*Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

*Уметь работать в группе

*Воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками.

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка

1 мин.

Снятие физического и интеллектуального напряжения.

Игра.

Фронтальная.

Предлагает ученикам выполнить физические упражнения.

-Крош обрадовался, что вы ему помогли и научили его считать, и придумал упражнения, которые мы выполним под счет.

Выполняют упражнения, считая вслух от 1 до 9 и в обратном порядке

Регулятивные УУД:

*Осуществлять волевую саморегуляцию.

Коммуникативные УУД:

* Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

5.Развитие умений – применение знания

12 мин.

Установить осознанность восприятия информации.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Стимулировать познаватель

ный интерес учащихся.

Самосто-ятельная работа.

Индивидуальная.

Работа в парах

Организует самостоятельную работу в учебнике.

Организует проверку в парах выполненного задания.

Организует самооценку выполненной работы.

Крош боится, что вы забудете то, что изучили. Чтобы этого не случилось, что нужно сделать?

Закрепить знания, выполняя различные упражнения.

№1  стр.18

Что нужно сделать?

Посчитать предметы, соединить с числом и нарисовать столько же кружков под этим числом.

.

Выполняют самостоятельно

Проверяют в парах

Выполняют устную самооценку работы

2 человека решают на доске, остальные самостоятельно

Предметные Д:

*Уметь решать примеры, используя состав числа 9  

Познавательные УУД:

*Извлекать информацию и понимать ее.

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

*Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

*оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения.

Коммуникативные УУД:

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка для глаз.

Снятие зрительного напряжения.

Игра.

Фронтальная.

Предлагает ученикам выполнить упражнения.

Потрите ладони, закройте глаза руками.

Выполняют упражнения.

Коммуникативные УУД:

* Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

6.Реализация продукта.

 5 мин.

Проверить уровень усвоения материала на уроке.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная

Фронтальная.

Организует работу в учебнике

№3 стр. 19 «Айболит»

Решить примеры с двумя действиями и определить, кому из зверей нужна помощь Айболита .

Тюленю - 4, дельфину-5, ежику-3,птичке-7, бабочке-9, собачке-2

 Работают в учебнике.

Проверяют.

 Предметные УУД:

*Умение структурировать свои знания

Регулятивные УУД

*Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД:

*Уметь слушать других, обосновывать и  доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения.

*Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Личностные УУД:

Отношение к природному миру

7.Подведе-ние итогов урока.

Рефлексия.

3 мин.

Зафиксировать новое содержа-ние урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Беседа.

Рефлек-сия.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Какая тема урока была?

-Какую цель мы ставили?

-Добились ли вы своей цели?

-Оцените  свою работу на уроке и работу ваших одноклассников

-Как вы думаете, на следующем уроке технологии, какую карточку мы сделаем, если у нас будет время?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные УУД:

*Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

*Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

* Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Личностные УУД 

* Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...

Технологическая карта занятия по математике для дошкольников по теме "Число и цифра 8"

Занятие для детей 6-7 лет. В основе лежит учебно-методический комплект Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина "Раз- ступенька, два- ступенька..."...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...

Технологическая карта "Возвращение цифрят-зверят в страну Математики"

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений«Возвращение цифрят-зверят в страну Мате...