Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnaya_tekhnologicheskaya_karta.docx | 83.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальная технологическая карта урока
Предмет | литература | Класс | 7 |
Тема урока | Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры» | ||
Педагогические цели урока | Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции. | ||
Задачи урока | Обучающие: 1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа. 2. Ответить на проблемный вопрос: « Для кого и почему написан рассказ?» 3. Показать произведение в единстве формы и содержания. 4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа. Развивающие: 1. Совершенствовать навыки связной монологической речи. 2. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом. 3. Развивать внимание и умение мыслить самостоятельно Воспитательные: 1. Научить детей уважать личность гражданина. 2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека. 3.Учить терпимости, честности, умению прощать. | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») Результат планируемый - анализируя текст рассказа через портретную, речевую характеристики, сравнительный анализ объективно оценить поступки, поведение главных героев произведения, сделать соответствующие выводы. | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Ученик научится: - анализировать текст рассказа через портретную, речевую характеристики; - осуществлять сравнительный анализ; - объективно оценивать поступки главных героев произведения; - делать соответствующие выводы. - Получит возможность: - анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников; - познакомиться с понятием « психологический портрет»; - извлекать необходимую информацию из учебника, текста (рассказа); - развивать монологическую речь. | Регулятивные: - принимать, формулировать и сохранять учебную задачу; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; - производить логические операции. Познавательные: - освоить способы анализа эпического произведения малой формы; - определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; - составить алгоритм, определяя последовательность действий; -ориентироваться в разнообразии способов решения литературоведческих задач ; -осуществлять рефлексию деятельности; - осуществлять контроль (само-, взаимоконтроль) деятельности Коммуникативные: - формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - слушать и понимать речь других; -ставить вопросы, необходимые для организации взаимодействия; -формулировать собственное мнение | - осознание возможностей литературы для самовыражения и развития творческих способностей обучающихся; - принятие и освоение обучающимися предложенной социальной роли; - сформировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
Условия реализации урока | |||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование |
1. Учебник «Литература 7 класс» под редакцией В.Я. Коровиной. 2. Толковый словарь С.И. Ожегова. | Компьютер, проектор, экран карточки. | ||
Основные понятия | Рассказ, герой эпического произведения, психологический портрет, характеристика образа героя (речь, портрет, характер, взаимоотношения героев), композиция, толерантность. | ||
Форма проведения урока | Урок — беседа |
Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности (3 минуты) Цель: смотивировать учащихся на работу с темой | ||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Слово учителя. Чтение стихов И.Бунина о природе. Учитель предлагает учащимся вспомнить ранее изученные произведения Бунина (лирика и эпос) | Вопрос к учащимся. Каковы темы рассказов Бунина, изученных нами в младших классах? | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. | Предметные - получат возможность вспомнить ранее изученные произведения | УУД Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. |
Актуализация знаний (8 минут) Цель: повторить изученное и определить уровень знаний. | ||||
Учитель: недавно мы с вами изучали повесть Л.Толстого «Детство», сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства. | Задание классу. Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Толстой? Ученики знакомятся с биографией И. Бунина ( презентация ученика) | Выступление ученика с презентацией, остальные кратко конспектируют основные положения работы. Учащиеся формулируют цель урока по предложенной теме. | Ученик научится: - самостоятельно формулировать цель урока; - отрабатывать навыки конспектирования; - выбирать основное в предложенном материале. | коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение; познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; анализировать предложенный материал; регулятивные: формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы; самоанализ |
Локализация затруднений и их коррекция (5 минут) Цель: определить характер затруднений и провести их коррекцию | ||||
Учитель предлагает задание повышенной сложности (работа с репродукциями В.Серова). Учитель проводит локализацию и коррекцию затруднений. Проблемный вопрос «Для кого и почему написан рассказ?» | Опишите мальчика на портрете, чем он похож на героя рассказа? Осмысление проблемного вопроса. | Работа в парах. Монологические ответы учеников. Фронтальная беседа. | Получат возможность -научиться описывать произведения живописи, -сопоставлять образы художественных текстов и произведений живописи, познакомиться с творчеством русских живописцев. | регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы; познавательные: – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; –устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные УУД: –формулировать собственное мнение и аргументировать позицию. |
Реализация построенного проекта (темы урока) (15 минут) Цель: развивать навыки анализа художественного произведения, совершенствовать монологическую речь | ||||
Учитель: обратимся к рассказу Вопросы классу: От чьего имени ведётся рассказ? Какова тема рассказа? Ваши чувства после прочтения. Учитель обращает внимание на особенности композиции. Учитель: давайте рассмотрим поведение героев во время ссоры. | Задание для учащихся. Ответить на поставленные вопросы, определить тему произведения, вспомнить понятия идеи и композиции. Учащиеся вспоминают элементы композиции. Работа со слайдом. | Учащиеся заслушивают ответы товарищей, анализируют их, определяют тему произведения, ведут запись в тетради. Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют свои ответы. Ответы фиксируют в тетради.
Анализируют речь, манеру, отношение к себе главных героев. Знакомятся с понятием «психологический портрет», записи в тетради. | Получат возможность развивать монологическую речь. Углубят знания по теории литературы, усовершенствуют приёмы анализа образа героя художественного произведения. | Коммуникативные: формирование умения слушать и анализировать услышанное. регулятивные УУД: формирование умения планировать учебную деятельность при решении литературной задачи; определять последовательность производимых действий. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных вопросов | ||||
Учитель: поразмышляем над вопросами (слайд) | Подумать над предложенными вопросами | Фронтальная беседа, первичное подведение итогов. | Получат возможность объективно оценивать образы главных героев | Коммуникативные: строить речевые высказывания; Регулятивные: корректировка и построение первичных выводов |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 минуты) Цель: проконтролировать умение находить правильный ответ, анализировать. | ||||
Учитель: Легко ли быть ребёнком и почему? Какие уроки на взрослое будущее вы извлекли? | Класс разбивается на группы для ответа на вопрос. Учащиеся должны письменно ответить на вопрос, готовятся к выступлению. | Дискуссия по заданному вопросу. Учащиеся записывают в тетрадь результаты своих рассуждений Ученица проводит тест. | Научатся формулировать и доказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, анализировать свои поступки. | Регулятивные: соотнесение полученного результата с действительностью Коммуникативные: умение доказывать, обосновывать своё мнение. |
Включение в систему знаний, решение заданий творческого уровня (4 минут) Цель: формировать умение использовать изученный материал при решении творческих задач | ||||
Учитель предлагает прочитать самостоятельно написанные стихи | Задание творческого характера. Ученики выполняли дома творческое задание (писали стихи о детстве). | Читают свои стихи. | Научатся воплощать ответы в лирической интерпретации; выражать внутреннее мироощущение, соотносить его с реальностью. | коммуникативные УУД: -строить речевое высказывание - регулятивные : активизируют мыслительную деятельность; устанавливают логические связи. |
Рефлексия деятельности (8 минут) Цель: проверить и оценить уровень достижения поставленных целей | ||||
Учитель: ответим на проблемный вопрос «Для кого и почему написан рассказ?» Тест, итог, оценки, домашнее задание Какова идея данного произведения? Домашнее задание (слайд) | Размышляют над вопросом Учащимся предлагается тест с целью определения толерантности по отношению к окружающим | Фронтальная беседа, монологические ответы Ученица проводит тест. Учащиеся выполняют задания тестового характера и проверяют его. Отвечают на вопрос | Научатся формулировать и доказывать свои мысли Проверят личностные качества, получат возможность формировать ценностные ориентиры; решать моральные задачи. Получат возможность подводить итог, проконтролируют свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний | - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя -адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формирование рефлексивной самооценки своих способностей и возможностей. личностные: умение проявлять интерес, стремление к самообразованию и самооценке |
Результат полученный: большая часть учащихся неплохо анализирует текст. Дети с пониманием оценивают характер героя через его речь, его поступки, делают выводы. Более объективная оценка уровня знаний появится после проверки сочинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева
Урок построен по технологии педагогические мастерские....
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...
Технологическая карта у уроку литературы в 6 классе «Страна высоких вдохновений» (по творчеству русских поэтов XIX и XX веков).
Урок - проект, целью которого является приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формирование познавательной культуры личности и развитие интеллектуальных способностей 6-кл...
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"
ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...
Технологическая карта интегрированного урока литературы с технологией по теме "Мать рассказывает" (Рассказ из автобиографической повести эвенского писателя Н.С. Тарабукина)
Сценарий интегрированного урока по литературе и технологии для обучающихся 5 класса по рассказу "Мать рассказывает" из автобиографической повести "Мое детство"...