Мотивация к деятельности | Слово учителя. Слайд 2 Учитель предлагает вспомнить ранее изученные произведения И. Бунина. («Косцы», «Детство», «Листопад», «Нагая степь») Каковы темы рассказов И. Бунина, изученных нами в младших классах? (мир природы и человека) | Отвечает на вопросы. | Предметные: получает возможность вспомнить ранее изученные произведения. Коммуникативные: умеет слушать и понимать, строит речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. Личностные: формирует внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. |
Актуализация знаний | 1. Недавно мы изучали повесть Л.Н. Толстого «Детство», сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства. Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Н. Толстой? Слайд 3 2. Знакомство с биографией И. Бунина (презентация). Слайд 4-6. | Формулирует цель урока по предложенной теме.
Работа с презентацией | Предметные: самостоятельно формулирует цель урока; выбирает основное в предложенном материале. Коммуникативные: формулирует собственное мнение. Познавательные: понимает заданный вопрос и строит сообщение в устной форме; анализирует предложенный материал. Регулятивные: формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы. |
Беседа | Работа с репродукциями В.Серова. Слайд 7 Опиши мальчика на портрете, чем он похож на героя рассказа? Проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?» - Чем необычен этот рассказ?(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.) - По какой схеме строится повествование? Чтобы ответить на этот вопрос, подбери местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения) Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика) —Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм) О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте) —Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.) —Какова главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.) —Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащийся активно обсуждает проблему, приходит к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…) - Как ты думаешь, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.) —Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть? | Осмысление проблемного вопроса. Беседа с элементами анализа
Знакомятся с понятием «психологизм», записи в тетради.
Определяют тему произведения, ведут запись в тетради.
Анализируют речь, манеру, отношение к себе главных героев. | Предметные: получает возможность научиться описывать произведения живописи, сопоставляет образы художественных текстов и произведений живописи, знакомится с творчеством русских живописцев. Регулятивные: формирует умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы. Познавательные: понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме; устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные: формулирует собственное мнение и аргументирует позицию. |
Практическая деятельность | Учитель обращает внимание на особенности композиции. - Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть? Пользуясь общей схемой композиции рассказа и тем, как дома ты озаглавила каждую часть, распредели семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой. - Обрати внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор? Композиция рассказа Кульминация 4-я глава | Развитие действия Развитие ссоры Главы 2–4 Завязка Глава 1 | Развитие действия Ссора в обобщённом виде Главы 5–6 Развязка Глава 7 | Помнишь ли: | Вступление Где, когда, с кем, почему произошёл случай? (Взгляд в прошлое) Глава 1 + лирическое отступление | Заключение Какой след оставил случай? Чему научил? (Осмысление прошлого.) Глава 7 |
(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.) —Прочитай, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.) —Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтверди свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.) —Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.) —А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.) —Подтверди эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.) —Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.) —Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.) —Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”) —Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы ты озаглавил эту главу? (Все забыли о тебе.) —Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.) Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.) | Работа с презентацией. Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют свои ответы. Ответы фиксируют в тетради. Вспоминают элементы композиции. Работа по учебнику. | Предметные: получает возможность развивать монологическую речь; усовершенствует знания по теории литературы, приёмы анализа образа героя художественного произведения. Коммуникативные: формирует умения слушать и анализировать услышанное. Регулятивные: формирует умения планировать учебную деятельность при решении литературной задачи; определяет последовательность производимых действий. |
Первичное подведение итогов | Легко ли быть ребёнком и почему? Какие уроки на взрослое будущее ты извлекла? Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность. | Отвечает на вопросы. Совместно с учителем делает выводы. | Предметные: учится формулировать и доказывать свою точку зрения, отстаивает собственное мнение, анализирует свои поступки. Регулятивные: соотнесение полученного результата с действительностью. Коммуникативные: умение доказывать, обосновывать своё мнение. |
Включение в систему знаний, решение заданий творческого уровня | Учитель предлагает прочитать самостоятельно написанные стихи. Ученица выполняла дома творческое задание (писал стихи о детстве). | Читает свои стихи. | Предметные: учится воплощать ответы в лирической интерпретации; выражает внутреннее мироощущение, соотносит его с реальностью. Коммуникативные: строит речевое высказывание Регулятивные: активизирует мыслительную деятельность; устанавливает логические связи. |
Рефлексия деятельности | Ответим на проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?» Слайд 10 Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю тебе дома подумать над смыслом названия рассказа. Итог, оценки | Размышляет над вопросом.
| Предметные: учится формулировать и доказывать свои мысли. Проверяет личностные качества, получает возможность формировать ценностные ориентиры; решает моральные задачи. Получает возможность подводить итог, контролирует свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний Регулятивные: осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем; формирует рефлексивную самооценку своих способностей и возможностей. Личностные: умение проявлять интерес, стремление к самообразованию и самооценке |