Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Карепова Юлия Григорьевна

Цель: 

Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bunin_tsifry1.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 19

Предмет

Литература

Класс

7

Тема урока

Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Тип урока

Объяснения нового материала.

Цель

Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знание изученных текстов.

Анализировать текст рассказа через портретную, речевую характеристики;

осуществлять сравнительный анализ;

объективно оценивать поступки главных героев произведения;

делать соответствующие выводы.

Получит возможность:

познакомиться с понятием «психологический портрет»;

извлекать необходимую информацию из учебника, текста (рассказа);

развивать монологическую речь.

Регулятивные:

принимать, формулировать и сохранять учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; делать выводы о результате совместной работы обучающегося и учителя; производить логические операции.

Познавательные:

освоить способы анализа эпического произведения малой формы; определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; составить алгоритм, определяя последовательность действий; ориентироваться в разнообразии способов решения литературоведческих задач; осуществлять рефлексию деятельности; осуществлять контроль  деятельности

Коммуникативные:

формировать собственное мнение и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение

Осознание возможностей литературы для самовыражения и развития творческих способностей обучающихся; принятие и освоение обучающимися предложенной социальной роли; сформировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Коррекция нарушений развития ребенка

(в соответствии с картой динамики развития ребенка)

Коррекция и развитие связной устной речи. Развивать мыслительную и творческую деятельность

Основные понятия и термины

Рассказ, психологизм, характеристика образа героя (речь, портрет, характер, взаимоотношения героев), композиция, покаяние, толерантность.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация к уроку

Методы обучения

Беседа, частично-поисковый, словесные, наглядные

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые умения

Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Слайд 1

Мотивация к  деятельности

Слово учителя. Слайд 2

Учитель предлагает вспомнить ранее изученные произведения И. Бунина. («Косцы»,  «Детство», «Листопад», «Нагая степь»)

Каковы темы рассказов И. Бунина, изученных нами в младших классах?  (мир природы и человека)

Отвечает на вопросы.

Предметные: получает возможность вспомнить ранее изученные произведения.

Коммуникативные: умеет слушать и понимать, строит речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.

Личностные: формирует внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Актуализация знаний

1. Недавно мы  изучали повесть Л.Н. Толстого «Детство», сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства.

Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Н. Толстой? Слайд 3

2. Знакомство с биографией И. Бунина (презентация). Слайд 4-6.

Формулирует цель урока по предложенной теме.

Работа с презентацией

Предметные: самостоятельно формулирует цель урока; выбирает основное в предложенном материале.

Коммуникативные: формулирует собственное мнение.

Познавательные: понимает заданный вопрос и строит сообщение в устной форме; анализирует предложенный материал.

Регулятивные: формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы.

Беседа

Работа с репродукциями В.Серова. Слайд 7

Опиши мальчика на портрете, чем он похож на героя рассказа?

Проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?»

- Чем необычен этот рассказ?(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

- По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подбери местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)

Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)

—Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

—Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

—Какова главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащийся активно обсуждает проблему, приходит к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

- Как ты думаешь, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

—Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Осмысление проблемного вопроса.

Беседа с элементами анализа

 Знакомятся с понятием «психологизм», записи в тетради.

Определяют тему произведения, ведут запись в тетради.

Анализируют речь, манеру, отношение к себе главных героев.

Предметные: получает возможность научиться описывать произведения живописи, сопоставляет образы художественных текстов и произведений живописи,           знакомится с творчеством русских живописцев.

Регулятивные: формирует умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные: понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме; устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные: формулирует собственное мнение и  аргументирует позицию.

Практическая деятельность

Учитель обращает внимание на особенности композиции.

- Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа и тем, как дома ты озаглавила каждую часть, распредели семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

- Обрати внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?

Композиция рассказа
Кульминация
4-я глава

Развитие действия
Развитие ссоры
Главы 2–4
Завязка
Глава 1

Развитие действия Ссора в обобщённом виде
Главы 5–6
Развязка
Глава 7

Помнишь ли:

Вступление
Где, когда, с кем, почему произошёл случай?
(Взгляд в прошлое)
Глава 1 + лирическое отступление

Заключение
Какой след оставил случай?
Чему научил? (Осмысление прошлого.)
Глава 7

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)

—Прочитай, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

—Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтверди свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

—Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

—А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

—Подтверди эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

—Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

—Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

—Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

—Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы ты озаглавил эту главу? (Все забыли о тебе.)

—Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

Работа с презентацией.

 Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют свои ответы. Ответы фиксируют в тетради.

Вспоминают элементы композиции.

Работа по учебнику.

Предметные: получает возможность развивать монологическую речь; усовершенствует знания по теории литературы, приёмы анализа образа героя художественного произведения.

Коммуникативные: формирует умения слушать и анализировать  услышанное.

Регулятивные: формирует умения планировать учебную деятельность при решении литературной задачи; определяет последовательность производимых действий.

Физкультминутка

Слайд 9

Выполняют простые упражнения.

Личностные: осознает необходимость заботы о здоровье.

Первичное подведение итогов

Легко ли быть ребёнком и почему?

Какие уроки на взрослое будущее ты извлекла?

Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

Отвечает на вопросы.

Совместно с учителем делает выводы.

Предметные: учится формулировать и доказывать свою точку зрения, отстаивает собственное мнение, анализирует свои поступки.

Регулятивные: соотнесение полученного результата с действительностью.

Коммуникативные: умение доказывать, обосновывать своё мнение.

Включение в систему знаний, решение заданий творческого уровня

Учитель предлагает прочитать самостоятельно написанные стихи.

Ученица выполняла дома творческое задание (писал стихи о детстве).

Читает свои стихи.

Предметные: учится воплощать  ответы  в лирической интерпретации; выражает внутреннее мироощущение, соотносит его с реальностью.

Коммуникативные: строит речевое высказывание

Регулятивные:

активизирует мыслительную деятельность; устанавливает логические связи.

Рефлексия деятельности

Ответим на проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?» Слайд 10

Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю тебе дома подумать над смыслом названия рассказа.

Итог, оценки

Размышляет над вопросом.

Предметные: учится формулировать и доказывать свои мысли. Проверяет личностные качества, получает возможность формировать ценностные ориентиры; решает моральные задачи.

Получает возможность  подводить итог, контролирует свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний

Регулятивные: осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем; формирует рефлексивную самооценку своих способностей и возможностей.

Личностные: умение проявлять интерес,  стремление к самообразованию и самооценке

Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к электронному уроку по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых" по рассказу И. Бунина "Цифры".

В презентации представлены приёмы и виды деятельности на уроке, а также даны краткие рекомендации к проведению урока....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Комплексный анализ рассказа К.Д. Ушинского «История одной яблоньки» "

Урок предназначен для учащихся 6 класса. Урок внеклассного чтения. Урок посвящен комплексному анализу рассказа «История одной яблоньки» К.Д. Ушинского - русского педагога, детского писател...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, Предмет: литературное чтение. Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». Рассказ. 5 класс (коррекционная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: литературное чтение.Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». ...

Технологическая карта урока по теме "Взаимоотношение людей, проживающих в городе"

Сценарий урока ОБЖ в 5 классе по теме "Взаимоотношение людей, проживающих в городе"....