Фрагмент методического пособия «Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения».
методическая разработка по математике на тему
Анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней
Сравнивая стандарты базового и профильного уровней, следует отметить, что различия содержания, обязательного минимума основных образовательных программ, обязательных умений учащихся обусловлены различием целей базового и профильного уровня обучения математике.
Цели изучения математики на базовом уровне предполагают формирование представлений о математике как универсальном языке науки и лишь об общих идеях и методах математики; развитие логического мышления и пространственного воображения лишь на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности и дальнейшего обучения, не ставится цель развития математического мышления, творческих способностей и самостоятельной деятельности в области математики; овладение математическими знаниями, не требующее углубленной математической подготовки; понимание математики, как части общечеловеческой культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмент методического пособия «Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения».
Анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней
Сравнивая стандарты базового и профильного уровней, следует отметить, что различия содержания, обязательного минимума основных образовательных программ, обязательных умений учащихся обусловлены различием целей базового и профильного уровня обучения математике.
Цели изучения математики на базовом уровне предполагают формирование представлений о математике как универсальном языке науки и лишь об общих идеях и методах математики; развитие логического мышления и пространственного воображения лишь на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности и дальнейшего обучения, не ставится цель развития математического мышления, творческих способностей и самостоятельной деятельности в области математики; овладение математическими знаниями, не требующее углубленной математической подготовки; понимание математики, как части общечеловеческой культуры.
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Формирование представлений об идеях и методиках математики, о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- Овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ профессионального уровня при изучении логарифмических уравнений:
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число e.
Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.
Решение логарифмических уравнений и неравенств и их систем.
Требования к подготовке школьников, изучающих математику по программе базового уровня, не предусматривают детального изучения логарифмических уравнений; от учащихся требуется умение решения простейших логарифмических уравнений, в большинстве случаев без глубокого анализа полученного ответа.
Требования к изучению математики на профильном уровне предусматривают умения:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
В целом, содержание материала темы "Логарифмические уравнения" на базовом и профильном уровнях остается практически одинаковым, однако глубина изучения материала на этих уровнях существенно различается.
Какой учебник выбрать для изучения темы "Логарифмические уравнения"?
Чем дольше работаешь, тем ответственнее относишься к выбору учебного материала. На курсах, опытные преподаватели всегда ссылаются на разные источники информации, а ты с уважением относишься к мнению таких специалистов, потому, что понимаешь – Учитель учится всегда! Работая по разным учебникам, обращаешь внимание на изложение материала. Где-то теоретический материал изложен лучше, понятнее, где-то практический – разнообразнее, интереснее. В зависимости от уровня подготовки класса, и при наличии дополнительных учебных часов вносишь коррективы в учебное планирование.
Рассмотрим примеры распределения времени на изучение темы логарифмические уравнения:
Автор учебника | Класс | Кол-во часов Базовый уровень | Кол-во часов Профильный уровень |
С.М. Никольский | 10 класс | 2 | 3 |
А.Н. Колмогоров | 11 класс | 4 | 5 |
А.Г. Мордкович | 11 класс | 3 | 3 |
Н.Я. Виленкин | 11 класс | 6 | 6 |
Выполним сравнительный анализ содержания школьных учебников по математике.
Логико-дидактический анализ представляет последовательность действий: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы (теоретического и задачного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных средств, методов и приёмов обучения; определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся.
Логический анализ темы, прежде всего, сводится установлению логической организации учебного материала в ней с учётом специфики аксиоматического метода. Математический анализ сводится к выяснению основной математической идеи темы (ответ на вопрос, о чём в этой теме узнаем), к выяснению математических обоснований выполняемых преобразований, исследований, доказательств, к осмыслению применяемых в теме математических методов и приёмов. Результатом выполнения логико-математического анализа будет определение "ядерного" материала, логической строгости его изучения и математических методов и приёмов изучения этого материала. На основе логико-математического анализа теоретического материала темы выполняется анализ математических задач. Результатом анализа математических задач будет в каждой теме своя типология; основные задачи, которые необходимо решать в классе; методическое отношение к остальным задачам.
Проведём логико-математический анализ темы "Логарифмические уравнения" в различных школьных учебниках. С этой целью выясним:
- какие новые понятия рассматриваются, даются ли им определения;
- какие новые утверждения изучаются, что они отражают, каковы основные идеи доказательств;
- какие новые виды задач и примеров рассматриваются в объяснительном тексте, каково их назначение, приводятся ли алгоритмы их решения;
- какие задачи приводятся в задачном материале пункта.
В рассматриваемых учебниках исследуемой теме отводится разное место. Так, в учебнике А.Н. Колмогорова тема "Логарифмические уравнения" изучается в десятом параграфе пункт 39 главы "Показательная и логарифмическая функции". В учебнике С.М. Никольского она изучается в шестом параграфе пункт 6.2 главы "Корни, степени, логарифмы". В учебнике Н.Я. Виленкина во втором параграфе пункты 3-4 главы "Показательная, логарифмическая и степенная функции". А в учебнике А.Г. Мордковича данная тема изучается в пятьдесят втором параграфе главы "Показательная и логарифмическая функции".
Проанализируем учебный материал.
В учебнике А.Н. Колмогорова тема "Логарифмические уравнения" объединена с логарифмическими неравенствами в пункте "Решение логарифмических уравнений и неравенств". Сразу (без определения) даётся простейшее логарифмическое уравнение и рассматриваются его свойства на примере логарифмической функции, из определения логарифма делается вывод, что его решением является . Затем рассматриваются примеры решения логарифмических уравнений и неравенств.
В учебнике С.М. Никольского тема "Логарифмические уравнения" выделена отдельным пунктом. Логарифмическое уравнение вводится следующим образом:
"Пусть a - данное положительное, не равное 1 число, b - данное действительное число. Тогда уравнение
называют простейшим логарифмическим уравнением".
далее в параграфе рассматриваются различные примеры решения уравнений.
В учебнике Н.Я. Виленкина данная тема разбита на два пункта и рассматривается одновременно с логарифмическими неравенствами:
1. "Простейшие логарифмические уравнения и неравенства", где вводится понятие логарифмического уравнения, корня уравнения и рассматриваются простейшие примеры:
"Простейшим логарифмическим уравнением (т.е. уравнением, содержащим неизвестное под знаком логарифма) является , где , . Так как равенство равносильно равенству , то получем:
Если , то корень уравнения равен ".
2. "Решение логарифмических уравнений и неравенств", где формулируется теорема:
Уравнение , где , , равносильно системе:
состоящей из уравнения и двух неравенств.
Даётся краткий алгоритм для решения логарифмических уравнений:
Для решения уравнения при , нужно:
1) решить уравнение f (x) =g (x);
2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенству f (x) >0 (или, то же самое, неравенству g (x) >0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.
Далее рассматриваются примеры решения логарифмических уравнений, но в данном учебнике они более сложные.
В учебнике А.Г. Мордковича тема "Логарифмические уравнения" выделена отдельным пунктом. Понятие логарифмического уравнения дано следующим образом:
"Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида
,
где a - положительное число, отличное от 1, и уравнения, водящиеся к этому".
Сформулирована теорема:
Если и , то логарифмическое уравнение (где , ) равносильно уравнению .
Выделяются три основных метода решения логарифмических уравнений:
1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции (он был рассмотрен ранее при изучении свойств функции).
2) Метод потенцирования. Он основан на теореме, изложенной в параграфе.
3) Метод введения новой переменной.
Все методы решения логарифмических уравнений рассмотрены в данном параграфе на примерах, или в предыдущих параграфах.
Задачный материал включает: простейшие логарифмические уравнения, а также более сложные, содержащие в подлогарифмическом выражении квадратный трёхчлен и иррациональность, содержащие в основании дробные числа, выражения с переменной и иррациональность, дробные логарифмические уравнения, уравнения, содержащие логарифм в степени, логарифмические неравенства и системы уравнений. В учебниках Колмогорова и Мордковича выделены обязательные задания и задания повышенного уровня. Профильное различие заключается в количестве практического материала и в сложности предлагаемых заданий.
Сравнительный анализ содержания школьных учебников показал, на наш взгляд, что для работы в классе с углубленным изучением математики, т.е. для естественно-математических классов, больше всего подходит учебник А. Г. Мордковича, для общеобразовательных классов учебники С.М. Никольского и Н. Я. Виленкина, для гуманитарных классов, в которых математика изучается по минимуму учебник А.Н. Колмогорова.
Специально разработанные учебники по математике для разных профилей не получили широкого распространения, поэтому при подготовке к уроку я пользуюсь несколькими учебниками и различными методическими пособиями. Например, при подготовке к уроку математики в классе естественно-математического профиля использую одновременно учебники А.Г. Мордковича и С.М. Никольского, А.Н. Колмогорова и Ш.А. Алимова, что обусловлено полнотой содержания по данной теме и трудностью подобранного задачного материала. В этом состоит одна из проблем обучения математике в классах разного профиля.
Модульная карта изучения темы "Логарифмические уравнения"
1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения. |
2. Блок информации: учебник Урок 1. Решение логарифмических уравнений (с использованием модульного обучения и лекционного метода). Промежуточный контроль: Работа по карточкам, индивидуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимопомощь. Проверка домашних дифференцированных работ. Урок 2. "Подготовка к контрольной работе". Взаимоконтроль, выставление рейтинговых оценок, самооценка. Урок 3. Контрольная работа по теме: "Логарифмические уравнения". Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий. |
Примерное содержание карточек.
1) Решите уравнения: Оценка "3"
,
,
,
,
,
Оценка "3"
,
,
.
Решите уравнения:
,
,
,
Найдите больший корень уравнения.
Решите уравнения: на "4"
,
.
Решить уравнения: на "5"
,
,
,
Самостоятельная работа "Логарифмические уравнения".
Решить уравнения:
На "3":
,
,
.
На "4":
,
,
.
На "5":
,
,
.
На данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе.
Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками решение всех заданий осуществляется на доске.
Учащиеся, имеющие более высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют своё решение по листу самоконтроля.
Контрольная работа предполагает задания на "3", "4" и "5".
Приведём примеры заданий:
На "3":
Найти x, если: .
Найти область определения функции: .
Решите уравнение:
На "4":
Найти x, если: .
Найти область определения функции: .
Решите уравнение: .
На "5":
Найти x, если: .
Найти область определения функции: .
Решите уравнение:
Модульная карта изучения темы "Логарифмические уравнения"
1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения. |
2. Блок информации: учебник Урок 1. Решение логарифмических уравне-ний (с использованием модульного обучения и лекционного метода. Промежуточный контроль: Работа по карточкам, индивидуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимопомощь. Проверка домашних дифференцированных работ. Урок 2. "Подготовка к контрольной работе". Взаимоконтроль, выставление рейтинговых оценок, самооценка. Урок 3. Контрольная работа по теме: "Логарифмические уравнения". Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий. |
Содержание карточек.
1) Решите уравнения: , ,
,
,
,
на "3"
,
,
.
2) Решите уравнения:
,
,
,
Найдите больший корень уравнения.
Решите уравнения: на "4"
,
.
3) Решить уравнения: на «5»
,
,
,
Самостоятельная работа "Логарифмические уравнения".
Решить уравнения:
На "3":
,
,
.
На "4":
,
,
.
На "5":
,
,
.
На данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе.
Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками решение всех заданий осуществляется на доске.
Учащиеся, имеющие более высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют своё решение по листу самоконтроля.
Контрольная работа предполагает задания на "3", "4" и "5".
Приведём примеры заданий:
На "3":
Найти x, если: .
Найти область определения функции: .
Решите уравнение:
На "4":
Найти x, если: .
Найти область определения функции: .
Решите уравнение: .
На "5":
Найти x, если: .
Найти область определения функции: .
Решите уравнение:
Методические рекомендации к изучению темы "Логарифмические уравнения"
1. Естественно -математический профиль
Цели: раскрыть понятие "логарифмическое уравнение"; ознакомить учащихся с основными приёмами и методами решения уравнений этого вида; обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическими приёмами решения логарифмических уравнений.
Урок 1: "Решение логарифмических уравнений".
Тему лучше изложить лекционно. Содержание лекции может быть следующим:
Простейшим логарифмическим уравнением (то есть уравнением, содержащим неизвестное под знаком логарифма) является , где , .
Логарифмическая функция возрастает (или убывает) на промежутке и принимает на этом промежутке все действительные значения. По теореме о корне: пусть функция возрастает (или убывает) на промежутке , число - любое из значений, принимаемых на этом промежутке. Тогда уравнение имеет единственный корень в промежутке . Отсюда следует, что для любого данное уравнение имеет и притом только одно решение. Из определения логарифма числа сразу следует, что является таким решением.
То есть если , , то корень уравнения равен .
Основной способ решения логарифмических уравнений - это потенцирование, в результате чего получаем обычное алгебраическое уравнение. Найденные корни необходимо проверить, так как возможны случаи появления посторонних корней.
При решении логарифмических уравнений и неравенств используйте свойства логарифмической функции. Для этого левую и правую части представляйте в виде логарифмов с одинаковыми основаниями. Необходимым шагом в решении является учёт области определения логарифмической функции.
Теорема: Уравнение , где , , равносильно системе:
состоящей из уравнения и двух неравенств.
(В этой системе можно опустить одно из неравенств, так как каждое из них вытекает из уравнения и другого неравенства).
Таким образом для решения уравнения при , нужно:
1) решить уравнение f (x) =g (x);
2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенству f (x) >0 (или, то же самое, неравенству g (x) >0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.
Итак, логарифмическим называется уравнение, содержащее неизвестную величину под знаком логарифма.
Выделяют следующие основные методы решения логарифмических уравнений:
1. На основании определения логарифма.
Так решаются уравнения вида .
Приведём пример такого уравнения и решим его.
Пример: Решить уравнение .
Решение: ОДЗ: .
По определению логарифма имеем: (по формуле ).
Отсюда:
Проверка: - верно.
- верно.
Ответ:
2. Метод потенцирования.
Суть метода заключается в следующем: с помощью формул уравнение привести к виду . Это уравнение (при , ) равносильно системе
Пример: Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ:
Перенесём из правой части в левую: , а из левой в правую: , получим:
Применим свойства логарифмов:
; .
Проверка:
1) , - корень.
2) - не существует.
Ответ: .
3. Метод подстановки.
Обычную замену (подстановку) производят после некоторых преобразований
Пример: Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ:
Используя формулы, запишем уравнение так:
, то есть .
Заменяем . Тогда , то есть .
Отсюда ,.
Поэтому и .
Отсюда и
Сделав проверку можно убедиться, что оба корня - корни данного уравнения.
Ответ: , .
4. Метод приведения к одному основанию.
Обычно условие примера подсказывает, к какому основанию следует перейти. Используются формулы:
.
Как правило, метод приведения к одному основанию "работает" с методом подстановки.
Пример:
Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ:
, перейдём к основанию 2:
, то есть
.
Обозначим . Тогда , то есть
,
.
Значит, .
Ответ: .
5. Метод логарифмирования.
Обычно логарифмируют уравнения вида . Поясним этот метод на примере.
Пример: Решить уравнение .
Решение:
Область допустимых значений переменной x дана в условии задания.
Логарифмируем по основанию 10:
, то есть
.
Обозначим . Тогда , то есть
и
Получаем: и и .
Ответ: , .
6. Графический метод.
Пример: Решить графически уравнение .
Решение:
ОДЗ:
В одной и той же системе координат строим графики функций и
Абсцисса точки пересечения графиков функций и равна примерно двум. Нетрудно проверить, что это точный корень данного уравнения.
Проверка:
Ответ: .
Домашнее задание можно предложить следующее: составьте опорный конспект по теме "Логарифмические уравнения".
Заполните следующую таблицу:
Таблица "Методы решения логарифмических уравнений".
Виды логарифмических уравнений | Методы решения | Примеры логарифмических уравнений |
Решите примеры из заполненной таблицы.
Урок 2-3: Следует начать с письменной проверки опорного конспекта (не более 10 минут). После чего можно предложить выполнить следующие задания.
Задание 1: Определите, каким методом следует решить уравнение.
1) .
2) .
3) .
4) .
5) .
6) .
Задание 2: Проверьте по листу самоконтроля, правильно ли вы определили метод решения.
Задание 3: Решите уравнения задания 1, используя правильный метод решения.
Задание 4: Осуществите взаимопроверку задания 3 по листу самоконтроля.
Задание 5: Тестовое задание: Решите предложенные уравнения и выберите правильный ответ из предложенных четырёх.
1)
а) 1; - 5 б) - 2; 1 в) - 5; 4 г) 1.
2)
а) – 2 б) 2 в) г) - 1.
3)
а) - 5; 5 б) – 5 в) г) 5.
4)
а) 4; 8 б) в) 2; 3 г) 8; 2.
Задание 6: Сдайте учителю на проверку ответы предложенных заданий.
Задание 7: Решите следующие уравнения, сложность которых оценена в баллах.
(3 б), (3 б),
(4 б), (4 б),
(5б).
(5б),
(5б).
Задание 8: Проверьте решение уравнений по листу самоконтроля, и в соответствии с набранными баллами поставьте себе оценку.
-29 баллов - оценка "5",
-25 баллов - оценка "4",
-19 баллов - оценка "3".
Задание 9: Выполните предложенную самостоятельную работу, выбирая тот вариант, который вы решите сами (самостоятельная работа находится в модульной карте и рассчитана на три уровня: на "3", "4", "5").
В дальнейшем, при окончании изучения темы "Логарифмические уравнения", необходимо рассмотреть уравнения с параметрами, которые включаются в задания ЕГЭ, например: "Найдём все значения , при которых уравнение имеет единственный корень”.
При наличии времени на уроках рекомендуется рассмотреть так называемые "нестандартные уравнения". Приведём пример такого уравнения: "Решить уравнение ”.
Общеобразовательный и гуманитарный профиль
Для классов общеобразовательного профиля излагать тему можно аналогичным образом. При этом раскрываются подробно три основных метода решения логарифмических уравнений:
1)Функционально-графический метод.
2)Метод потенцирования.
3)Метод введения новой переменной.
Из-за уменьшения количества часов, выделяемых на изучение данной темы, остальные методы можно назвать для ознакомления учащихся, не уделяя им много времени.
На уроке должно больше внимания уделяться практической работе и решению более лёгких уравнений (чтобы лучше разобрались отстающие ученики).
В гуманитарных классах меньше внимания уделять теоретическому аспекту, нужно познакомить учащихся с тремя выше названными методами решения. Далее отрабатываются умения решать наиболее распространённые логарифмические уравнения.
Задания составляются с учётом уровня подготовки учащихся и требованиями стандарта образования.
Использование компьютерных технологий при изучении темы "Логарифмические уравнения"
При объяснении темы "Логарифмические уравнения", во время раскрытия методов решения логарифмических уравнений можно воспользоваться мультимедийной программой "Математика. Решение уравнений и неравенств". Её курс построен на визуальном и фонематическом восприятии информации. На экране воспроизводится уравнение и его решение. Объяснение решения сопровождается при помощи звукового ряда и выделения основных моментов решения.
Современный учебно-методический комплекс "Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников" предназначен для отработки умений решать различные типы уравнений, в том числе логарифмических. Он может служить для отработки навыков решения логарифмических уравнений, снабжён подсказками и ссылками на теоретическую часть.
При помощи этой программы, используя компьютерное обеспечение, можно проводить уроки по отработке навыков решения уравнений. В данном случае учитель будет играть роль контроллера учебного процесса. Помощником при решении уравнений будет само программное обучение.
Обе программы содержат теоретический и практический материал.
Заключение
Данная работа посвящена проблемам обучения математике в профильных классах.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о реальности возникающих проблем при введении профильного обучения в России, а также актуальности их решения на современном этапе развития общества.
Рассмотрев изучение темы "Логарифмические уравнения" в классах различных профилей, мы можем сделать вывод, что не только количество часов, отводимых на изучение конкретной темы, влияет на глубину и объём изучаемого материала, но и методы их преподавания.
Проведён анализ методической литературы и школьных учебников с точки зрения обучения решению логарифмических уравнений в профильных классах.
Разработан модуль "Логарифмические уравнения" и урок модульного обучения для естественно-математического профиля.
Даны рекомендации по обучению теме в общеобразовательных и гуманитарных профильных классах.
Рассмотрены мультимедийные программы, которые можно применять при обучении учащихся теме: "Логарифмические уравнения".
Работа может быть интересна как с теоретической, так и практической точки зрения для педагогов и молодых специалистов.
Литература
1. Алгебра и математический анализ.11 кл.: Учеб. пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. - 8-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2001. - 288 с.
2. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: В двух частях. Ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.Г. Мордкович. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2004. - 375 с.
3. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; Под ред.А.Г. Мордковича. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2004. - 315 с.
4. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2001. - 383 с.
5. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. сред. шк. /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.: Под ред.А.Н. Колмогорова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 320 с.
6. Башмаков М. Профили и уровни обучения математике. \\ Математика. - 2006. - №14 - с.18-21.
7. Данищева Л.О., Краснянская К.А. Профильный экзамен по математике. \\ Оценка качества образования. - 2007. - №1 - с.41-47.
8. Дорофеев Г.В., Кузнецов Л.В., Седова Е.А. Об учебнике "Алгебра и начала анализа" для профильного курса математики в 10 классе. \\ Народное образование. - 2002. - №9 - с.38-39.
9. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения. \\ Народное образование. - 2002. - №2 - с.114-118.
10. Завич Л.И., Чинкина М.В. Классы с углубленным изучением материала. \\ Математика в школе. - 2004. - №6 - с.17-23.
11. Колягин Ю.М., Оганесян В.А., Саннинский В. Я, Луканкин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физ. - мат. пед. институтов. М.: "Просвещение", 1975. - 462с.
12. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия.: Учебное пособие физ. - мат. спец. пед. институтов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ABF, 1995. - 352 с.
13. Министр образования России В.М. Филиппов. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего развития. \\ Народное образование. - 2002. - №9 - с.29.
14. Новожилова Н., Фирсова М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. \\ Народное образование. - 2004. - №2 - с.29.
15. Профильное обучение: вопросы и ответы. \\ Математика. - 2006. - №14 - с.2-9.
16. Рушель Р. О попытках введения профильной дифференциации в русской школе в 19-начале 20 века. \\ Математика. - 2006. - №14 - с.16-18.
17. Саакян С.М., Дудницин Ю.П. Примерное планирование учебного материала по математике в 10-11 классах. \\ Математика в школе. - 2004. - №7 - с.2-9.
18. Смирнова И.М. Профильная модель обучения математике. \\ Математика в школе. - 1997. - №1 - с.32-35.
19. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике. \\ Математика. - 2006. - №14 - с.9-16.
20. Тульчинская Е.Е. Поурочное планирование и контрольные работы по алгебре и началам анализа. \\ Математика в школе. - 2005. - №8 - с.32-35.
21. Мультимедийная программа: "Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников"
22. Мультимедийная программа: "Математика. Решение уравнений и неравенств"
23. Электронный ресурс: http://do. rksi.ru
24. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru
25. Электронный ресурс: http://portfolio.1september.ru
26. Электронный ресурс: www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы обучения математике в профильных классах
Как построить урок в профильном физико-математическом классе,чтобы он был качественным и интересным.Рассматриваются способы организации учебного процесса,структура уроков....
Обучение математике в профильных классах гуманитарного профиля по курсу: геометрия
Пояснительная записка. Целями изучения математики в гуманитарном профиле являются умственное развитие школьника, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, формирование тех ...
Организация дифференцированного обучения математике в старшей школе на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений с параметром»
решение тригонометрических уравнений в старшей школе...
Научно – методическая разработка по теме: «Методика изучения темы: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве» в процессе обучения математике в профильных классах» Автор: учитель математики МОУ СОШ №2 г. Мглина Матвеенко В.Н.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ . АПРОГРАММЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ С 4 ЧАСАММ МАТЕМАТИКИ В НЕДЕЛЮ...
Формирование УУД в процессе обучения математике в 5 классе при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей" в условиях реализации ФГОС ООО средствами УМК И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича
УМК: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика 5 класс. Учебник. И. И. Зубарева. Математика. Рабочая тетрадь (в двух частях). 5 класс. ...
урок математики в 5 классе коррекции по теме "Решение уравнений"
урок математики в 5 коррекционном классе по теме "Решение уравнений"...