Из опыта работы учителя математики "Уроки креативного типа"
методическая разработка по математике

Орлова Екатерина Валерьевна

Из опыта работы учителя математики "Уроки креативного типа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_rmo.doc70.5 КБ
Файл vystuplenie_rmo_2.ppsx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. 
Л. Толстой

 Эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них — падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.

Cовременная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения.

 Работа по традиционным программам и обычным схемам проведения уроков и мероприятий уже не дают требуемого эффекта, необходим пересмотр существующих позиций, введение новых, нестандартных (нетрадиционных – не совсем обычных – совсем необычных) форм и методов проведения уроков, способных вызывать интерес у учащихся к занятиям.

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а бывают скучные – ответит на этот вопрос ученик.

Учитель назовет: урок по изучению нового материала, его закреплений, повторению, обобщению, контролю. Ученый или методист приведет еще несколько классификаций уроков по разным дидактическим основаниям.

Креативный, нестандартный, оригинальный, нетрадиционный урок – что это значит? Определение дать не просто, но каждый отличит нетрадиционный урок от традиционного. На обычном уроке учащиеся знают, чего им ожидать от каждого этапа. На уроке они очень удивляются, когда учитель привлекает сведения из других предметов. Во время объяснения учащиеся настроены, слушать учителя, поэтому с удивлением и интересом воспринимают информацию, преподнесенную в нестандартной форме (игра, лотерея, КВН, “Поле чудес”, сказки и т. д.)

Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши “но определению”. Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.

Многие учителя пользуются такими типами уроков для разнообразия форм контроля, объяснения и закрепления материала, а самое главное: придать предмету привлекательность и поднять к нему интерес учащихся. Итак, эффективность урока часто зависит от форм его проведения.

Не совсем обычные уроки - это:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры.

3. Уроки творчества: урок изобретательства.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

К уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

Творческие принципы нестандартных уроков.

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

Типология нестандартных уроков.

Целью нестандартного урока является создание учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.

Нестандартные уроки, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников.

Перечень названий нестандартных уроков.

Уроки когнитивного типа:

 урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследование объекта; поисковый урок, лабораторно-практический урок; урок постановки проблем и их решение; урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез); урок конструирование теорий; урок работы с первоисточниками; интегративный урок; метапредметный урок; межпредметный урок.

Уроки оргдеятельного типа:

урок целеполагания; урок нормотворчества; урок разработки индивидуальных образовательных программ; уроки с группой работой; урок-проект (с использованием метода проектов); урок-консультация; урок самооценок; урок-зачет (самозачет); урок-рефлексия.

Уроки коммуникативного типа:

бинарный урок (ведут два учителя); урок рецензирования; урок взаимоконтроля; урок-вернисаж; урок-выставка; урок-аукцион; урок-конференция; урок-соревнование; урок-КВН; урок-“суд над явлением”; урок-“круглый стол”; урок-панорама; творческий отчет и др.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии учитель планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки.

Уроки креативного типа:

Урок составления и решения задач; урок-диалог; урок-парадокс; урок-фантазия; урок изобретательства;  урок технического (научного) творчества; урок моделирования; урок символотворчества; урок “изменения” истории; урок – эвристическая ситуация; деловая игра; ролевая игра; урок-путешествие; урок-наоборот; урок в школе будущего; прогностический урок; урок защиты творческих работ; урок олимпиада; урок творческого обобщения.

Примеры уроков креативного типа.

  1. Урок с дидактической игрой.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников.

Игра «Палитра уравнений»

  • Дидактическая цель: формирование умений и навыков в решении уравнений, проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.
  • Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, уверенность учеников в своих силах, развивать умение принять решение.

Содержание игры. Учитель раздает ученикам макет палитры. На местах красок записаны уравнения, в центре прикреплены разноцветные кружочки с ответами. Решив уравнение, ученик находит кружочек с правильным ответом, и с помощью двухстороннего скотча прикрепляет его у уравнения. Таким образом, образуется палитра.

Выводы: игра позволяет учителю позаботиться о том, чтобы на уроке математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности; играя в «палитру уравнений» ученики совершенствуют умения и навыки в решении уравнений.

     

  1. Урок – деловая игра.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

  1. Урок - ролевая игра.

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

  1. Уроки – бенефисы.

Так называются уроки-отчеты о самостоятельных домашних исследованиях.

 Одним из требований к «бенефисной» задаче является возможность увидеть несколько способов ее решения. Ведь цель таких уроков — стимулирование творческой деятельности школьника.

Пример задачи, которая имеет восемь решений.

На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ,  которой не принадлежит треугольник ABC. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b. Её можно решить:

  • по теореме синусов:
  • по теореме косинусов;
  • методом площадей;
  • методом геометрических преобразований;
  • методом координат;
  • векторное решение:
  • чисто геометрическое;
  • методом комплексных чисел.

  1. Урок-парадокс.

Цель - повторение материала, развитие внимания и критического мышления.

Организация урока: строится на основном материале истории дисциплины.

1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания - составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3. Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем.

4. Обсуждение следующей неточности. Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность "ошибки".Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения. Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

  1. Урок – общественный смотр знаний.

  

Цель - выявить качество и прочность знаний по основным разделам изученного материала и умение использования их на практике.

 Подготовительный этап.

1. Объявление темы за две недели до занятия.

2.  Ученики получают примерные вопросы и типовые задания для решения.

3.  Определение состава жюри (представители администрации, учителя, ученики).

4.  Учитель составляет совместно с творческой группой учащихся сценарий смотра, в котором расписаны основные этапы и задания.

Ход урока

Опрос у доски трех учеников.

Часть учеников получают карточки с типовыми задачами, у демонстрационного стола ставятся опыты-задачи.

Фронтальный опрос (вопросы ставятся в занимательной форме). Диктант (5-6 вопросов) - проверка знаний формул, основных понятий. Каждый вид работы оценивается жюри. Жюри делится на группы, каждая из которых оценивает определенный вид деятельности. Отметки заносятся в опросный лист.

  1. Урок-аукцион.

 «Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. Аукцион способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений.

 Цель - в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

  1.  Урок – исследование.

 Цель: Расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

  1. Урок – соревнование.

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

  1. Урок – наоборот.

Сравнение традиционных и нестандартных уроков

традиционный урок

нестандартный урок

Цель урока:

а) для учителя: дать новый материал

б) для ученика: усвоить новые знания

Цель урока:

а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников

б) для ученика: создать творческую продукцию

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала

б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: организация творческой деятельности

б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д.

Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений.

Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике.

Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.

Контроль – воспроизведение учениками изученной темы.

Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.

Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы.

Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки креативного типа. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой

Слайд 3

Традиционные уроки 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения - комбинированный урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно - обобщающий урок; 4) урок проверки и учета знаний.

Слайд 4

Не совсем обычные уроки - это: 1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров. 2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры. 3. Уроки творчества: урок изобретательства. 4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

Слайд 5

Типы нестандартных уроков Уроки когнитивного типа: урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследование объекта; поисковый урок: лабораторно-практический урок; урок постановки проблем и их решение; урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез); урок конструирование теорий; урок работы с первоисточниками; интегративный урок;

Слайд 6

Типы нестандартных уроков Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (ведут два учителя); урок взаимоконтроля; урок-выставка; урок-аукцион; урок-конференция; урок-соревнование; урок-КВН; урок-“суд над явлением”; урок-“круглый стол”; урок-панорама; творческий отчет и др .

Слайд 7

Типы нестандартных уроков Уроки оргдеятельного типа: урок целеполагания; урок нормотворчества; урок разработки индивидуальных образовательных программ; уроки с группой работой; урок-проект (с использованием метода проектов); урок-консультация; урок самооценок; урок-зачет (самозачет); урок-рефлексия.

Слайд 8

Типы нестандартных уроков Уроки креативного типа: Урок составления и решения задач; урок-диалог; урок-парадокс; урок изобретательства, урок моделирования; урок технического (научного) творчества; деловая игра, ролевая игра; урок-путешествие; урок-соревнование; урок - наоборот; урок в школе будущего; урок защиты творческих работ; урок олимпиада;

Слайд 9

Урок с дидактической игрой. Игра «Палитра уравнений» Дидактическая цель : формирование умений и навыков в решении уравнений, проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся. Воспитательная цель : формировать чувство ответственности, уверенность учеников в своих силах, развивать умение принять решение. Содержание игры . Учитель раздает ученикам макет палитры. На местах красок записаны уравнения, в центре прикреплены разноцветные кружочки с ответами. Решив уравнение, ученик находит кружочек с правильным ответом, и с помощью двухстороннего скотча прикрепляет его у уравнения. Таким образом, образуется палитра. Выводы : игра позволяет учителю позаботиться о том, чтобы на уроке математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности; играя в «палитру уравнений» ученики совершенствуют умения и навыки в решении уравнений.

Слайд 10

Урок – игра. Урок – деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Слайд 11

Урок – игра. Урок - ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Слайд 12

Урок - бенефис Так называются уроки-отчеты о самостоятельных домашних исследованиях. Пример задачи, которая имеет восемь решений. На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник ABC. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b. Её можно решить: по теореме синусов: по теореме косинусов; методом площадей; методом геометрических преобразований; методом координат; векторное решение: чисто геометрическое; методом комплексных чисел.

Слайд 13

Урок - парадокс Цель - повторение материала, развитие внимания и критического мышления. Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения.

Слайд 14

Урок – общественный смотр знаний Цель - выявить качество и прочность знаний по основным разделам изученного материала и умение использования их на практике.

Слайд 15

Урок- аукцион Цель - в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Слайд 16

Урок – исследование. Цель: формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Слайд 17

Урок моделирования

Слайд 18

Урок - соревнование Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

Слайд 19

Урок - наоборот

Слайд 20

традиционный урок нестандартный урок Цель урока: а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания Цель урока: а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию Виды деятельности на уроке: а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала Виды деятельности на уроке: а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д. Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений. Структура урока – ситуативность, отход от запланированного. Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике. Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему. Контроль – воспроизведение учениками изученной темы. Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме. Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы. Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя математики. " Конструирование урока математики в контексте деятельностной парадигмы со средствами УМК " Сферы"

В данной работе я рассматриваю построение различных типов уроков в контексте деятельностной парадигмы с помощью УМК "Сферы". Уделяю внимание созданию индивидуальных образовательных траекторий обучения...

Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

«Из опыта работы учителя математики по теме самообразования «Развитие логических способностей на уроках математики как условие формирования критического мышления обучающихся»

Опыт работы по теме самообразования «Развитие логических способностей на уроках математики как условие формирования критического мышления обучающихся 5-6 классов» представлен на педагогиче...