"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
статья по математике
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке
(из опыта работы учителя математики)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кабанова Т.А., учитель математики
ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса
Калининского района
Санкт – Петербург
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке
(из опыта работы учителя математики)
Самостоятельная работа учащихся занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику ещё далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Грамотно организованная самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное. Но для этого ещё очень важно формировать у учащегося общеучебные умения и навыки.
Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьёзные затруднения, т.к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.
Обучение учащихся навыкам самостоятельной работы предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Самостоятельная работа учащегося заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Самостоятельная работа на уроке должна иметь:
- 1.Конкретную цель и ученик должен знать пути её достижения.
- Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
- Минимум шаблонности, т.к. основная её задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Учебные задания для самостоятельной работы можно условно разделить:
1.По методу самостоятельной работы учащихся
- наблюдение;
- упражнение;
- работа с текстом учебника .
2.По звеньям учебного процесса:
- задания на восприятие с целью изучения нового материала;
- задания на применение знаний и формирование умений;
- задания на закрепление и повторение учебного материала;
- задания на обобщение учебного материала
3.По характеру познавательной деятельности:
- воспроизводящий по образцу;
- реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
- эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
- творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4.По характеру руководства:
- подробные инструкции;
- краткие инструкции.
5.По форме организации самостоятельной работы можно разделить на:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые;
- парные.
Выбор форм работы зависит от целей, сложности заданий, уровня сформированности учебных умений и возможностей каждого ребенка. Также нельзя забывать о мотивации учащихся.
Виды самостоятельной работы:
- Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, работа с первоисточниками, с интернет – ресурсами).
- Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения)
- Решение задач и выполнение практических работ.
- Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, контрольные работы).
- Доклады, рефераты, проекты.
- Индивидуальные и групповые задания при наблюдении в природе и экскурсиях, установление межпредметных и метапредметных зависимостей.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
- Техническое моделирование и конструирование.
Изучив различные УМК по математике, мне кажется, что для организации самостоятельной деятельности наиболее подходит УМК Дорофеева Г.В. и Бунимовича Е.А. В каждой теме основные понятия даются кратко и доступно для понимания учениками. Даются описания и алгоритмы выполнения заданий, рекомендации. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в мире математики, надо научить его наблюдать, видеть закономерности, анализировать, рассуждать, делать выводы. Для этого в учебниках Дорофеев Г.В. и др. в каждом пункте некоторые упражнения обозначены именно такими заголовками:
- Наблюдаем;
- Наблюдаем и исследуем;
- Ищем информацию
- Наблюдаем и экспериментируем;
- Строим по алгоритму;
- Действуем по формуле;
- Доказываем
- и другие.
Считается, что ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни. Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)
В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...