Технологическая карта урока. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел Класс: 5
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

ПИВКИНА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА

УРОК  ПРОВЕДЁН  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  Л. Г. ПЕТЕРСОН , РАБОТА В КЛАССЕ ВЕЛАСЬ ПО ГРУППАМ, РЕЗУЛЬТАТ - СФОРМУЛИРОВАНЫ И СОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ И СОСТАВЛЕНЫ ПРИМЕРЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pivkina_e._a._tehnologicheskaya_karta_2.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема: Сложение и вычитание  смешанных чисел

 Класс: 5

УМК: математика 5, Виленкин Н. Я.,Жохов В. И. и др.

Автор урока: Пивкина Е. А. учитель математики МОУ «СОШ» с.Деревянск

Усть - Куломского района Республики Коми.

Тип урока: открытие нового знания

Технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Цель урока: Организовать деятельность учащихся для освоения навыков сложения и вычитания смешанных чисел.

Задачи урока:

1) образовательные задачи:

а) обеспечить в ходе урока усвоение учащимися правил сложения смешанных чисел.

б) создать условия для успешного применения этих правил для решения задач.

2) развивающие задачи:

а) создать условия для развития способностей учащихся анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, фиксировать шаги учебной деятельности.

б) создать условия для развития памяти и  внимания.

в) содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

3) Воспитательные задачи:

а) способствовать развитию умения отстаивать своё мнение.

б) содействовать повышению уровня мотиваций на уроках через средства обучения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учебная задача (задания, вопросы)

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

-Актуализирует требования к  ученику с позиции учебной деятельности

-Создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

-устанавливает тематические рамки.

    Учащиеся выполняют задание, записывают ответы и проверяют их правильность вместе с учителем.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочтите высказывание Карла Гаусса:

«Математика-царица наук, арифметика- царица математики»

-Как вы думаете, о чём это высказывание ?

-Совершенно верно, чтобы изучить математику, нужно научиться считать.

Интересно, кто у нас лучше всех считает ?

Сегодняшний  урок  мы начнём с «блиц-турнира» ! Посмотрите, пожалуйста на экран и выполните задание, тот, кто быстрее всех и без ошибок выполнит его-

«Герой дня», он заслуживает дополнительный балл к оценке за урок.

Задание 1 (см. выше)

Познавательные-

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Регулятивные-

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

Коммуникативные-

 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Организует работу по выполнению заданий на сложение и вычитание смешанных чисел.

Выполняют задания и определяют места затруднений.

Задания:

Задание 2

Познавательные -

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Регулятивные-

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

Коммуникативные-

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

3.Выявление места и причины затруднения

Организует выявление мест затруднений и поиск их причин.

Озвучивают свои проблемы и формулируют их причины.

Задания:

Задание 2

Регулятивные -

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

Познавательные-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

Коммуникативные —

выделять общую точку зрения в дискуссии;

 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует построение плана действий по выходу из затруднений, контролирует работу в группах.

Анализируют информацию, изложенную в карточке,

Отвечают на вопросы учителя,

Приводят

примеры,

высказывают своё мнение,

объясняют свой выбор,

сравнивают примеры на карточках.

Задания:

Задание 3

 ( таблицы для трёх групп в печатном варианте)

Регулятивные 

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

 Познавательные-

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

Коммуникативные-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

5.Реализация построенного проекта.

Организует и создаёт условия работы в группах.

заполняют таблицы в процессе работы трёх групп:

Составляют правило для решения примера.

Приводят примеры подобных примеров и записывают их.

Сигнализируют об окончании выполнения.

Задание:

Задание 3

Регулятивные 

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Познавательные

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

Коммуникативные 

играть определенную роль в совместной деятельности;

          6.Первичное закрепление во внешней речи.

Контролирует и корректирует работу групп у доски.

-Первая группа представляет у доски свою работу ( 1 группа на доске записывает свои примеры и рассказывает правило, смотри таблицу 1)

-Вторая группа представляет у доски свою работу ( 2 группа на доске записывает свои примеры и рассказывает правило, смотри таблицу 2)

-Третья группа представляет у доски свою работу ( 3 группа на доске записывает свои примеры и рассказывает правило, смотри таблицу 3)

Таблицы Задания 3 в печатном варианте.

Коммуникативные - уметь высказывать точку зрения, пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Регулятивные-

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Познавательные-

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Оказывает помощь при возникновении проблем в работе групп.

Группы меняются заданиями по схеме:

1 группа – таблица 2

2 группа – таблица 3

3 группа – таблица 1

-решают предложенные примеры и проверяют ответы:

Таблицы Задания 3

в печатном варианте

 Регулятивные -

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Коммуникативные 

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

8.Включение в систему знаний и повторение

Организует работу на закрепление материала.

Решают подобные примеры на закрепление и проверяют ответы.

Закончите записи:

а) 5+8=      

б) 6 + =  

 в) 8-3=  

 г) 7 - =    

д) 9 - 2=

( Ответы:  14;  7;  4;  6;  6)

Регулятивные -

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные-

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Коммуникативные-

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

9.Рефлексия деятельности на уроке

Обеспечивает доверительную обстановку для рефлексии деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы из таблицы 4, осуществляют  самооценку

Таблица Задание 4

Регулятивные -

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

Домашнее задание: придумать по одному примеру на правила 1, 2 и 3. №1136.

Задание 1

Расшифруйте слово:

Задание 2

-Выполните действия

а) 3+     б) 15+4     в) 4+2    г) 1+             

д) 5- 2   е) 10 -    ж) 9 - 2      з) 8 - 3

Задание 3

1 группа

г) 1+ =1 =1 + 1 =2     

 Если в ответе получается неправильная дробь, то нужно:

 1)выделить из неправильной дроби целую часть

2)целые части сложить

3)записать целую и дробную части смешанным числом

Пример1

2 + 3=

Пример2

6 + 4=

Пример3

15 + 4=

Пример4

3 + =

2группа

ж) 9 - 2= 8-2 = 6 

Если в уменьшаемом нет дробной части, то:

1)из уменьшаемого забирем единицу

2)записываем эту единицу  дробью со знаменателем вычитаемого

3)выполняем вычитание        

Пример1

11- =

Пример2

20 -1=

Пример3

8 - 7=

Пример4

1 - =

3группа

з) 8 - 3

Если дробь в уменьшаемом меньше дроби в вычитаемом, то:

1)берём единицу из целой части уменьшаемого

2)записываем её  дробью со знаменателем из дробной части

3)складываем дробные части в уменьшаемом

4)выполняем вычитание

Пример 1

10 - 4=

Пример 2

5 - 2=

Пример 3

16 - 10=

Пример 4

9 - 4=

Примечание: таблицы выдаются пустыми, только с первым примером, правило и 4 примера составляют учащиеся.

Задание 4

Рефлексия деятельности

Да, Нет

Я умею складывать числа  из таблицы 1

Я умею вычитать числа из таблицы 2

Я умею решать примеры из таблицы 3

Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки

Данная тема не вызвала у меня затруднений

Задачи урока:

1) образовательные задачи:

а) обеспечить в ходе урока усвоение учащимися правил сложения смешанных чисел.

Этапы 7, 8.

б) создать условия для успешного применения этих правил для решения задач.

Этап 8

2) развивающие задачи:

а) создать условия для развития способностей учащихся анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, фиксировать шаги учебной деятельности.

Этапы 3, 4, 5

б) создать условия для развития памяти и  внимания.

Этапы 1,2,4,6,7,8.

в) содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Этапы 3,9

3) Воспитательные задачи:

а) способствовать развитию умения отстаивать своё мнение.

Этапы 5, 6, 7

б) содействовать повышению уровня мотиваций на уроках через средства обучения.

Этапы 1,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"

Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии&quo...

технологическая карта на тему: "сложение рациональных чисел"

Тема урока: Сложение рациональных чисел. Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели. Предметные: формировать умение складывать рациональные числа, используя правило сложения чисел с разными знака...

Технологическая карта по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок закрепления знаний, умений и навыков.Форма урока с использованием элементов деятельностного метода обучения....

Технологическая карта урока математики. "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Технологическая карта урока математики для учащихся специальной коррекционной школы Vlll вида. На тему: "Сложение и вычитание смешанных чисел"....

технологическая карта по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Разработка к уроку математики по УМК А.Г. Мерзляка 5 класса по теме "Сложение и вычитанеи дробей с одинаковыми знаменателями"...