5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии". Заранее один ученик получает опережающее задание - подготовить презентацию о римском войске. Учитель будет применять разнообразные формы, методы и методические приёмы: фронтальная беседа, работа с картой, рассказ, работа со схемой, парная работа, практическая работа и тест.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
параграф 45 по учебнику
Урок50 (ОТКРЫТЫЙ УРОК). ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ
Педагогические | Способствовать ознакомлению с возникновением республики в Риме, развитию умения характеризовать борьбу плебеев за свои права; создать условия для формирования представлений о военных столкновениях римлян с народами и племенами в IV–III вв. до н. э., процессе превращения Рима в господствующее государство Апеннинского полуострова; содействовать развитию умения работать с картой, хронологий, текстом учебника |
Тип и вид урока | Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии | Возникновение республики (509 г. до н. э.). Нашествие галлов (390 г. до н. э.). Крылатые выражения: «гуси Рим спасли», «горе побежденным», «пиррова победа». Юнона, Пирр. Республика, консул, народный трибун, право вето, сенатор |
Образовательные ресурсы | Карта «Древний Рим». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение. Схема «Управление в Древнем Риме периода ранней республики» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой | - Организует работу с картой – предлагает показать Апеннинский полуостров, Рим; описать местоположение, природные условия (2 б.) | Показывают на карте географические объекты, Рим, описывают их местоположение; характеризуют природные условия | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают | Работа с картой, беседа |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу - Как вы думаете, что мы будем изучать по теме: «Завоевание Римом Италии»? | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока - Развивать познавательную деятельность, мотивы и интересы | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Возникновение респуб-лики (509 г. до н. э.) | Фронтальная. Словесный, наглядна, практический. Рассказ, беседа, работа | Рассказывает о возникновении республики, схематично изображает устройство Римской республики (см. Приложение 1); знакомит с понятиями, терминами. - Вспомните какие племена населяли Италию к моменту основания Рима? (2 балла) - По карте на слайдах: какие изменения произошли в Римской республике к IV в. до н.э. (с VIII по IV вв. до н.э.) (2 балла) – Как изменилось управление в Риме после изгнания седьмого царя? (2 балла) | Объясняют значения терминов, понятий; называют дату историчес- кого события; составляют схему, рассказ по схеме | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: структурируют знания | Работа со схемой, понятиями, рассказ |
Нашествие галлов (390 г. | Индивидуальная, фронтальная. Словесный. Работа с текстом, рассказ, беседа | Предлагает прочитать п. 2 § 45, объяснить значение крылатых выражений «гуси Рим спасли», «горе побежденным» 1)Что можно сказать на основе данных карты? (галлы расширяли территорию и воевали с римлянами) (3 балла) 2) Кто одерживает победу? (галлы) (3 балла) 3) Какая судьба постигла Рим? (4 балла) 4) Что же сорвало замысел галлов захватить Рим? (гуси) (5 баллов) 5) Галльский предводитель Бренн сказал «Горе побеждённым». Что это означает ? (рымляне спаслись выкупом) (5 баллов) | Объясняют значения крылатых выражений | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Беседа по вопросам |
Военные победы римлян | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, работа с картой, документом | Рассказывает о нашествии Пирра (280 г. до н. э.), военных победах римлян, организует работу с картой. Предлагает познакомиться с документом «Как погиб Пирр» 1)Что происходило в истории Рима после нашествия галлов (в IV – III вв. Рим покорял народы Средней и Южной Италии ( 3 балла) 2) Принцип «разделяй и властвуй». Что это означает? (римляне создавали союзы против тех, кого хотели захватить) (5 баллов) 3) Откуда пришла помощь греческому городу Таренту? (из Эпира. Царь греческого государства Пирр пришёл на помощь Таренту) (4 балла) 4) Почему Пирр смог одержать победу над Римом? (использовал боевые слоны) (5 баллов) 5) После последней битвы римлян с эпирским войском появилось выражение «Пиррова победа». Что оно означает? (победа, в котором войско победителей понесло невосполнимые потери) (5 баллов) --- Рассказать об армии республики (по слайдам) --- Рассказать о военном лагере (рассказать по слайдам) | Объясняют значение крылатого выражения «пиррова победа». Извлекают информацию из документального источника | Регулятивные: учатся работать Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Беседа по вопросам, работа с картой |
V. Закрепление знаний | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, работа с картой | – Определите, какой была территория Римской республики в конце VI в. до н. э. (маленького размера) (2 б.) – Какой она стала к середине III в. до н. э. (В III в. Рим завоевал всю Италию?) (2 б.) – Чем объяснить происшедшие перемены? - Каковы были последствия покорения Римом Италии? (3 балла) | Прослеживают | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство | Беседа по вопросам, работа с картой |
Парная. Практический. Тест | – Соотнесите вопросы и ответы (см. Приложение 2) Вопросы для повторения:
| Выполняют тестовые задания | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию | Тест | |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 45. Задание 58 в рабочей тетради. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задание |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ
Приложение 2
• К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.
1-йвариант.
1. Племена, вторгшиеся на территорию Рима.
2. Самый богатый из греческих городов Италии.
3. Член сената.
4. Право, которым обладал трибун.
а) Торент; б) Карфаген; в) вето; г) галлы; д) сенатор.
2-й вариант.
1. Римляне, не получившие права управлять страной.
2. Животные, услышавшие приближение врагов.
3. «Общественное дело».
4. Царь маленького государства, мечтавший о славе Александра Македонского.
а) Собаки; б) республика; в) гуси; г) Пирр; д) плебеи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Центурии объединя - лись в когорты. 10 когорт составляли легион.Его числен - ность не превыша - ла 5000 человек. 1 - я когорта в каждом легионе имела боль-шую численность , чем остальные ~800 воинов.Среди них были гонцы,писари, повара. РИМСКОЕ ВОЙСКО. Когорта ЛЕГИОН 1-Я КОГОРТА
Поступая на службу в ар - мию, новобранец давал клятву верности. Прежде это было обеща - ние исполнять прика - зы своих команди-ов, затем-клятва верности императору. РИМСКОЕ ВОЙСКО
Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все вои-ны легиона трениро-вались в плавании, бе-ге, прыжках, метании дротика и фехтовании. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Трижды в месяц войско совершало марш брос - ки на 30 км. Воины шли в быстром темпе : со скоростью 6,5 и даже 8 км в час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, оказавшему не - повиновение, умень - шали рацион питания. Если же возникали бун - ты,то проводилась де - цимация - казнь по жребию каждого 10-го воина. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе. Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строи - тельного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Помимо обучения воен - ному искусству, вои-ны изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а так-же учились строить до-роги, сооружать кана-лы и различные зда-ния. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Воины получали жало - вание ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легио - неры приобретали за свой счет. Еда была простой : сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска -дешевый сорт вина. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Поступая на службу но - вобранец получал фор - му. На тело надевалась кольчуга без рукавов, или металлический доспех . На голове кожаный или металлический шлем. Вооружение состояла из копья, 2-х дротиков, меча и щита. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Во время походов леги - оны на ночевки соо-ружали лагерь. Вокруг лагеря соору-жался огромный ров. Палатки устанавлива - лись так,чтобы до них не долетели стрелы противника. Лагерь делился на улицы и кварталы. РИМСКОЕ ВОЙСКО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс
19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации", в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...
Открытый урок (с технологической картой) по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"
цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»...
Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».
Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...
Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"
Урок проводился 22 января 2015 года для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...
Открытый урок с технологической картой по биологии ФГОС
Урок проводится в 5 классе по теме "Грибы" в соответствии с ФГОС ООО. Разработка урока содержит технологическую карту с УУД. Используется учебник Пономарева И.Н. Биология 5 класс....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....