Технологическая карта и презентация к уроку "Масштаб". 6 класс.
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Разработка урока по теме "Масштаб" в 6 классе содержит технологическую карту урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока и презентация по теме "Масштаб", 6 класс. | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Тема урока: «Масштаб»
Класс: 6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Время, в мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Использование ЭОР |
1. Организационно-мотивационный момент. Эмоционально-позитивный настрой на урок. | 2 | Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку. Учитель: Внимание, внимание! Урок усвоения новых знаний. Его мы начинаем И к теме приступаем. Дружно, тихо сели. Настроиться успели на рабочий лад? Тогда к доске направим свой взгляд. Сегодня эпиграфом нашего урока будет высказывание лауреата нобелевской премии по литературе Джорджа Сантаяна: «Подобно тому, как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике». Согласны ли вы с этим? | Настраиваются на деловой ритм урока. Получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Анализирую высказывание, выражают свое отношение.
| Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: самоопределяются, настраиваются на урок. Регулятивные УУД: Прогнозирование своей деятельности. | Презентация к уроку, слайд 1. |
2. Актуализация опорных знаний. | 5 | Устный фронтальный опрос. Учитель: А сейчас давайте вспомним то, что, понадобится нам в нашей работе на уроке. 1. Что называют отношением двух чисел? 2. Что показывает отношение двух чисел? 3. В чем состоит основное свойство отношения? 4. Найдите отношение 5 к 45. 6. Найдите отношение 12 м к 2 см. 7. Замените отношение дробных чисел отношением натуральных чисел. 0,5 : 0,02 | Воспроизведение опорных знаний, решение типовых задач. Ответы на вопросы. | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: владение монологическими и диалогическими формами речи | Слайд 2 Слайд 3 |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы, целей и задач урока. | 5 | Учитель: А сейчас я предлагаю вам отгадать ребус и расшифровать тему урока. Учитель: - Знакомо ли вам это понятие? - Где вы встречались с ним? - Почему, как вы думаете, эта тема изучается не только на уроках географии, но и на уроках математики? Как выдумаете, а зачем вообще нужно знать масштаб? Учитель: Мы определили тему урока. А теперь давайте сформулируем задачи и цели урока. Чем мы будем заниматься сегодня? Итак, сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с некоторыми областями применения масштаба как отношения. | Отгадывают ребус. Называют тему урока «Масштаб». Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Анализируют информацию. Приводят примеры: Человек не может изобразить большие объекты, например, дом, в натуральную величину, поэтому, при изображении большого объекта на чертеже, макете он уменьшает величину объекта в несколько раз. И здесь ему помогает масштаб. Постановка целей и задач урока. - вспомнить определение масштаба; - научиться находить масштаб; - использование масштаба для решения практических задач. | Познавательные УУД: анализ и синтез объектов, выбор оснований для классификации; выдвижение гипотез. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные: умение четко формулировать собственные мысли. Личностные УУД: смыслообразование. | Слайд 4- ребус Слайд 5 - расшифровка |
4. Этап открытия нового знания | 7 | Слово «масштаб» в дословном переводе с немецкого языка означает «мерная палка». Вспомните определение масштаба из курса географии. Давайте сравним его с определением в математике. Откройте учебник на странице 134, найдите определение масштаба. При составлении планов и географических карт участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде. Важно, чтобы при этом полученный рисунок давал представление о реальных размерах изображенной на нем местности. Для этого на карте (плане) делают специальную запись. Найдите эти записи в учебнике на стр. 134-135 под рисунками № 35, 36, 37. Что показывают эти записи? Прочитайте записи на слайдах. Почему у разных карт эти записи различны? Назовите, в каких еще областях науки используется понятие масштаба. Масштаб применяется и при изображении микромира. Человек не может изобразить живую клетку, бактерию, вирус в натуральную величину и поэтому он увеличивает величину изображения. Приведите примеры такого масштаба, который показывает не уменьшение размеров, а их увеличение. | Находят информацию в учебнике, сравнивают с определением масштаба из курса географии. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты. Работают с учебником. Отвечают на вопросы. Эта запись показывает, во сколько раз длина отрезка на карте, рисунке, чертеже меньше длины соответствующего отрезка на местности. 1:10000, 1: 50000 Изображения уменьшены в разное число раз. По мере смены слайдов учащиеся называют области применения масштаба, приводят конкретные примеры. Например, 200:1 | Познавательные УУД: умение работать с источником информации, извлекать необходимую информацию. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и его мотивом. | Слайд 6 – определение масштаба Слайды 7-12 – применение масштаба в практической деятельности |
5. Первичное применение новых знаний | 7 | Учитель: Сегодня мы попробуем свои силы в тех областях науки, которые могут пригодиться нам в практической деятельности. Задача. Расстояние между Адлером и Туапсе по прямой 98 км. Каким будет расстояние между городами на карте, если ее масштаб 1:2250000?
Что в данной задаче нам нужно было найти? Все ли задачи по теме масштаб будут такими? Сформулируйте другие типы задач данной темы. Как будут решаться такие задачи? Что должно быть известно? | Записывают в тетради краткую запись. Три типа задач:
Анализируют готовые условия задачи, рассказывают, как найти неизвестную величину. | Познавательные УУД: переработка и структурирование информации, рефлексия способов и условий действия, моделирование, анализ и синтез объектов, построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: планирование с помощью учителя и организация учебной деятельности в группе, прогнозирование. Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, управление поведением партнера. | Слайд 13- карта Краснодарского края Слайд 14 – решение задачи Слайды 15-16 типы задач |
6. Физкультурная пауза | 2 | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся за счет смены деятельности. Учитель: А сейчас давайте немного отдохнем! Выполним так называемую мозговую гимнастику, которая позволит нам активизировать нашу деятельность, поможет усвоить материал. «Мозговая гимнастика» Квадрат – треугольник (активизирует полушария). Левой рукой в воздухе рисовать квадрат, а правой треугольник и наоборот. Бабочка-бык (активизирует полушария). Соединить большой и указательный пальцы правой руки, сделав колечко. Одновременно на правой руке соединить большой, средний и безымянный пальцы. Попеременно менять положение пальцев, убыстряя темп. Ленивые восьмерки (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками. Центр восьмерки должен быть на уровне глаз. Руки тянем мы вперед- Нам всегда во всем везет! Руки вверх, мы потянулись- На урок опять вернулись. | Смена видов деятельности. Выполнение упражнений. | Слайд 17 | |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в парах. Работа в группах. | 5 5 | Ребята, как вы думаете, может ли помочь нам масштаб в такой науке как экология? Проблема загрязнения окружающей среды остра как для всей планеты, так и для Краснодарского края. В результате эксплуатации сельскохозяйственных земель в некоторых районах края произошло обеднение почвы, в частности нехватка азота. Можно удобрять эти земли химикатами, однако, известно, что такие растения как люцерна, горох, люпин и другие бобовые имеют на своих корнях так называемые «квартиры» для клубеньковых бактерий. Как можно использовать это в сельском хозяйстве? Задача: Бактерия имеет длину 0,04 мм. Художник изобразил ее в масштабе 1000:1. какова длина бактерии на рисунке? Что показывает нам масштаб 1000:1? Далее, мы с вами разделимся на группы – Экологи-теоретики и экологи-практики. Вам необходимо решить задачи вашего профиля и представить результаты для обсуждения. В каждой команде есть руководитель группы, к которому вы всегда можете обратиться за помощью, а при необходимости и к моей помощи. Распределение учащихся по группам. Инструктаж. Выдача ватманов. Консультация при необходимости. Задача группе экологов-теоретиков: При строительстве автодороги было вырублено 501 дерево. Для восстановления растительного фонда было решено высадить новые деревья вдоль дороги с одной стороны. На плане эта лесопосадка имеет длину 10 см. Какой длины она будет на местности, если масштаб карты 1:100000. Какое расстояние будет между соседними деревьями при условии, что оно одинаковое? Задача группе экологов-практиков. Ребята 6 класса решили пройти экологической тропой и прикрепить таблички через каждые 24 метра вдоль тропы. Какова длина тропы на местности, если на чертеже масштабом 1:20000 ее длина 6 см? Сколько табличек понадобится ребятам? | Эти растения высаживаются на истощенные почвы для обогащения их азотом. Решают задачу в парах. Затем проверяют решение друг друга, сверяя с записями на доске. Решение задач в группах. Оформление результатов. 10*100000=1000000 см=10 км. 10:500=0,02 км=20м 6*20000=120000 см=1,2 км | Познавательные УУД: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Личностные УУД: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Регулятивные УУД: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные УУД: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия. | Слайд 18 – роль бактерий в природе. Слайд 19 – задача. |
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 6 | Предлагает группам представить результаты решения задач проанализировать их в группах. (Оформленные листы с решением вывешиваются на доску. Группы объясняют ход решения. Обсуждение решения фронтально. Определение правильности, внесение корректив, определение причин допущенных ошибок). | Представление результатов работы группы, обсуждение и коррекция ошибок. При необходимости сверка с образцом. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка. КоммуникативныеУУД: постановка вопросов, оценка действий партнера, умение слушать другого, умение точно и ясно выражать свои мысли. | |
9. Рефлексивно-оценочный этап, подведение итогов урока. | 3 | Предлагает оценить факт достижения цели урока, высказать каждому учащемуся свое мнение в виде 1 фразы. В том числе назвать насколько полезной была тема урока и в каких областях наук нам могут понадобится знания. Можно закончить предложения: На уроке мне особенно запомнилось… Теперь я знаю… Теперь я умею ... Мне нужно ещё поработать над… Учитель: оцените, как каждый из вас поработал сегодня на уроке. Впишите в таблицу самооценки отметку. | Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. Делятся своим мнением. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицы в раздаточном материале, подводят итоги урока. Самооценка работы на уроке. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные УУД: определять степень успешности выполненной работы. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слайд 20 – области применения Слайд 21 – афоризм. |
10. Постановка домашнего задания. | 1 | Задает дозированное домашнее задание. 1 уровень: П. 23, № 840, 841, 842. 2 уровень: п. 23, № 841, 842, придумать две сюжетные задачи на тему «Масштаб». | Учащиеся записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем. | Слайд ы 22, 23. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"
Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:· обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...
Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"
Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...
Технологическая карта урока-презентации в 5 классе по теме "В гостях-хорошо,а дома-лучше"в соответствии с ФГОС.
В материале даны цели и задачи , а также план проведения урока -презентации в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме " В гостьях-хорошо,а дома-лучше"....
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"
«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...