рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей точных наук протокол № от | Утверждено на заседании методического совета МАОУ «Средняя школа №5» протокол № приказ от |
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
5 В класс, 17,5 часов
Составитель:
Мухаметдинова А.Ф., учитель математики
МАОУ «Средняя школа №5»
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Программа курса «Занимательная математика» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. В процессе занятий вводятся новые методы решения, повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты
- своего труда; применять математические знания в жизни.
- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи курса:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у учащихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления учащихся о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений.
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана всего на 17,5 часов, из расчета 0,5 часа в неделю. Программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Срок реализации курса: 2016-2017 учебный год.
Результаты освоения курса
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- Личностные
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики; осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Метапредметные
- умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- Предметные
- умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
- изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур,
- уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
- выполнять вычисления с реальными данными;
- выполнять проекты по всем темам данного курса;
- моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Формы проведения занятий
- фронтальная (постановка проблемной задачи и совместное ее решение, построение алгоритма действий)
- работа в парах, в группах (обсуждение решений, взаимопроверка )
- самостоятельная (индивидуальные задания в течение занятия).
Контроль результатов
Контроль осуществляется, в основном, при проведении самостоятельных работ, зачета в конце курса, выполнении учащимися творческих работ, проведении математических игр, математических праздников.
Содержание курса
- Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.(1 ч.)
- Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь».(1 ч.)
- Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи.(1 ч.)
- Интересный способ умножения. Мир больших чисел. (1 ч.)
- Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры). (1 ч.)
- Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор. (1 ч.)
- Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». (1 ч.)
- Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. (1 ч.)
- Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. (1 ч.)
- Решение олимпиадных задач (используя действия с натуральными числами). Лабиринты. (1 ч.)
- Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть? (1 ч.)
- Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
Решение олимпиадных задач различными способами. (1 ч.)
- Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. (1 ч.)
- Прибавление четного. Знак произведения. (1 ч.)
- Чередование. Решение задач игры « Кенгуру». (1 ч.)
- Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру». (1 ч.)
- Решение олимпиадных задач (0,5 ч.)
- Зачет. (1 ч.)
Темы творческих работ учащихся:
- Счет у первобытных людей
- Цифры у разных народов.
- Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
- « Пифагор и его школа»
- Биография Архимеда.
- П. Ферма и его теорема.
- Биография Б. Паскаля
- Биография Р. Декарта
- И. Ньютон и его открытия.
- Задачи в стихах.
Тематическое планирование
№ п\п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Основные виды учебной деятельности |
Как возникло слово «математика». | 0,5 | 05.09 | Фронтальная – устные вычисления. Групповая - обсуждение | ||
Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. | 0,5 | 12.09 | Фронтальная – устные вычисления. Индивидуальная – выполнение вычислений, решение задач. | ||
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 0,5 | 19.09 | Фронтальная – ответы на вопросы, устные вычисления. Индивидуальная – решение задач | ||
Математическая игра « Не собьюсь» | 0,5 | 26.09 | Групповая- участие в игре Фронтальная- обсуждение | ||
Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11. | 0,5 | 03.10 | Фронтальная – устные вычисления. Индивидуальная – выполнение вычислений, решение задач. | ||
Цифры у разных народов. Решение логической задачи. | 0,5 | 10.10 | Индивидуальная –защита проектов Фронтальная – ответы на вопросы, устные вычисления. Групповая-решениеадачи | ||
Интересный способ умножения. | 0,5 | 17.10 | Групповая - обсуждение нового способа умножения. Фронтальная – ответы на вопросы, Индивидуальная – выполнение заданий | ||
Мир больших чисел. | 0,5 | 24.10 | Фронтальная – чтение чисел. Индивидуальная - запись чисел, выполнение действий с числами | ||
Решение олимпиадных задач арифметическим методом. | 0,5 | 07.11 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная решение задач. | ||
Уникурсальные кривые (фигуры). | 0,5 | 14.11 | Фронтальная –ответы на вопросы Групповая – защита проектов | ||
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. | 0,5 | 21.11 | Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Биографическая миниатюра. Пифагор. | 0,5 | 28.11 | Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы Групповая – защита проектов групп | ||
Решение олимпиадных задач на разрезание. | 0,5 | 05.12 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная -решение задач. | ||
Игра «Перекладывание карточек». | 0,5 | 12.12 | Групповая- участие в игре Фронтальная- обсуждение | ||
Метрическая система мер. | 0,5 | 19.12 | Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. | 0,5 | 26.12 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная решение задач. | ||
Геометрия Гулливера. | 0,5 | 16.01 | Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Геометрическая головоломка. Танграм. | 0,5 | 23.01 | Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение олимпиадных задач (используя действия с натуральными числами). | 0,5 | 30.01 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная решение задач. | ||
Лабиринты. | 0,5 | 06.02 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная- решение задач. | ||
Решение логических задач матричным способом. | 0,5 | 13.02 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная- решение задач. | ||
Как играть, чтобы не проиграть? | 0,5 | 20.02 | Фронтальная – устные вычисления. Групповая - обсуждение | ||
Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. | 0,5 | 27.02 | Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение олимпиадных задач различными способами. | 0,5 | 06.03 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная- решение задач. | ||
Четность суммы и произведения. | 0,5 | 13.03 | Фронтальная –ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение олимпиадных задач на четность. | 0,5 | 20.03 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная- решение задач. | ||
Прибавление четного. | 0,5 | 03.04 | Фронтальная –ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Знак произведения. | 0,5 | 10.04 | Фронтальная –ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Чередование. | 0,5 | 17.04 | Фронтальная –ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение задач игры « Кенгуру». | 0,5 | 24.04 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная- решение задач. | ||
Разбиение на пары. | 0,5 | 02.05 | Фронтальная –ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение задач игры « Кенгуру». | 0,5 | 08.05 | Групповая - обсуждение решений задач Фронтальная –ответы на вопросы Индивидуальная- решение задач. | ||
Решение олимпиадных задач. | 0,5 | 15.05 | Фронтальная –устный счет,ответы на вопросы Групповая - обсуждение решений задач, решение задач | ||
Решение олимпиадных задач. Зачет. | 0,5 | 22.05 | Индивидуальная- решение задач. | ||
Решение олимпиадных задач. Зачет. | 0,5 | 29.05 | Индивидуальная- решение задач. |
ЛИТЕРАТУРА
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
- Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
- А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
- «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
- Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
- И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
- А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
- А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
- Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
- В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
- С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
- О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
- С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные здачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
- О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
- М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва.Просвещение 1994г.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
- Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
- А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969г.
- «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...