Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Удивительный мир математики"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Гогокина Ирина Николаевна

программа для 5 класса по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_5_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

внеурочной деятельности

по математике в 5 классе.

Разработала:

Гогокина И.Н,

учитель математики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации.

Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана спецкурс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 час в неделю

Цель :

  • Углубить теоретическое и практическое содержание курса математики;
  • Развить пространственные представления и логическое мышление;
  • Научить применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

Задачи курса:

Обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)

  • Формировать "базу знаний" по математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
  • Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
  • Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения задач;
  • Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • Способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;    
  • Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
  • Развить навыки решения тестов.
  • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.

  Развивающие: (формирование регулятивных УУД) 

  • научить ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • научить планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • Формировать умение слушать и вступать в диалог;
  • Воспитывать ответственность и аккуратность;
  • Участвовать в коллективном обсуждении,  при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • Смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Формы занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

   

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблем совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Создавать презентации.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • владетьбазовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • владеть навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
  •  решать логические задачи
  •  решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  •  использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  •  решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Ученик получит возможность:

  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
  • извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
  • строить речевые конструкции;
  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
  • выполнять вычисления с реальными данными;
  • выполнять проекты по всем разделам данного курса;

Требования к УУД

1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета

Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры

2) Магия чисел. Приемы устного счета:Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

3) Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой  для различных сфер человеческой деятельности

Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи 

Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы

Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

4) Первые шаги в геометрии . Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия

Познавательные УУД: искать новые  способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов

5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Критерии оценивания.

В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов.

Тренировочные тесты нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются  «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено».

По итогам реализации программы элективного курса выставляется одна из оценок: «зачет» или «незачет»

Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

теория

прак-тика

Дата проведения

Введение в «Удивительный мир математики»

2

1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

1

1

сентябрь

2

Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

1

1

сентябрь

Магия чисел.

10

3

Приемы устного счета:

Умножение на 5(50)

Деление на 5(50),25(250)

1

1

сентябрь

4

Признаки делимости.

Умножение двузначных чисел на 11.

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

1

1

сентябрь

5

Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

Умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль)

1

0,5

0,5

октябрь

6

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма)

Способ сложения многозначных чисел

1

1

октябрь

7

Умножение на 9,99,999

Умножение на 111, умножение «крестиком»

1

1

октябрь

8

Простые числа. Интересные свойсва чисел.

1

1

октябрь

9

Мир больших чисел (степени).

1

1

ноябрь

10-12

Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число пи т.д.)

3

1

2

ноябрь

Математическая логика

6

13

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

1

декабрь

14

Решение логических задач матричным способом.

1

1

декабрь

15-16

Решение олимпиадных задач.

2

2

декабрь

17

Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика».

1

1

январь

18

Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

1

1

январь

Первые шаги в геометрии.

10

19

Пространство и плоскость. Геометрические фигуры.

1

1

январь

20-21

Разрезание и складывание фигур.

2

2

февраль

22-23

Изготовление многогранников.

2

1

1

февраль

24-25

Искусство оригами

2

1

1

февраль

26-27

Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры).

2

2

март

28

Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

1

1

март

Математические игры

6

29

Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки.

1

1

март

30

Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики».

1

1

апрель

31-32

Игра «Математическая Абака».

2

2

апрель

33-34

Игра «Математический бой».

2

2

май

ВСЕГО

34

7,5

26,5

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (34 часа,1 ч в неделю)

1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

2) Магия чисел. (10ч.). Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)
  • деление на 5(50),25(250)
  • признаки делимости
  • умножение двузначных чисел на11
  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
  • способ сложения многозначных чисел
  • умножение на 9,99,999
  • умножение на 111, умножение «крестиком»
  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
  • умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

3) Математическая логика.(6 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

4) Первые шаги в геометрии (10 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989.

ДЛЯ УЧЕНИКА:

1.Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с.

2.Электронные ресурсы:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»

Цель и задачи курса.Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)

Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития лично­сти, таким ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов...

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.

     Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"

Рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы,расчитана на 1 час в неделю. Есть пояснительная записка, общая характеристика курса внеурочной деятельности,место курса в учебн...