Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Удивительный мир математики"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
по математике в 5 классе.
Разработала:
Гогокина И.Н,
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации.
Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана спецкурс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 час в неделю
Цель :
- Углубить теоретическое и практическое содержание курса математики;
- Развить пространственные представления и логическое мышление;
- Научить применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Задачи курса:
Обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
- Формировать "базу знаний" по математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
- Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
- Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения задач;
- Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- Способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;
- Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
- Развить навыки решения тестов.
- Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД)
- научить ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- научить планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- Формировать умение слушать и вступать в диалог;
- Воспитывать ответственность и аккуратность;
- Участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Формы занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблем совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Создавать презентации.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- владетьбазовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владеть навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
- решать логические задачи
- решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Ученик получит возможность:
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
- строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
- выполнять вычисления с реальными данными;
- выполнять проекты по всем разделам данного курса;
Требования к УУД
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета
Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры
2) Магия чисел. Приемы устного счета:Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
3) Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи
Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы
Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
4) Первые шаги в геометрии . Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия
Познавательные УУД: искать новые способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации
Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов
5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Критерии оценивания.
В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов.
Тренировочные тесты нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено».
По итогам реализации программы элективного курса выставляется одна из оценок: «зачет» или «незачет»
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | теория | прак-тика | Дата проведения |
Введение в «Удивительный мир математики» | 2 | ||||
1 | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. | 1 | 1 | сентябрь | |
2 | Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. | 1 | 1 | сентябрь | |
Магия чисел. | 10 | ||||
3 | Приемы устного счета: Умножение на 5(50) Деление на 5(50),25(250) | 1 | 1 | сентябрь | |
4 | Признаки делимости. Умножение двузначных чисел на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. | 1 | 1 | сентябрь | |
5 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел Умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль) | 1 | 0,5 | 0,5 | октябрь |
6 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма) Способ сложения многозначных чисел | 1 | 1 | октябрь | |
7 | Умножение на 9,99,999 Умножение на 111, умножение «крестиком» | 1 | 1 | октябрь | |
8 | Простые числа. Интересные свойсва чисел. | 1 | 1 | октябрь | |
9 | Мир больших чисел (степени). | 1 | 1 | ноябрь | |
10-12 | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число пи т.д.) | 3 | 1 | 2 | ноябрь |
Математическая логика | 6 | ||||
13 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 1 | 1 | декабрь | |
14 | Решение логических задач матричным способом. | 1 | 1 | декабрь | |
15-16 | Решение олимпиадных задач. | 2 | 2 | декабрь | |
17 | Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика». | 1 | 1 | январь | |
18 | Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | 1 | 1 | январь | |
Первые шаги в геометрии. | 10 | ||||
19 | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. | 1 | 1 | январь | |
20-21 | Разрезание и складывание фигур. | 2 | 2 | февраль | |
22-23 | Изготовление многогранников. | 2 | 1 | 1 | февраль |
24-25 | Искусство оригами | 2 | 1 | 1 | февраль |
26-27 | Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). | 2 | 2 | март | |
28 | Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | 1 | 1 | март | |
Математические игры | 6 | ||||
29 | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. | 1 | 1 | март | |
30 | Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». | 1 | 1 | апрель | |
31-32 | Игра «Математическая Абака». | 2 | 2 | апрель | |
33-34 | Игра «Математический бой». | 2 | 2 | май | |
ВСЕГО | 34 | 7,5 | 26,5 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа,1 ч в неделю)
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2) Магия чисел. (10ч.). Приемы устного счета:
- умножение на 5(50)
- деление на 5(50),25(250)
- признаки делимости
- умножение двузначных чисел на11
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
- возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
- способ сложения многозначных чисел
- умножение на 9,99,999
- умножение на 111, умножение «крестиком»
- быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
- умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3) Математическая логика.(6 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4) Первые шаги в геометрии (10 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989.
ДЛЯ УЧЕНИКА:
1.Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с.
2.Электронные ресурсы:
Детская энциклопедия «Хочу все знать»
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".
Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»
Цель и задачи курса.Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)
Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким ка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика для пятиклассников"
Рабочая прграмма по внеурочной деятельности по математике 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов...

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.
Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"
Рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы,расчитана на 1 час в неделю. Есть пояснительная записка, общая характеристика курса внеурочной деятельности,место курса в учебн...