Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.
методическая разработка по математике (7 класс)

Яковлева Лилия Геннадьевна

       Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и современные средства ИКТ дают возможность отбирать материалы для учащихся разной степени подготовки. Все задания направлены на развитие творческих способностей школьников, логики и абстрактного мышления, расширение представлений об изучаемом предмете. В данной программе описаны дополнительные темы, при изучении которых ученик получит возможность успешно освоить знания по данному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl_matematika.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30»   августа   202  г.

 УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 49»

____________

Приказ № ____

От «    » сентября 2021г

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

 «За страницами учебника математики»

для учащихся 7 классов

на 68 часов.

 

                           Авторы-составители:

                            Яковлева Л.Г.,

                            учитель математики

Рассмотрено на

методическом объединении

учителей

«Политехнического цикла»

протокол №1

«27» августа 202  г.

Новокузнецкий  городской округ, 2021

.

 

Содержание

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности        3

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности        4

3.Учебно-тематическое планирование занятий        7


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

        Изучение курса «За страницами учебника математики» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:
  1. развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. воспитание качеств личности, способной принимать самостоятельные решения;
  3. формирование качеств мышления;
  4. развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении:
  1. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

В результате изучения курса учащиеся научатся:

  1. Применять теорию в решении задач.
  2. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  3. Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  4. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  5. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  6. Анализировать полученную информацию.
  7.  Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  8. Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  9. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  10. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
  11. Решать числовые и геометрические головоломки.

12. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.


2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Название раздела и тем

Формы организации

Виды деятельности

Арифметические задачи, 6 ч

1

Вводное занятие: «Что такое математика?»

Исследование

Познавательная

Решение практических задач по расчёту семейного бюджета

Практика

Проектная

Практико-ориентировнные задачи из ОГЭ

Практика

Познавательная

Идеи и методы решения нестандартных задач

Консультация

Познавательная

Идеи и методы решения нестандартных задач. Практика

Практика

Познавательная

Чётность

Исследование

Познавательная

Графы, 5 ч

2

Графы. Основные понятия

Консультация

Познавательная

Графы

Исследование

Познавательная

Графы. Решение задач

Практика

Познавательная

Решение нестандартных задач на графы

Практика

Познавательная

Граф ы на ГИА

Практика

Познавательная

Принцип Дирихле, 3 ч

3

Принцип Дирихле. Теория

Консультация

Познавательная

Принцип Дирихле. Основные понятия.

Исследование

Познавательная

Принцип Дирихле. Практика

Практика

Познавательная

Раскраски, 4 ч

4

Раскраски в математике

Консультация

Познавательная

Раскраски. Теория

Консультация

Познавательная

Раскраски. Практика

Практика

Познавательная

Свои раскраски

Практика

Проектная

Игры, 6ч

5

Математические игры

Консультация

Познавательная

Математические игры. Выигрышные стратегии

Исследование

Познавательная

Математические игры. Игральные кости

Практика

Игровая деятельность

Элементы теории вероятности

Практика

Познавательная

Решение простейших задач на вероятность

Практика

Познавательная

Решение простейших задач на вероятность из ОГЭ

Практика

Познавательная

Знакомство с геометрией, 14 ч

6

Решение занимательных задач

Консультация

Познавательная

Задачи на разрезание

Исследование

Познавательная

Задачи на разрезание. Практическое применение

Практика

Проектная

Задачи на спички

Консультация

Познавательная

Головоломки со спичками

Практика

Игровая деятельность

Геометрические головоломки

Теория

Игровая деятельность

Старинные головоломки

Практика

Познавательная

Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого.

Практика

Познавательная

Танграммы

Консультация

Познавательная

Занимательные танграммы

Практика

Познавательная

Геометрические задачи олимпиады

Практика

Познавательная

Разбор олимпиадных задач

Консультация

Познавательная

Геометрические задачи  ОГЭ

Практика

Познавательная

Игра «Морской бой»

Практика

Игровая деятельность

Логические задачи, 30 ч

7

Магические квадраты

Консультация

Познавательная

Составление магических квадратов

Практика

Познавательная

Фокусы с разгадыванием чисел

Консультация

Познавательная

Решение задач на отгадывание чисел.

Практика

Познавательная

Игра « Лесенка»

Практика

Игровая деятельность

Перекладывание предметов.

Консультация

Познавательная

Решение задач  на перекладывание.

Практика

Познавательная

Русские счёты.

Теория

Познавательная

Игра « Не ошибись»

Практика

Игровая деятельность

Решение задач на перекладывание монет

Практика

Познавательная

Олимпиадные задачи на перекладывание предметов.

Практика

Познавательная

Поиск ошибок в решениях-ловушках

Практика

Познавательная

Логические задачи. Парадоксы.

Консультация

Познавательная

Логические задачи. Парадоксы. Практика

Практика

Познавательная

Задачи на переливание

Консультация

Познавательная

Задачи на переливание. Основные понятия

Консультация

Познавательная

Задачи на переливание. Виды и способы  решения

Исследование

Познавательная

Задачи на переливание. Практика

Практика

Познавательная

Меньше или больше.

Теория

Познавательная

Меньше или больше. Решение задач.

Практика

Познавательная

Комбинации и расположения.

Теория

Познавательная

Комбинации и расположения. Решение задач.

Практика

Познавательная

Игра «Попробуй, сосчитай»

Практика

Игровая деятельность

Великие математики из народа: Иван Петров.

Практика

Игровая деятельность

Понятие множества.

Теория

Познавательная

Решение задач на множества.

Практика

Познавательная

Игра «Своя игра»

Игра

Игровая деятельность

Игра «Брейн ринг»

Игра

Игровая деятельность

Работа  над творческим  проектом.

Исследование

Познавательная

Смотр знаний

Практика

Познавательная

3.Учебно-тематическое планирование занятий

7класс (2 час в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Приложение

7 А

7 Б

7 В

7 Г

Вводное занятие: «Что такое математика?»

Решение практических задач по расчёту семейного бюджета

Практико-ориентировнные задачи из ОГЭ

Идеи и методы решения нестандартных задач

Идеи и методы решения нестандартных задач. Практика

Чётность

Графы. Основные понятия

Графы

Графы. Решение задач

Решение нестандартных задач на графы

Граф ы на ГИА

Принцип Дирихле. Теория

Принцип Дирихле. Основные понятия.

Принцип Дирихле. Практика

Раскраски в математике

Раскраски. Теория

Раскраски. Практика

Свои раскраски

Математические игры

Математические игры. Выигрышные стратегии

Математические игры. Игральные кости

Элементы теории вероятности

Решение простейших задач на вероятность

Решение простейших задач на вероятность из ОГЭ

Решение занимательных задач

Задачи на разрезание

Задачи на разрезание. Практическое применение

Задачи на спички

Головоломки со спичками

Геометрические головоломки

Старинные головоломки

Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого.

Танграммы

Занимательные танграммы

Геометрические задачи олимпиады

Разбор олимпиадных задач

Геометрические задачи  ОГЭ

Игра «Морской бой»

Магические квадраты

Составление магических квадратов

Фокусы с разгадыванием чисел

Решение задач на отгадывание чисел.

Игра « Лесенка»

Перекладывание предметов.

Решение задач  на перекладывание.

Русские счёты.

Игра « Не ошибись»

Решение задач на перекладывание монет

Олимпиадные задачи на перекладывание предметов.

Поиск ошибок в решениях-ловушках

Логические задачи. Парадоксы.

Логические задачи. Парадоксы. Практика

Задачи на переливание

Задачи на переливание. Основные понятия

Задачи на переливание. Виды и способы  решения

Задачи на переливание. Практика

Меньше или больше.

Меньше или больше. Решение задач.

Комбинации и расположения.

Комбинации и расположения. Решение задач.

Игра «Попробуй, сосчитай»

Великие математики из народа: Иван Петров.

Понятие множества.

Решение задач на множества.

Игра «Своя игра»

Игра «Брейн ринг»

Работа  над творческим  проектом.

Смотр знаний

Аннотация

к рабочей программе курса внеурочной деятельности по математике

«За страницами учебника математики», 7 класс.

            Данная программа по курсу «За страницами учебника математики»  для 7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СОШ №49», Положением о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «СОШ №49».

   Рабочая программа ориентирована на использование:

  • Авторской программы по алгебре7 – 9 классов С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина,
  • Авторской программы по геометрии 7 – 9 классов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021/2022 учебный год.
  • Учебного плана  МБОУ «СОШ №49» на 2021-2022 уч. год.

     Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по математике для  7  класса ориентирована на использование учебника:

  • Алгебра. 7 классы. учебник для общеобразовательных учреждений/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин - М.: Просвещение, 2021.
  • Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2020.

      Рабочая программа рассчитана на 68 часов и состоит из следующих разделов: арифметические задачи, графы, Принцип Дирихле, раскраски, игры, знакомство с геометрией, логические задачи.

       Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и современные средства ИКТ дают возможность отбирать материалы для учащихся разной степени подготовки. Все задания направлены на развитие творческих способностей школьников, логики и абстрактного мышления, расширение представлений об изучаемом предмете. В данной программе описаны дополнительные темы, при изучении которых ученик получит возможность успешно освоить знания по данному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....

Методическая разработка «Рабочая программа по внеурочной деятельность в 4А классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы подарим себе праздник" для школ с углубленным изучением английского языка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»

Программа курса «За страницами учебника математики» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...

рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...

рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа по факультативному курсу по математике "За страницами учебника математики". Позволяет расширить знания обучающихся по данному предмету во внеурочное время...

Рабочая программа факультативного курса ,, За страницами учебника математики\'\' для 6 класса

Данная программа содержит разделы: Планируемые результаты освоения курса. Содержание курса. Тематическое планирование. Календарно- тематическое плпнирование курса....

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Языковой портфель: английский+немецкий+ Web 2.0» для 5-9 классов"

Основной принцип курса - сравнение и сопоставление, анализ и выявление общего в языках и в особенностях национальных культур народов - носителей этих языков, составление немецко-английского словаря, в...