Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".
рабочая программа по теме

Боярова Людмила Валентиновна

        Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_1.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

III, IV, V вида № 6»

Прошла обсуждение на МО

Протокол № __ от _________

Согласовано

Заместитель директора по ВР_________Р. В. Бодрова

______________ 20      г.

Утверждаю

Директор ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ

№ 6»

_________ Н. В. Соловьёва

______________ 20      г.

Рабочая программа

(модифицированная)

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Занимательная математика»

для воспитанников  1 класса.

Срок реализации программы 1 год.

Составитель:  

Боярова Людмила Валентиновна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

Волгоград, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе нормативно-правовой базы:

•        Закон РФ «Об образовании»; (утвержден  приказом  Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373;

•        Устав школы-интерната;

•        Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2013 – 2014 у. г.;

•        Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть цикл занятий «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.  

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения[1]. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.  

Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика.

Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.  Совместное с педагогом движение от вопроса к ответу – это возможность научить ребёнка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться  и самому найти выход – ответ.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности[2] в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место программы в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 занятия в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатамиизучения данного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемногои эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результатыпредставлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 10. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 10. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Форма организации обучения - математические игры: пирамиды, шнуровки, мозаики, кубики, конструкторы, лабиринты, развивающие наборы.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений  для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи.  Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.  

Задачи, решаемые способом перебора.   «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→  1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.  

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

 «Спичечный» конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→  1↓     и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построеннуюконструкцию с образцом.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема занятия

Содержание занятия

1

Математика вокруг нас

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

Развивающие игры: «Шнуровка», «Кубики», «Лабиринт»

Выполнение простых шнуровок; крест на крест, параллельные стежки. Выработка определённых последовательностей в действиях. Конструирование «Пирамида»

3

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

Игры с мозаикой «Медведь», «Геометрия большая», «Локомотив», «Трактор», «Черепаха»

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Волшебная линейка

Знакомство и работа с линейкой.

7

Игры с пирамидками «Круг», «Квадрат», «3 в 1»

Распознание основных геометрических фигур, цветов, последовательность выполнения действий.

8

Игры с объёмным мягким конструктором «Лев», «Пингвин», «Павлин», «Курица», «Верблюд», «Конь»

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

9

Игра – соревнование «Ручки – пальчики – счёт»

Развитие элементарных навыков счёта в пределах 10.

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

ЛЕГОконструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.  Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

Весёлая геометрия. Набор «Школьник», «Геометрические фигуры»

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры «Пирамидки, счёт, круги», «Цифры и знаки»

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

15-16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»

20

Игры в шнуровки-пазлы «Черепашка», «Коровка»

Развитие мелкой моторики, воображения, усидчивости и пространственного мышления.

21-22

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 10.

25

Конструирование фигур из деталей пирамидок

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 10. Вычисления в группах с помощью игривого набора «Цифры и знаки»

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31-33

Математические игры: «Части тела», «Лесные жители», «Фрукты», «Деревенский дворик», «Ферма», «Комната»,  игры-лабиринты, «Чайный набор», набор для развития комбинаторики.

Развитие воображения, элементарных научных знаний, логики, наблюдательности, воображения. Выработка последовательности действий сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов. Взаимный контроль.

Итого за год  33 занятия


[1] Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение.

[2]«Центры» деятельности: Конструкторы,  Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся  осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".

       В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

рабочая программа по внеурочной деятельности, Общеинтеллектуальное направление

Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестанда...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освое...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...