Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"
рабочая программа по математике (9 класс)
Рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы,расчитана на 1 час в неделю. Есть пояснительная записка, общая характеристика курса внеурочной деятельности,место курса в учебном плане,направление , цели,задачи,а также содержание программы, тематическое планирование и календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19
имени Героя России Панова» г. Смоленска
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
на заседании ШМО | заместитель директора | директор МБОУ «СШ №19» |
комплексного обучения и воспитания | _________/ Смазнова Т. А. / | ________ /Кушнерёва М. В. / |
__________ /Борисова Ю. В./ | приказ № ____ - ОД | |
протокол № 1 от | от «01» сентября 2023 г. | |
«31» августа 2023 г |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математике»
9 класс
(является частью основной общеобразовательной программы)
Учитель: Пастарнакова С.М.
Класс: 9Б
Общее количество часов по учебному плану: 34
2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозора и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506,- является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная программа «За страницами учебника математики» для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
∙ Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
∙ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
∙ Распоряжением Комитета по образованию Правительства СанктПетербурга от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год»;
∙ Приказом Министерства Просвещения РФ № 254 от 20.05.2020 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
∙ Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих 3 государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»;
∙ Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 703 № Московского района Санкт-Петербурга;
∙ Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденной приказом директора от 01.09.2022 № 1;
∙ Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ школе № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом директора от 01.09.2022 № 1;
∙ Календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 703 № Московского района СанктПетербурга, утвержденного приказом директора от 01.09.2022 № 1;
∙ Протоколом Педагогического совета ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга № 1 от 01.09.2022 «О принятии Учебного плана ООО ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга на 2022- 2023 учебный год»;
∙ Положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом директора от 01.09.2022 № 1;
∙ Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" Институтом образования ФГАУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина" от 18.08.2017 №09-1672
ОБЩАЯ ХАОАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «За страницами учебника математики»
Программа предназначена для того, чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать.
Отличительной особенностью данной программы является то, что курс предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на 4 уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины. Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» разработана в соответствии с требованиями ФГОС основной школы. Она расширяет предметную область курса «Математика» за счет дополнительных сведений о возможности применения математики в реальном мире.
НАПРВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ- общеинтеллектуальное.
Цель и задачи программы
Цель: Систематизация и углубление материала по отдельным темам предмета математики. Задачи:
∙ повышение интереса к изучению предмета;
∙ формирование более глубокого понимания математики;
∙ развитие мышления и формирование навыков интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
∙ формирование навыков и подходов к решению задач повышенного уровня и олимпиадных задач.
Принципы программы:
1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение задач различной сложности, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах разного уровня, других математических конкурсах и экзаменах.
5. Обеспечение мотивации. Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимание основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» состоит в привлечении школьников к 5 познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ реализуется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая рабочая программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школа №703 Московского района Санкт-Петербурга. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности ГБОУ школы № 703 Московского района СанктПетербурга общее количество времени на 2022-2023 учебный год составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.
УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога
М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич Сборник задач по алгебре: учеб. Пособие для 8-9 кл. с углубл. Изучением математики – М.: Просвещение, 2001.
Содержание программы курса внеурочной деятельности:
Решение геометрических задач ( 8 часов )
Вычисление площадей. Метод площадей. Метрические соотношения. Геометрическое место точек. Окружность. Вписанная, описанная и вневписанная окружности.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей ( 6 часов )
Множества. Факториал. Размещения и перестановки. Сочетание. Классическая вероятность. Правила умножения и сложения. Формула включений и выключений.
Азы теории чисел ( 6 часов )
Делимость. Арифметика остатков. Решение сравнений. Уравнения в целых числах.
Текстовые задачи ( 6 часов )
Задачи на смеси и сплавы. Задачи на движение. Задачи на работу и производительность. Задачи с целочисленными неизвестными. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Простейшие задачи на проценты, обратные задачи на проценты, простой и сложный процентный рост.
Модуль ( 4 часа )
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. Упрощение выражений, содержащих знак модуля. Построение графиков с модулем.
Задачи с параметром ( 4 часа )
Линейное уравнение с параметром. Дробно - рациональные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром. Теорема Виета.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты обучения (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, позволяющего приобрести опыт исследовательской и проектной деятельности.
Личностные результаты:
формирование следующих умений: самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Предметные результаты:
− углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса;
− формирование исследовательских умений ;
− формирование умений защиты проектов.
Метапредметные результаты:
− освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
− освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
− активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
− умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
− адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− готовность слушать собеседника и вести диалог.
В результате освоения программы «За страницами учебника математики», учащиеся должны:
− организовывать процессы изучения;
− выбирать собственную траекторию образования;
− выполнять учебные и самообразовательные программы;
− получать и использовать информацию из различных источников; − самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
− самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой программы формирования универсальных учебных действий. Можно выделить четыре блока основных видов УУД:
- личностные универсальные учебные действия: умение жить по правилам; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделять нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; осуществление учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция;
- познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; знаковосимволические; информационные; логические;
- коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Тематическое планирование
Темы занятий | Количество часов | Формы проведения | |
Раздел 1. Решение геометрических задач. | |||
Основные свойства площади | 1 | Беседа | |
Метод площадей | 1 | Практикум | |
Метрические отношения | 2 | Практикум | |
Окружность. Геометрическое место точек | 1 | Теоретическое занятие | |
Вписанная окружность в треугольник и четырехугольник | 1 | Практикум | |
Описанная окружность около треугольника и четырехугольника | 1 | Практикум | |
Вневписанная окружность | 1 | Теоретическое занятие | |
Итого: | 8 | ||
Раздел 2.Элементы комбинаторики и теории вероятности. | |||
Множества. Факториал | 1 | Теоретическое занятие | |
Размещения. Перестановки. Сочетания. | 1 | Практикум | |
Классическая вероятность | 1 | Теоретическое занятие | |
Правила умножения и сложения | 1 | Практикум | |
Формула включений и выключений | 2 | Практикум | |
Итого: | 6 | ||
Раздел 3. Азы теории чисел | |||
Делимость | 2 | Теоретическое занятие | |
Арифметика остатков | 1 | Практикум | |
Решение сравнений | 1 | Практикум | |
Уравнение в целых числах | 2 | Практикум | |
Итого: | 6 | ||
Раздел 4. Текстовые задачи | |||
Задачи на смеси и сплавы | 1 | Практикум | |
Задачи на движение, на работу и производительность | 1 | Практикум | |
Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии | 1 | Практикум | |
Простейшие задачи на проценты. Обратные задачи на проценты | 1 | Практикум | |
Простой и сложный процентный рост | 2 | Практикум | |
Итого:6 | |||
Раздел 5. Модуль | |||
Модуль числа , его геометрический смысл, основные свойства модуля Упрощение выражений, содержащих знак модуля | 1 | Теоретическое занятие | |
Уравнения, содержащие знак модуля | 1 | Практикум | |
Неравенства, содержащие знак модуля | 1 | Практикум | |
Построение графиков с модулем | 1 | Практикум | |
Итого: | 4 | ||
Раздел 6. Задачи с параметром | |||
Линейные уравнения с параметром | 1 | Практикум | |
Дробно-рациональные уравнения с параметром | 1 | Практикум | |
Квадратные уравнения с параметром | 1 | Практикум | |
Теорема Виета для уравнений 3 степени | 1 | Практикум | |
Итого: | 4 | ||
Всего: | 34 |
Поурочно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения по плану/ по факту | |
1 | Основные свойства площади | 1 | Практикум | |
2 | Метод площадей | 1 | Практикум | |
3 | Метрические соотношения | 1 | Практикум | |
4 | Метрические соотношения | 1 | Самостоятельная работа на 15 мин. | |
5 | Окружность. Геометрическое место точек | 1 | Практикум | |
6 | Вписанная окружность | 1 | Практикум | |
7 | Описанная окружность | 1 | Практикум | |
8 | Вневписанная окружность | 1 | Практикум | |
9 | Множества. Факториал | 1 | Практикум | |
10 | Размещения и перестановки. Сочетания. | Практикум | ||
11 | Классическая вероятность | 1 | Практикум | |
12 | Правила умножения и сложения | 1 | Рассказ учителя. Практикум | |
13 | Формула включений и выключений | 1 | Теоретическое занятие | |
14 | Формула включений и выключений | 1 | Самостоятельная работа на 15 минут | |
15 | Делимость. Простой и сложный процентный рост | 1 | Практикум | |
16 | Делимость | 1 | Практикум | |
17 | Арифметика остатков | 1 | Теоретическое занятие | |
18 | Решение сравнений | 1 | Практикум | |
19 | Уравнение в целых числах | 1 | Теоретическое занятие | |
20 | Уравнение в целых числах. | 1 | Практикум | |
21 | Задачи на сплавы и смеси. | 1 | Практикум | |
22 | Задачи на движение, Задачи на работу и производительность. | 1 | Самостоятельная работа на 15 минут | |
23 | Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Самостоятельная работа на 15 минут | |
24 | Простейшие задачи на проценты, обратные задачи на проценты. | 1 | Исследовательская работа | |
25 | Простой и сложный процентный рост. | 1 | Теоретическое занятие | |
26 | Простой и сложный процентный рост. | 1 | Практикум | |
27 | Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Упрощение выражений , содержащих знак модуля. | 1 | Презентация. Работа в группах. | |
28 | Уравнения , содержащие знак модуля и способы их решения. | 1 | Практикум | |
29 | Неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. | 1 | Практикум | |
30 | Построения графиков с модулем. | 1 | Презентация | |
31 | Линейные уравнения с параметром | 1 | Практикум | |
32 | Дробно-рациональные уравнения с параметром. | 1 | Практикум | |
33 | Квадратные уравнения с параметром. | 1 | Практикум | |
34 | Теорема Виета для уравнений 3 степени | 1 | Теоретическое занятие |
Список литературы:
1.Гордин Р.К. Теоремы и задачи школьной геометрии. Базовый и профильный уровни. - М.: МЦНМО, 2018
2. Гордин Р.К. Геометрия Планиметрия 7-9 классы. . - М.: МЦНМО, 2006
3.Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров: «САС», 1994
4.Кноп К.А. Азы теории чисел. - М.: МЦНМО, 2017
5. Вольфсон Г.И. и др ., под ред. И.В.Ященко ЕГЭ 2017 задача 19 (профильный уровень) - М.: МЦНМО,2018
6. Колесникова С.И. Задачи с параметром. ЕГЭ математика / С.И.Колесникова. –М,: ООО «Азбука-2000» , 2017. -112 с.
7. Шень А Вероятность: примеры и задачи.- М.: МЦНМО,2016.-72 с.
8. Галицкий М.Л., Гольфман А.М., Л.И.Звавич Сборник задач по алгебре :учеб. Пособие для 8-9 кл. с углубленным изучением математики – М.:Просвещение, 2001.-217с.
9. Агафанов Н., Подлипский О. Математические олимпиады Московской области – М.: Физматкнига , 2006
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики» (6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир математики" (общеинтеллектуальная направленность). Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 12-13 лет....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу составила : Маёнкова Ирина Ни...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики»
Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Удивительный мир математики», составлена на основе: примерной программы по математике и авторского темат...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики» предназначен для того, чтобы учащиеся 6-9 классов получили мотивацию к обучению математики, с...