РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) Голубевой Натальи, ученицы 6 класса, обучающейся по основной общеобразовательной программе основного общего образования
рабочая программа по математике (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matematika_6_klass_golubeva_natalya.doc | 458 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
Школа дистанционного обучения
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей Протокол № от « »_______ _2017 г. | Согласовано Методист _______________ «___»_____________ 2017 г | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ______________ Я.В. Репин Приказ от « » августа 2017 г. № _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(базовый уровень)
Голубевой Натальи, ученицы 6 класса, обучающейся по основной общеобразовательной программе основного общего образования
Кривоносова Юлия Алексеевна, учитель математики
Ярославль, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по математике составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ст .2 п 10; ст. 12 п.3, 5; ст. 28 п. 2, 3 (6) от 29.12.2012;
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями (приказы МОиН РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;
- Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
- Письма департамента образования Ярославской области «Об образовательной деятельности в 2017-2018 учебном году»;
- Примерной образовательной программы основного общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г
- материалов учебно-методического комплекта Г.В. Дорофеева:
Состав УМК:
1. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина Москва «Просвещение» 2015.
2. Дидактические материалы для 6 класса общеобразовательных учреждений Г. В. Дорофеева, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, С. Б. Суворова. Москва «Просвещение» 2013.
3. Рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательных учреждений. Е. А. Бунимович, К. А. Краснянская, Л. В. Кузнецова, Л. О. Рослова, С. С. Минаева, С. Б. Суворова Москва «Просвещение» 2013.
4. Тематическое планирование по математике 5 и 6 классы. Книга для учителя. Составитель Т. А. Бурмистрова Москва «Просвещение» 2013.
5.Математика. Контрольные работы. 5-6 классы: пособие для учителей/|Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, Н.В.Сафонова|. М. Просвещение 2013.
6. Тематические тесты, 5 и 6 классы/|Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С. Б. Суворова |. Москва «Просвещение» 2015.
Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от21.04.16 №459).
С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/, рекомендаций ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения Голубевой Натальи.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Математика» в 6 классах отводится по 175 часов (5 часов в неделю), 35 учебных недели. ИУП Голубевой Натальи сохраняет указанный объем изучения. В учебном плане учащейся школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» Голубевой Натальи на изучение предмета отводится 5 часов в неделю. Исходя из этого авторская программа Г. В. Дорофеева и др. адаптирована под условия образовательного процесса Голубевой Натальи с сохранением основных содержательных линий и рассчитана на 175 часов обучения.
Рабочая программа Голубевой Натальи сохраняет указанный объем изучаемого материала.
Особые образовательные потребности учащегося
Данная программа по математике учитывает индивидуальные особенности обучающейся Голубевой Натальи. Наташа хорошо владеет приемами устного счета с натуральными числами. Умеет распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать изученные геометрические фигуры, вычислять значение геометрических величин. Работоспособность достаточно высока: способна на интенсивную работу в течение целого урока. Самостоятельной работы как таковой избегает, требует постоянного физического присутствия учителя. Выполняет домашние задания плохо. Мотивация к занятиям неустойчивая.
Контакт устанавливает хорошо. Речь с дефектами произношения. Внимание устойчивое, достаточно концентрируемое. Проявляет интерес к заданиям. Деятельность характеризуется целенаправленностью. Общая осведомленность соответствует возрасту. Задания на обобщение, исключение преимущественно выполняет. Логическое мышление сформировано в соответствии с возрастом. Причинно-следственные связи устанавливает.
В связи с особенностями личности обучающейся программа по математике составлена так, чтобы сохраняя основное содержание стандарта, дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. В программе увеличено число часов на повторение, особенно в конце учебного года, обобщающего повторения в конце каждой темы. Усилена прикладная направленность курса: развитие вычислительных и формально-оперативных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики, осуществление функциональной подготовки систематическим обращениям к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач. При этом ряд вопросов изучается обзорно: теоретический материал преподносится в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера. Преподавание математики Голубевой Натальи сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, памятками с алгоритмом действий, визуальными подсказками (картинки – символы).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты усвоения учебного предмета
- ответственно относиться к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- иметь первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критично мыслить, уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативно мыслить, инициативность, находчивость, активность при решении арифметических задач;
- контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- сформированность способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты усвоения учебного предмета
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
8. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты усвоения учебного предмета
- Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Логика и множества
- Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
- Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
- В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Тематическое планирование
№п/п | Cодержание | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности | Контроль |
Вводное повторение | 3 | Повторить материал, изученный в 5 классе. | ||
Тема 1 | Обыкновенные дроби. | 15 | Закрепить и развить навыки действий с обыкновенными дробями, познакомить учащихся с понятием процента, сформировать понимание часто встречающихся оборотов речи со словом «процент»; познакомить учащихся со способами представления информации в виде таблиц и диаграмм. | Стартовый контроль. К/р № 1 |
Тема 2 | Прямые на плоскости и в пространстве. | 7 | Создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых; научить находить расстояние от точки до прямой и между двумя параллельными прямыми; научить находить углы, образованные двумя пересекающимися прямыми. | Тест № 3 |
Тема 3 | Десятичные дроби. | 9 | Ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения, записи и сравнения десятичных дробей. Расширить представления учащихся о возможности записи чисел в различных эквивалентных формах. | К/р № 2 |
Тема 4 | Действия с десятичными дробями. | 31 | Сформировать навыки вычислений с десятичными дробями, развить навыки прикидки и оценки. | К/р № 3 |
Тема 5 | Окружность. | 9 | Создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух окружностей, прямой и окружности; научить выполнять построение треугольника по заданным элементам; познакомить с новыми геометрическими телами – шаром, цилиндром, конусом – и ввести связанную с ними терминологию. | Тест № 8 |
Тема 6 | Отношения и проценты. | 14 | Ввести понятие отношения, продолжить изучение процентов, развить навыки прикидки и оценки. | К/р № 4 |
Тема 7 | Симметрия. | 8 | Дать представление о симметрии в окружающем мире; познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией; показать возможности использования симметрии при решении различных задач и построениях; развить пространственное и конструктивное мышление. | Тест № 10 |
Тема 8 | Целые числа. | 14 | Мотивировать введение положительных и отрицательных чисел , сформировать умение выполнять действия с целыми числами, познакомить с понятием множества и операциями объединения и пересечения множеств. | Тест № 11 К/р № 7 |
Тема 9 | Комбинаторика. Случайные события. | 9 | Развить умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов, познакомить с приёмом решения комбинаторных задач умножением, продолжить формирование представлений о случайных событиях, ознакомить с методикой проведения случайных экспериментов для оценки возможности наступления случайных событий. | К/р № 5 |
Тема 10 | Рациональные числа. | 16 | Выработать прочные навыки действий с положительными и отрицательными числами. Сформировать представление о понятии системы координат, познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости. | Тест № 12 |
Тема 11 | Буквы и формулы. | 16 | Сформировать первоначальные навыки использования букв для обозначения чисел в записи математических выражений и предложений. | К/р № 6 |
Тема 12 | Многоугольники и многогранники | 10 | Обобщить и расширить знания о треугольниках и четырёхугольниках, познакомить с новыми геометрическими объектами – параллелограммом и призмой. | Тест № 14 |
Повторение. | 9 | Обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе. | ||
Резерв | 6 | Стартовый контроль по математике Рубежная контрольная работа Итоговая контрольная работа | Итоговая к/р | |
Итого | 175 | 7 |
Содержание учебного предмета
Вводное повторение
В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии:
- арифметика;
- элементы алгебры;
- вероятность и статистика;
- наглядная геометрия.
Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: математика в историческом развитии, множества, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Дроби и проценты
В изложении материала выделяются три блока: обыкновенные дроби, проценты и диаграммы.
Первые уроки отводятся систематизации и развитию сведений об обыкновенных дробях. Новым здесь является рассмотрение «многоэтажных» дробей. Учащиеся должны уметь находить значения таких выражений любым из предлагаемых в учебнике способов, при этом не следует увлекаться громоздкими заданиями.
Продолжается решение трёх основных задач на дроби. Учащиеся могут пользоваться двумя приёмами — содержательным на основе смысла дроби и формальным на основе соответствующего правила. На этом этапе следует поощрять использование второго приёма. В обязательные результаты включается задача на нахождение дроби числа. Именно это умение прежде всего необходимо для изучения процентов на последующих уроках.
Следующий блок в данной главе — проценты. Методика изложения данного вопроса в учебнике и система упражнений нацелены на формирование ряда важных с практической точки зрения умений, связанных с «ощущением» понятия процента. Формируется понимание процента как специального способа выражения доли величины, умение соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях — 50%, 20%, 25% и т. д.), умение выполнять прикидку и оценку. Из расчётных задач здесь рассматривается одна — нахождение процента некоторой величины. Желательно, чтобы учащиеся научились применять и некоторые рациональные приёмы вычислений для специальных случаев (например, нахождение 10%, 25%, 50% и т. п.).
Последний блок в данной теме — столбчатые и круговые диаграммы. Продвижение по сравнению с 5 классом заключается в том, что здесь рассматриваются более сложные и разнообразные жизненные ситуации, в которых используются таблицы и диаграммы. Новым элементом является работа с круговыми диаграммами.
Прямые на плоскости и в пространстве
Учащиеся учатся распознавать и воспроизводить эти конфигурации и решать несложные задачи, связанные с ними.
Учащиеся должны научиться видеть пары равных углов, образующихся при пересечении двух прямых, а также пары углов, дополняющих друг друга до развёрнутого угла.
При выполнении упражнений, связанных с углами, образованными пересекающимися прямыми, учащимся необходимо восстановить навыки работы с транспортиром и угольником, вспомнить о свойствах клетчатой бумаги, полезно также попрактиковаться в определении и изображении углов на глаз, без использования чертёжных инструментов.
Наиболее сложной из указанных конфигураций является третья. Она выступает в качестве основы для рассмотрения способа построения параллельных прямых. Кроме того, в данном разделе расширяется понятие «расстояние» за счёт введения понятия «расстояние от точки до фигуры» и его частного случая — расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми, а также расстояния от точки до плоскости. Учащиеся учатся строить точки на заданном расстоянии от прямой, проводить параллельные прямые с заданным расстоянием между ними и т. д. Следует обратить внимание на то, что задачи, связанные с расстоянием между двумя точками, будут рассматриваться и в дальнейшем в различных конфигурациях. Это будут не просто две произвольные «одинокие» точки плоскости, а центры окружностей, две ближайшие или наиболее удалённые точки окружностей, середины отрезков; множество точек, удалённых от заданной на расстояние, определяемое равенством или неравенством; точка, равноудалённая от двух других точек, и т. д.
Принципиально важный случай, требующий особого внимания, — это расстояние от точки до прямой.
Развитие пространственных представлений в процессе изучения материала этой главы происходит при работе с моделью куба, в ходе которой используются изученные в теме понятия (поиск параллельных, пересекающихся, скрещивающихся рёбер куба; сопоставление длины диагонали грани и её стороны и т. д.).
Десятичные дроби
Данная глава является вводной в крупную тему курса «Десятичные дроби». В ней излагаются основные теоретические сведения. При изучении этой главы формируются основополагающие базовые умения. Учащиеся знакомятся с десятичными дробями как со специальным способом записи обыкновенных дробей со знаменателем вида 10n, распространяющим на дробные числа идею десятичной нумерации. Они узнают о существовании разрядов, в которых указываются доли единицы, и приобретают первичные навыки работы с новыми символами: учатся понимать и читать соответствующие записи; записывать дроби, знаменателями которых являются степени числа 10, в виде десятичных дробей; изображать десятичные дроби точками на координатной прямой; сравнивать их. Важным с точки зрения развития практических умений является обучение использованию десятичных дробей для выражения одних единиц измерения через другие, кратные им единицы.
Действия с десятичными дробями
Алгоритмы действий с десятичными дробями вводятся на основе соответствующих алгоритмов действий с обыкновенными дробями. Полезно отметить для учащихся мотивационную сторону введения десятичных дробей, объяснив, что оперировать с десятичными дробями (сравнивать их, складывать, вычитать и т. д.) легче, чем с обыкновенными. Подчёркивается, что сложение, вычитание и умножение десятичных дробей выполняются практически так же, как и соответствующие действия с натуральными числами. Иначе обстоит дело с действием деления: частное десятичных дробей не всегда выражается десятичной дробью.
Отметим, что в связи с широким распространением в быту калькуляторов снизилась практическая значимость трудоёмких письменных вычислений с десятичными дробями и на первый план выдвинулись умения прикидки и оценки результата действий, быстрого обнаружения ошибки. В соответствии с этим навыки письменных вычислений с десятичными дробями предлагается отрабатывать на несложных примерах. В то же время серьёзное внимание следует уделить упражнениям, направленным на формирование таких умений, как прикидка результата, определение цифры старшего разряда, проверка результата по последней цифре и т. д.
Формируемые в данной теме навыки округления десятичных дробей находят применение при вычислении приближённых десятичных значений обыкновенных дробей. Работа ориентирована на то, чтобы учащиеся поняли, в каких практических ситуациях округляют десятичные дроби, и научились выполнять округление десятичных дробей при ответе на содержательные вопросы. Продолжается решение текстовых задач арифметическим способом, рассматриваются новые виды задач на движение. Задачи на движение рекомендуется на данном этапе решить лишь частично, а к оставшимся можно вернуться при изучении следующих тем курса.
Окружность
Обсуждение вопроса о взаимном расположении двух окружностей целесообразно организовать так, чтобы учащиеся по ходу объяснения учителя выполняли соответствующие чертежи, а не рассматривали бы умозрительно рисунок, данный в учебнике, т.е. работа ученика с теоретической частью пункта и заключается в том, чтобы он сам изобразил все разобранные в нём конфигурации.
При изучении пункта «Построение треугольника» учащиеся могут выполнять любые необходимые им измерения и использовать для построения различные инструменты - транспортир, линейку, угольник, циркуль. При этом представление о том, каких трёх элементов достаточно для того, чтобы задача на построение треугольника решалась однозначно, формируется интуитивно. Проблема равенства вообще не должна обсуждаться.
Основным результатом изучения данного пункта должны стать умения строить треугольник по трём сторонам, по двум сторонам и углу между ними и, как частные случаи, равносторонний и равнобедренный треугольники. Кроме того, учащиеся должны понимать, что не любая тройка чисел может стать сторонами треугольника. Важный аспект данной темы — это взаимосвязи между сторонами и углами треугольника. К его обсуждению учащиеся должны подойти, уже имея некоторый опыт построения треугольников.
При изучении материала данной главы происходит дальнейшее развитие пространственных представлений и воображения учащихся. Этому, в частности, служит материал п. 5.4 «Круглые тела».
Главная идея здесь — рассматривать предметные модели круглых тел и сопоставлять их с соответствующими проекционными изображениями. Учащиеся должны иметь возможность промоделировать все ситуации, заданные в этом пункте. Они могут работать с готовыми моделями, вылепленными из пластилина или свёрнутыми из бумаги.
Отношения и проценты
Понятие отношения вводится в ходе рассмотрения некоторых жизненных ситуаций. В результате изучения материала учащиеся должны научиться находить отношение двух величин, а также решать задачи на деление величины в данном отношении.
Продолжается развитие представлений учащихся о процентах. Теперь проценты рассматриваются в связи с десятичными дробями. Учащиеся должны научиться выражать процент десятичной дробью, переходить от десятичной дроби к процентам, решать задачи на вычисление процента от некоторой величины, а также выражать отношение двух величин в процентах.
Большое место среди задач учебника продолжают занимать задачи на прикидку, на выработку «ощущения» процента как определённой доли величины, на применение знаний в практических ситуациях.
Симметрия
В главе рассматриваются осевая и центральная симметрия, а также примеры симметрии в пространстве.
Изучение осевой и центральной симметрии строится по одной и той же схеме: в ходе физического действия вводится понятие точек, симметричных относительно прямой (центра); анализируются особенности их расположения относительно оси (центра) симметрии и на основе этого формулируется способ построения симметричных точек; рассматриваются фигуры, симметричные относительно прямой (точки), и фиксируется факт их равенства; вводится понятие оси (центра) симметрии фигуры; устанавливается наличие у известных фигур осей (центра) симметрии.
Изучение видов симметрии и её свойств опирается на фактические действия и физический эксперимент. Для осевой симметрии - это перегибание по оси симметрии, для центральной - поворот на 180°.
Являясь основным средством формирования представлений о симметрии, эти действия должны быть постоянной составляющей всех уроков.
Так, введение понятия точек, симметричных относительно прямой (точки), должно сопровождаться практическими действиями, описанными в учебнике. Точно так же с помощью реально выполненного наложения учащиеся должны убедиться в равенстве симметричных фигур. К опытной проверке целесообразно прибегать и для того, чтобы подтвердить или опровергнуть вывод, к которому пришёл ученик в результате мысленных действий.
Одно из основных умений, которым должны овладеть учащиеся, - это построение фигуры (точки, отрезка, треугольника и др.), симметричной данной.
Выражения, формулы, уравнения
Глава включает материал, относящийся к алгебраическому блоку содержания курса математики 5-6 классов. Он группируется вокруг трёх фундаментальных алгебраических понятий: выражение, формула, уравнение. Изложение материала ведётся на основе знакомства с математическим языком, перевода с естественного языка на математический, использования математического языка для описания реальной действительности. Вначале обсуждается вопрос об использовании букв для обозначения чисел, вводится понятие буквенного выражения и такие связанные с ним понятия, как «числовая подстановка», «значение буквенного выражения», «допустимые значения букв». На элементарном уровне отрабатываются соответствующие практические умения. Опыт работы с буквенными выражениями является основой для изучения следующего фрагмента, в котором рассматривается вопрос о формулах. Формула для учащихся - это буквенное равенство, которое на символическом языке описывает некоторое правило. Учащиеся записывают в виде формул известные им правила вычисления некоторых величин (периметра и площади прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда и т. д.) и знакомятся с новыми геометрическими понятиями и соответствующими формулами (длины окружности, площади круга, объёма шара). Завершается глава обсуждением вопроса об уравнениях.
Целые числа
Выделение в начале изучения положительных и отрицательных чисел специального блока «Целые числа» позволяет на простом материале познакомить учащихся практически со всеми основными понятиями. В результате последующее изучение рациональных чисел является уже «вторым проходом» всех принципиальных вопросов, что облегчает восприятие материала и способствует прочности приобретаемых навыков.
Рассмотрение действий с целыми числами полезно предварить выполнением заданий из рабочей тетради, нацеленных на выработку умений использовать знаки «+» и «–» при обозначении величины, на создание содержательной основы для последующего изучения действий с целыми числами. Вообще особенностью принятого в учебнике подхода является широкая опора на жизненные ситуации: выигрыш — проигрыш, доход — расход и т. д. Роль формальных приёмов на этом этапе невелика.
Комбинаторика. Случайные события
Глава начинается со знакомства с простейшими базовыми понятиями теории множеств (множество, элемент множества, конечное множество, бесконечное множество, пустое множество, подмножество, объединение множеств, пересечение множеств). Изложение материала строится с привлечением разнообразных математических и нематематических примеров. Овладевая новой терминологией и символикой, учащиеся одновременно получают возможность вспомнить некоторые факты о числах и фигурах, а также обобщить и систематизировать некоторые знания путём рассмотрения соотношений между множествами чисел, множествами четырёхугольников и т. д. Рассмотрение операций над множествами завершается обсуждением математической сущности такого важного в общеобразовательном и общекультурном плане понятия, как «классификация».
В соответствии с общей линией, принятой в учебниках, в этой главе продолжается решение задач арифметическим способом. Здесь рассматривается некоторый тип задач, для решений которых удобно использовать круги Эйлера.
Завершается глава пунктом, посвящённым решению комбинаторных задач. Как и в 5 классе, они решаются перебором всех возможных вариантов. При этом для трёх типичных задач строятся их математические (теоретико-множественные) модели, позволяющие осознать сущность каждой задачи, идею, общность приёма решения задач данного типа.
Таким образом, введённые теоретико-множественные понятия «работают» на протяжении всей главы, что обеспечивает содержательное единство рассматриваемых в ней вопросов.
Рациональные числа
Основное внимание при изучении рациональных чисел уделяется обобщению и развитию знаний, полученных учащимися в ходе изучения целых чисел. При этом уровень сложности вычислительных заданий ограничен: он не выходит за рамки необходимого для последующего применения. Учащиеся должны научиться сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ любым подходящим образом, изображать числа точками на координатной прямой, выполнять арифметические действия над положительными и отрицательными числами.
Здесь же продолжается линия решения текстовых задач.
Учащиеся учатся составлять уравнение по условию задачи и находить из него нужную величину (или число объектов).
Для более отчётливого понимания собственно идеи координат в учебнике рассматриваются примеры различных систем координат. Важно, чтобы ученики поняли сущность координат как способа записи и определения положения того или иного объекта. Основным результатом обучения при изучении данного пункта является приобретение умения определять координаты точки в прямоугольной системе координат на плоскости, а также отмечать точку по заданным координатам
Многоугольники и многогранники
Данный раздел является обобщающим, собирательным разделом в геометрической линии курса 5-6 классов. Здесь происходит новый виток в изучении вопросов, рассмотренных ранее. Расширяются представления учащихся о многоугольниках: они знакомятся с новым видом четырёхугольников - параллелограммом, с новыми свойствами треугольников, приобретают новые графические умения по построению многоугольников и более сложные конструктивные умения. Расширяются представления учащихся о площади — они учатся находить площади различных фигур путём их перекраивания.
Задачи в этом разделе часто носят комплексный характер, так как они предполагают знание многих фактов. В связи с этим особенно важным становится выбор из общей системы упражнений тех задач, которые адекватны возможностям учащихся. Необходимо сохранить практическую ориентацию при изучении теории и решении задач.
Рассмотрение свойств параллелограмма в данном курсе - способ знакомства с этой интересной фигурой. В связи с этим задание типа «Перечислите свойства параллелограмма» является неправомерным. В ходе решения задачи то или иное свойство актуализируется в совместной работе учителя и учеников.
Материал, связанный с классификацией параллелограммов, служит цели систематизации знаний. Важно здесь не только то, что давно знакомый прямоугольник относится к более широкому классу параллелограммов, но и то, что квадрат является частным случаем прямоугольника. В теоретической части вводятся новые понятия: равновеликие фигуры и равносоставленные фигуры — и новый факт: равносоставленные фигуры равновелики. Следующий этап — равенство площадей равносоставленных фигур. Для изображения равносоставленных фигур используется клетчатая бумага: по клеточкам легко подсчитать площадь фигуры, разбить на две фигуры, на одинаковые части и т. д.
Календарно-тематическое планирование по предмету
175 часов (5 часов в неделю)
№ урока | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | Содержание урока | Домашнее задание |
1.Вводное повторение. Дроби и проценты. (18часов) | ||||
1 | Сентябрь 1 неделя | Повторение. Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок | Индивидуальное задание-карточка "Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок" | |
2 | Сентябрь 1 неделя | Повторение. Действия с обыкновенными дробями | Индивидуальное задание-карточка. «Действия с обыкновенными дробями» | |
3 | Сентябрь 2 неделя | Стартовый контроль. | Анализ заданий, вызвавших затруднения | |
4 | Сентябрь 2 неделя | Основное свойство дроби. | Индивидуальное задание-карточка « Основное свойство дроби» | |
5 | Сентябрь 2 неделя | Сравнение дробей. Сокращение дробей | п.1.1, № 4,5,6 | |
6 | Сентябрь 2 неделя | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Сложение и вычитание смешанных чисел | п.1.2, № 17, 25 (а,б) | |
7 | Сентябрь 2 неделя | Умножение и деление обыкновенных дробей, смешанных чисел | № 20(а-г), 22(а-г) | |
8 | Сентябрь 3 неделя | Дробное выражение. | Уметь решать задачи на нахождение значений дробного выражения. | |
9 | Сентябрь 3 неделя | Нахождение значения дробного выражения | Уметь решать задачи на нахождение значения дробного выражения | |
10 | Сентябрь 3 неделя | Решение задач на нахождение дроби от числа | Уметь решать задачи на нахождение дроби от числа | |
11 | Сентябрь 3 неделя | Решение задач на нахождение числа по его дроби | Уметь решать задачи на нахождение числа по его дроби | |
12 | Сентябрь 3 неделя | Решение задач на нахождение части, которую составляет одно число от другого. | Уметь находить часть, которую составляет одно число от другого. № 58 б, 61, 69 а | |
13 | Сентябрь 4 неделя | Решение задач на совместную работу | Уметь решать задач на совместную работу | |
14 | Сентябрь 4 неделя | Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента | Уметь выражать процент в виде обыкновенной дроби | |
15 | Сентябрь 4 неделя | Решение задач на нахождение процента от числа | Уметь решать задачи н на нахождение процента от числа | |
16 | Сентябрь 4 неделя | Столбчатые и круговые диаграммы | Уметь строить столбчатые и круговые диаграммы | |
17 | Сентябрь 4 неделя | Построение столбчатых и круговых диаграмм | Уметь строить столбчатые и круговые диаграммы. Подготовка к зачету. | |
18 | Сентябрь 5 неделя | Рубежный контроль-зачет №1 по теме «Дроби и проценты» | Анализ заданий, вызвавших затруднения | |
2. Прямые на плоскости и в пространстве (7часов) | ||||
19/1 | Сентябрь 5 неделя | Пересекающиеся прямые Смежные и вертикальные углы | Иметь представление о пересекающихся прямых, смежных и вертикальных углах. Уметь строить их. | |
20/2 | Сентябрь 5 неделя | Решение задач с использованием свойств углов | Уметь решать задачи с использованием свойств углов. | |
21/3 | Октябрь 1 неделя | Перпендикулярные прямые, построение и определение перпендикулярных прямых на чертеже | Уметь строить перпендикулярные прямые. Знать определение перпендикулярных прямых . № 143, 144. | |
22/4 | Октябрь 1 неделя | Параллельные прямые. Скрещивающиеся прямые | Знать понятия параллельных и скрещивающихся прямых, уметь находить их на чертежах. | |
23/5 | Октябрь 1 неделя | Расстояние. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. | Уметь находить расстояние между двумя точками, расстояние от точки до прямой. | |
24/6 | Октябрь 1 неделя | Расстояние между параллельными прямыми. | Уметь находить расстояние между параллельными прямыми. | |
25/7 | Октябрь 2 неделя | Расстояние от точки до плоскости | Уметь находить расстояние от точки до плоскости. | |
3.Десятичные дроби (9часов) | ||||
26/1 | Октябрь 2 неделя | Десятичная дробь. Разряды десятичной дроби. | Знать разряды десятичной дроби. стр 53, 54, № 184, 183 (б) | |
27/2 | Октябрь 2 неделя | Запись и чтение десятичных дробей. | Уметь читать и записывать десятичные дроби. № 180, 190(б,в,е). | |
28/3 | Октябрь 2 неделя | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной | Уметь представлять десятичные дроби в виде обыкновенных. № 185, 186(б,в), 190(а) | |
29/4 | Октябрь 2 неделя | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной | Уметь формулировать признак обратимости обыкновенной дроби в десятичную. П 3.3, № 212, 223(а). | |
30/5 | Октябрь 3 неделя | Определение координат точек на координатной прямой. | Уметь определять координаты точек на координатной прямой, строить точки по заданным координатам . | |
31/6 | Октябрь 3 неделя | Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой | Уметь изображать десятичные дроби точками на координатной прямой. Индивидуальная карточка-задание по теме. | |
32/7 | Октябрь 3 неделя | Сравнение десятичных дробей | Знать правила сравнения десятичных дробей. Уметь применять их. | |
33/8 | Октябрь 3 неделя | Выражение единиц метрической системы мер десятичными дробями | Уметь выражать единицы метрической системы мер десятичными дробями | |
34/9 | Октябрь 3 неделя | Рубежный контроль- зачёт №2 по теме «Десятичные дроби» | Анализ заданий, вызвавших затруднения | |
4. Действия с десятичными дробями (31 час) | ||||
35/1 | Октябрь 4 неделя | Сложение десятичных дробей | Уметь конструировать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей, вычислять суммы и разности десятичных дробей | |
36/2 | Октябрь 4 неделя | Вычитание десятичных дробей | Уметь вычислять суммы и разности десятичных дробей | |
37/3 | Октябрь 4 неделя | Сложение и вычитание десятичных дробей | Уметь складывать и вычитать десятичные дроби | |
38/4 | Октябрь 4 неделя | Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей | Уметь решать текстовые задачи, предполагающие сложение и вычитание десятичных дробей. | |
39/5 | Октябрь 4 неделя | Сложение и вычитание десятичных и обыкновенных дробей | Уметь вычислять значения сумм и разностей, компонентами которых являются обыкновенная и десятичная дробь, выбирая целесообразную форму представления чисел | |
40/6 | Октябрь 5 неделя | Умножение десятичной дроби на 10,100,1000 … | Знать формулировку правила умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Уметь применять его. | |
41/7 | Октябрь 5 неделя | Деление десятичной дроби на 10,100,1000 … | Знать формулировку правила деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Уметь применять его. | |
42/8 | Октябрь 5 неделя | Перевод одних единиц измерения в другие | Уметь переводить одни единицы измерения в другие | |
43/9 | Октябрь 5 неделя | Умножение и деление десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001.. | Уметь умножать и делить десятичные дроби на 0,1; 0,01; 0,001.. | |
44/10 | Октябрь 5 неделя | Алгоритм умножения десятичных дробей | Уметь конструировать алгоритмы умножения на десятичную дробь и иллюстрировать их примерами | |
2 четверть | ||||
45/11 | Ноябрь 2 неделя | Умножение десятичных дробей | Знать формулировку правила умножения десятичных дробей. Уметь применять его. | |
46/12 | Ноябрь 2 неделя | Возведение в степень десятичных дробей | Уметь возводить в степень десятичные дроби | |
47/13 | Ноябрь 2 неделя | Решение задач на умножение десятичных дробей | Уметь решать задачи на умножение десятичных дробей | |
48/14 | Ноябрь 2 неделя | Деление десятичных дробей на натуральное число | Знать формулировку правила деления десятичных дробей на натуральное число. Уметь применять его | |
49/15 | Ноябрь 2 неделя | Деление на десятичную дробь | Знать формулировку правила деления десятичных дробей на десятичную дробь. Уметь применять его | |
50/16 | Ноябрь 3 неделя | Решение задач на деление десятичных дробей | Уметь решать задачи на деление десятичных дробей,№ 440 (б), 443 (а,6), 444 (г-е) | |
51/17 | Ноябрь 3 неделя | Бесконечные десятичные дроби | Уметь записывать и находить частное от деления десятичных дробей, № 435. 436 | |
52/18 | Ноябрь 3 неделя | Прикидка и оценка при делении десятичных дробей | Уметь выполнять прикидку и оценку при делении десятичных дробей, № 445, 446 | |
53/19 | Ноябрь 3неделя | Нахождение приближения чисел с недостатком и с избытком | Уметь находить приближения чисел с недостатком и с избытком, № 464, 465 | |
54/20 | Ноябрь 3неделя | Округление десятичных дробей | Знать правило округления десятичных дробей, уметь применять его. п. 4.6, № 454, 455 | |
55/21 | Ноябрь 4 неделя | Оценка числовых выражений | Уметь выполнять прикидку и оценку числовых выражений | |
56/22 | Ноябрь 4 неделя | Задачи на движение в одном направлении | Уметь решать текстовые задачи на движение в одном направлении | |
57/23 | Ноябрь 4 неделя | Задачи на движение в противоположных направлениях | Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях | |
58/24 | Ноябрь 4 неделя | Задачи на движение по течению и против течения реки | Уметь решать текстовые задачи на движение по течению и против течения реки | |
59/25 | Ноябрь 4 неделя | Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях | Уметь решать текстовые задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях | |
60/26 | Декабрь 1 неделя | Сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками | Уметь решать задачи на сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками | |
61/27 | Декабрь 1 неделя | Задачи на нахождение части, выраженной десятичной дробью от данной величины | Уметь решать задачи на нахождение части, выраженной десятичной дробью от данной величины | |
62/28 | Декабрь 1 неделя | Задачи на уравнивание | Уметь решать задачи на уравнивание, № 275, 276 | |
63/29 | Декабрь 1 неделя | Числовые выражения | Уметь выполнять все действия с десятичными дробями. № 444 | |
64/30 | Декабрь 1 неделя | Обобщающее повторение по теме «Действия с десятичными дробями» | Уметь выполнять все действия с десятичными дробями. Подготовка к зачету. Стр102 | |
65/31 | Декабрь 2 неделя | Рубежный контроль Контрольная работа № 3 по теме «Действия с десятичными дробями» | Анализ заданий, вызвавших затруднения. | |
5. Окружность (9 часов) | ||||
66/1 | Декабрь 2 неделя | Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности на плоскости | Знать элементы окружности, взаимное расположение прямой и окружности на плоскости. п.5.1, №500-502 | |
67/2 | Декабрь 2 неделя | Построение касательной к окружности | Уметь решать линейные уравнения № 379(а,б), 381(а,б), 382(а,б) | |
68/3 | Декабрь 2 неделя | Взаимное расположение двух окружностей на плоскости | Знать все случаи взаимного расположения двух окружностей на плоскости, № 422-424. | |
69/4 | Декабрь 3неделя | Построение треугольника по трем сторонам. | Уметь строить треугольник по трем сторонам. Знать неравенство треугольника. №434 | |
70/5 | Декабрь 3неделя | Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними | Уметь строить треугольник по по двум сторонам и углу между ними | |
71/6 | Декабрь 3неделя | Наглядные представления о пространственных телах | Иметь наглядные представления о пространственных телах, уметь изображать их. | |
72/7 | Декабрь 3неделя | Цилиндр и конус. | Иметь представления о цилиндре и конусе, уметь изображать их. | |
73/8 | Декабрь 3неделя | Шар и сфера. | Иметь представления о шаре и сфере, уметь изображать их | |
74/9 | Декабрь 4неделя | Простейшие сечения круглых тел | Уметь строить простейшие сечения круглых тел. №446, 451 | |
6. Отношения и проценты (13 часов). | ||||
75/1 | Декабрь 4неделя | Отношение | Знать, понимать понятие отношение, что оно показывает. Уметь решать задачи на нахождение отношения, № 464, 465 | |
76/2 | Декабрь 4неделя | Решение текстовых задач, связанных с отношением величин. | Уметь решать текстовые задачи на нахождение отношения величин. №472, 478 | |
77/3 | Декабрь 4неделя | Масштаб. Решение задач с использованием масштаба | Уметь решать задачи с использованием масштаба , № 475, 476. | |
78/4 | Декабрь 4неделя | Пропорции. | Уметь заменять отношение равным ему отношением целых чисел, №477 | |
79/5 | Декабрь 5неделя | Решение практических задач, связанных с отношением величин. | Уметь решать практические задачи, связанные с отношением величин. № 480, 484. | |
80/6 | Декабрь 5неделя | Деление в данном отношении | Уметь решать текстовые задачи на деление в данном отношении, п 6.2, №492, 493 | |
81/7 | Декабрь 5неделя | Решение задач на деление величины в данном отношении на неравные части | Уметь решать задачи на деление величины в данном отношении на неравные части, №499, 500, 501 | |
3 четверть | ||||
82/8 | Январь 1 неделя | Нахождение процента от числа | Уметь решать задачи на нахождение процента от числа, п 6.3, №514, 515 | |
83/9 | Январь 2неделя | Правило перехода от процента к десятичной дроби. | Уметь переходить от десятичной дроби к процентам и наоборот. П 6.3, № 597. 598 | |
84/10 | Январь 2неделя | Нахождение величины по ее проценту. | Уметь решать текстовые задачи на нахождение величины по ее проценту. № 516, 517 | |
85/11 | Январь 2неделя | Выражение отношения в процентах. | Уметь выражать отношение двух величин в процентах , п 6.4, 539, 540 | |
86/12 | Январь 2неделя | Нахождение количества процентов, составляющих одну величину от другой | Уметь решать задачи на нахождение процентного отношения двух величин, стр 143 | |
87/13 | Январь 3неделя | Рубежный контроль- зачёт № 4 по теме « Отношения и проценты » | Анализ заданий, вызвавших затруднения. | |
7. Симметрия ( 8 часов). | ||||
88/14 | Январь 3неделя | Осевая симметрия. | п.7.1, № 562, 564.Уметь распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой, строить фигуру, симметричную данной относительно прямой. | |
89/1 | Январь 3неделя | Построение точек, симметричных относительно данной прямой | Уметь строить точки, симметричные относительно данной прямой, № 566, 567 | |
90/2 | Январь 3неделя | Построение симметричных фигур | Уметь выполнять построение симметричных фигур, п 7.1, № 559, 561 | |
91/3 | Январь 3неделя | Ось симметрии фигуры. Понятие симметричной фигуры | Уметь строить ось симметрии фигуры, распознавать фигуры, имеющие ось симметрии, формулировать свойство равнобедренного и равностороннего треугольников, п 7.2, № 579, 582 | |
92/4 | Январь 4неделя | Нахождение оси симметрии фигур. | Уметь конструировать фигуры, имеющие ось симметрии, используя свойство симметрии, № 590 | |
93/5 | Январь 4неделя | Центральная симметрия. | Уметь строить фигуру, симметричную данной относительно точки с помощью инструментов. п. 7.3 | |
94/6 | Январь 4неделя | Построение фигуры, симметричной данной относительно центра | Уметь находить центр симметрии фигуры, формулировать свойства фигур, симметричных относительно точки. № 603, 606 | |
95/7 | Январь 4неделя | Симметрия пространственных фигур. Нахождение плоскостей симметрии | Индивидуальная карточка-задание “Симметрия фигур” | |
8. Буквы и формулы. (16 часов). | ||||
96/1 | Январь 4неделя | Математический язык. Математическое выражение, правила записи математических выражений. Буквенные выражения (выражения с переменными). | Иметь представления о математических выражениях, предложениях. Уметь составлять буквенные выражения. п 8.1, №624, 625. | |
97/2 | Февраль 1неделя | Составление математических предложений | Уметь по условию задачи составить математические предложения. Знать понятие допустимые значения переменной. П 8.2 | |
98/3 | Февраль 1неделя | Представление зависимости между величинами в виде формул | Уметь представлять зависимости между величинами в виде формул п 8.3 | |
99/4 | Февраль 1неделя | Выполнение расчётов по формулам и нахождение различных величин, входящих в формулу | Уметь выполнять расчёты по формулам и находить различные величины, входящие в формулу п 8.3, № 653, 655 | |
100/5 | Февраль 1неделя | Выражение одной величины из формулы через другие | Уметь выражать одну величину из формулы через другие. № 662, 663 | |
101/6 | Февраль 1неделя | Число π. Формулы длины окружности | формулы длины окружности, площади круга, объем шара. Уметь применять их. п.8.4, № 670, 671. | |
102/7 | Февраль 2неделя | Формула площади круга. | Знать формулы длины окружности, площади круга, объем шара. Уметь применять их. п.8.4, № 674, 675 | |
103/8 | Февраль 2неделя | Использование формул при решении задач | Уметь решать задачи на использование формул при решении задач | |
104/9 | Февраль 2неделя | Уравнение и его корни. | Знать понятия уравнение, корень уравнения. | |
105/10 | Февраль 2неделя | Решение уравнений. | Знать понятия уравнение, корень уравнения. Уметь решать простейшие уравнения. п. 8.5, 687 (а-г), № 688(а, в) | |
106/11 | Февраль 2неделя | Административный контроль. | № 693а,б, 687ж,з, и, п 8.5 | |
107/12 | Февраль 3неделя | Запись условия задачи с помощью уравнения | Уметь составлять уравнение по условию задачи и решать его, № 695, 697 | |
108/13 | Февраль 3неделя | Составление уравнений по условию задачи | Уметь составлять уравнение по условию задачи и решать его, № 696 (б), | |
109/14 | Февраль 3неделя | Решение задач с помощью уравнений | Уметь решать задачи с помощью уравнений, № 698(б) | |
110/15 | Февраль 3неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Буквы и формулы» | Знать и уметь применять пройденный материал, Стр 184, № 4-6, 8, 9, 11. | |
111/16 | Февраль 3неделя | Рубежный контроль- зачёт №5 по теме «Выражения, формулы, уравнения » | Анализ заданий, вызвавших затруднения. | |
9. Целые числа (14 часов). | ||||
112/1 | Февраль 4неделя | Положительные и отрицательные числа. Запись положительных и отрицательных чисел. | Знать понятия положительные и отрицательные, противоположные числа. Уметь записывать положительные и отрицательные числа. п.9.1 | |
113/2 | Февраль 4неделя | Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. | Уметь изображать целые числа на координатной прямой. № 707, 708 | |
114/3 | Февраль 4неделя | Противоположные числа | Уметь записывать числа, противоположные данным, отмечать их на координатной прямой | |
115/4 | Февраль 4неделя | Сравнение целых чисел. | Знать правила сравнения целых чисел. п.9.2. № 729, 731 б, 734 | |
116/5 | Февраль 4неделя | Сложение целых чисел. | Знать правила сложения целых чисел. Уметь применять их. | |
117/6 | Март 1неделя | Запись суммы целых чисел без «лишних» скобок. | Уметь записывать сумму без «лишних» скобок .№ 745-747. | |
118/7 | Март 1неделя | Сравнение сумм целых чисел | Уметь складывать целые числа и сравнивать суммы целых чисел, №756, 757 | |
119/8 | Март 1неделя | Вычитание целых чисел | Знать правила вычитания целых чисел. Уметь применять его.п. 9.4, № 767, 778(а-в), 785(а-г) | |
120/9 | Март 1неделя | Умножение целых чисел | Знать правила умножения целых чисел Уметь применять его. П 9.5, № 784,785. | |
121/10 | Март 2неделя | Деление целых чисел | Знать правила деления целых чисел Уметь применять его. П 9.4, №788, 790 | |
122/11 | Март 2неделя | Числовые выражения | Уметь находить значения числовых выражений, тест 13, стр 86 | |
123/12 | Март 2неделя | Обобщающее повторение по теме «Целые числа» | ||
124/13 | Март 2неделя | Рубежный контроль- зачёт №6 по теме «Целые числа » | Анализ заданий, вызвавших затруднения. | |
10. Множества. Комбинаторика (9 часов). | ||||
125/14 | Март 3неделя | Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера | Знать понятия: множество, элемент множества, подмножество, объединение и пересечение множеств. Уметь строить диаграммы Эйлера. №802, 806, 809 | |
126/1 | Март 3неделя | Конечные и бесконечные множества | Уметь приводить примеры конечных и бесконечных множеств из области натуральных и целых чисел. | |
127/2 | Март 3неделя | Примеры конечных и бесконечных множеств из области натуральных и целых чисел. | Уметь приводить примеры конечных и бесконечных множеств из области натуральных и целых чисел. | |
128/3 | Март 3неделя | Объединение и пересечение множеств | Уметь формулировать определения объединения и пересечения множеств, иллюстрировать с помощью кругов Эйлера. № 824, 829 | |
129/4 | Март 3неделя | Нахождение объединения и пересечения конкретных множеств. | Уметь находить объединения и пересечения конкретных множеств. № 828, 830. | |
130/5 | Апрель 1неделя | Круги Эйлера. | Уметь иллюстрировать с помощью кругов Эйлера решение текстовых задач. | |
131/6 | Апрель 1неделя | Соотношения между основными числовыми множествами. | Уметь определять соотношения между основными числовыми множествами. п 10.3, № 834, 838 | |
132/7 | Апрель 1неделя | Примеры несложных классификаций из различных областей жизни. | Уметь использовать схемы в качестве наглядной основы для разбиения множества на непересекающиеся подмножества | |
133/8 | Апрель 1неделя | Метод перебора вариантов | Уметь решать комбинаторные задачи методом перебора вариантов, п 9.4, № 840, 837 | |
134/9 | Апрель 1неделя | Решение комбинаторных задач | Уметь решать комбинаторные задачи № 846, 84 | |
11.Рациональные числа (16 часов). | ||||
135/1 | Апрель 2неделя | Множество рациональных чисел. | Уметь характеризовать множество рациональных чисел, распознавать натуральные, целые, дробные, положительные, отрицательные числа. п. 11.1 | |
136/2 | Апрель 2неделя | Изображение рациональных чисел точками на координатной прямой. Нахождение координат точек. | Уметь изображать рациональные числа точками на координатной прямой, находить координаты точек. № 841, 842. | |
137/3 | Апрель 2неделя | Сравнение рациональных чисел. | Уметь моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел, п.11.2, № 887, 888. | |
138/4 | Апрель 2неделя | Модуль числа (абсолютная величина). | Уметь определять модуль рационального числа, использовать символьное обозначение модуля. № 896, 902. | |
139/5 | Апрель 2неделя | Сравнение отрицательных чисел | Уметь сравнивать и упорядочивать рациональные числа. № 891, 892. | |
140/6 | Апрель 3неделя | Геометрический смысл модуля числа. | Уметь понимать и применять геометрический смысл понятия модуля числа. № 903, 906, 905. | |
141/7 | Апрель 3неделя | Сложение рациональных чисел | Уметь формулировать правила сложения двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков, применять эти правила | |
142/8 | Апрель 3неделя | Вычитание рациональных чисел | Знать правило вычитания рациональных чисел. Уметь применять его. | |
143/9 | Апрель 3неделя | Умножение и деление рациональных чисел | Знать правила нахождения произведения и частного двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков. Уметь применять эти правила . № 926, 927. | |
144/10 | Апрель 4неделя | Задачи на все действия с рациональными числами | Уметь находить квадраты и кубы рациональных чисел вычислять значения числовых выражений, содержащих разные действия. № 941, 942 | |
145/11 | Апрель 4неделя | Решение задач на «обратный ход» | Уметь решать задачи на «обратный ход» | |
146/12 | Апрель 4неделя | Декартовы координаты на плоскости, координаты точки | Уметь приводить примеры различных систем координат в окружающем мире, определять и записывать координаты объектов в различных системах координат | |
147/13 | Апрель 4неделя | Прямоугольная система координат. Построение точек по координатам. | Уметь строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек | |
148/14 | Апрель 4неделя | Прямые, параллельные осям координат. Расположение точек по координатным четвертям | Уметь проводить несложные исследования, связанные с расположением точек на координатной плоскости, № 985, 988 | |
149/15 | Апрель 5 неделя | Обобщающее повторение по теме «Рациональные числа» | Уметь выполнять все действия с рациональными числами, строить точки по заданным координатам. | |
150/16 | Апрель 5 неделя | Рубежный контроль по теме «Рациональные числа» -зачёт № 7 | Анализ заданий, вызвавших затруднения. | |
12. Многоугольники и многогранники ( 10 часов) | ||||
151/1 | Май 1неделя | Сумма углов треугольника. Нахождение неизвестных углов треугольника | Уметь находить неизвестные углы треугольника, № 1172, 1175 | |
152/2 | Май 1неделя | Нахождение неизвестных углов разных фигур | Уметь находить неизвестные углы треугольника, № 1179, 1180. | |
153/3 | Май 1неделя | Параллелограмм. Свойства параллелограмма и частные случаи | Знать свойства и частные случаи параллелограмма. Уметь строить параллелограмм. № 997, 998. п.12.1 | |
154/4 | Май 1неделя | Построение параллелограмма и его видов по различным данным | Уметь выполнять построение параллелограмма и его видов по различным данным, № 1198, 1199 | |
155/5 | Май 1неделя | Правильный многоугольник, свойства и способы построения правильных многоугольников. Правильный многогранник | Знать понятия правильный, многоугольник и многогранник, свойства и способы построения правильных многоугольников. № 1009, 1011 | |
156/6 | Май 2неделя | Равновеликие и равносоставленные фигуры. | Знать понятия равновеликие и равносоставленные фигуры. Уметь перекраивать фигуры. П 12.2, №1020, 1024 (б,в) | |
157/7 | Май 2неделя | Построение равновеликих и равносоставленных фигур | Уметь изображать равносоставленные фигуры, составлять формулы для вычисления площади параллелограмма, площади прямоугольного треугольника. № 1027 | |
158/8 | Май 2 неделя | Административный контроль. Итоговая контрольная работа за курс 6 класса, | Анализ заданий, вызвавших затруднения. | |
159 | Май 2 неделя | Нахождение площадей фигур, используя понятие равновеликости, равносоставленности и метод перекраивания. Нахождение площадей фигур | Уметь сравнивать фигуры по площади, вычислять площади параллелограмма, прямоугольного треугольника. | |
160/90 | Май 2 неделя | Призма, ее элементы и виды | Уметь распознавать призмы на рисунках, в окружающем мире, называть, копировать призмы, изображённые на клетчатой бумаге | |
161/10 | Май 3 неделя | Многоугольники и многогранники | Уметь определять взаимное расположение граней, рёбер призмы, исследовать свойства призмы, № 1054, 1055 | |
Повторение ( 13 часов) | ||||
162/1 | Май 3 неделя | Повторение. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | Индивидуальная карточка- задание по теме «Действия с обыкновенными и десятичными дробями» | |
163/2 | Май 3 неделя | Повторение Решение задач на проценты, отношения. | Индивидуальная карточка- задание по теме “Проценты, отношения». | |
164/3 | Май 3 неделя | Повторение. Модуль числа. Сравнение рациональных чисел | Индивидуальная карточка- задание по теме «Сравнение рациональных чисел» | |
165/4 | Май 3 неделя | Повторение. Прямоугольная система координат | Индивидуальная карточка- задание по теме «Прямоугольная система координат» | |
166/5 | Май 4неделя | Повторение. Решение задач на составление уравнений | Индивидуальная карточка- задание по теме « Решение задач» | |
167/6 | Май 4неделя | Повторение. Решение комбинаторных задач | Индивидуальная карточка- задание по теме « Решение комбинаторных задач» | |
168/7 | Май 4неделя | Повторение вопросов курса, вызвавших затруднения | Индивидуальная карточка- задание | |
169/8 | Май 4неделя | Повторение. Эксперименты со случайными исходами. | Индивидуальная карточка- задание по теме «Эксперименты со случайными исходами». | |
170/9 | Май 4неделя | Повторение. Многоугольники и многогранники | ||
171/ 175 | Май 4неделя | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению. Швейное дело. 9 класс
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.Достижение цели предполагает одновременно с к...
Рабочая программа по алгебре для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР, 6 класс базовый уровень, основное общее образование, 170 часов
Рабочая программа по математике составлена на основе сборника рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: ...
Рабочая программа по математике для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО, 7 класс базовый уровень, основное общее образование, 102 часа
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011г, ...
Рабочая пронрамма Профельный труд. 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая прогнамма. Профильный труд.7 класс.68 часов...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...