Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению. Швейное дело. 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс)

Антипова Ольга Владимировна

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Достижение цели предполагает одновременно с коррекционными задачами, решение следующих задач: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_aoop_9_19-20.docx450.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Сковородино

Адаптированная основная образовательная

рабочая программа

по профессионально-трудовому обучению

профиль – Швейное дело

для 9 класса

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов: всего 476ч;

                                в неделю14ч.

Составитель программы

Антипова Ольга Владимировна

Учитель первой квалификационной категории

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  3. «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).
  4. Приказ Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п (Д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» приложение к приказу - Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
  6. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997г. №48;
  7. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
  10. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  11.  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)
  12.  Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на 2019-2020 учебный год (утвержденный педагогическим советом).
  13.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2019-2020 учебный год.
  14. Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 9 класс» для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2010.

Описание места учебного предмета «Технология. Швейное дело. 9 класс» в учебном плане

 В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение предмета в 9 классе отводится 14 часов в неделю, 34 учебных недели, 476 часов в год.    

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 

Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – 7-е изд., М.: Просвещение, 2018-199 с. 

Основной целью курса является овладение обще трудовыми  и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Достижение цели предполагает одновременно с коррекционными решение следующих задач:

  1. освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  2. овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
  5. получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных форм и методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Методы обучения:

Вербальные методы – рассказы, беседы, объяснения, инструктаж, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.

Наглядные методы – наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).

Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий, практические, лабораторные работы, тестирование.

Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков с использованием индивидуального и дифференцированного подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально мотивирует детей к деятельности, отвечает познавательным возможностям детей позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

Методы стимуляции и мотивирования трудовой деятельности:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • Информационные компьютерные технологии;
  • Дифференцирование, разно уровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Основные формы работы:

  • урок;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированный подход;
  • деятельностный подход;
  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • игровые технологии.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному
  • изображению.
  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам.
  • Работа по плакатам.
  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической
  • карте.

Требования, предъявляемые к урокам труда:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение —  структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы занятий.

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

  • Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных технических и технологических знаний.

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

  • Практические работы

Комплексные практические работы —  это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний, обучающихся путем применения их при выполнении и трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (от ориентировки в трудовых заданиях до заключительного контроля результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

  • Самостоятельные работы

Самостоятельные работы —  это такие практические занятия, на которых обучающиеся

самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей

работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты

своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти

Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению.

Обучение ведется с опорой на знания, которые обучающиеся приобретают на уроках:

-  математики (расчеты для построения, расчет количества ткани на швейное изделие и стоимости, построение чертежей одежды);

-  письма и развития речи (обогащение словарного запаса, развитие речи, поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

-  естествознания, СБО и ОБЖ (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);

-истории (история возникновения предметов, костюма и т.д.);

Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится –  476 часа (14 часов в неделю, по 2 часа каждое учебное занятие). Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание самостоятельных работ определяется, исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы, материально –  технического обеспечения мастерской, уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возможностей.

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется контроль знаний и умений, который осуществляется с помощью устного фронтального, устного индивидуального опросов, тестов и самостоятельных работ.

В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы, образцы отдельных деталей, готовых изделий.  На каждом занятии предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование компьютера.

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 9 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Разделы программы содержат дидактические единицы, обеспечивающие формирование компетенций:

-  для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;

-  сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;

-  знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.

Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу изменения не внесены.

В процессе обучения, обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются обще трудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.

Теоретическое изучение материала направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическая последовательность изготовления швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в колледжах, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

1.2. Учебно –методический комплект

  1. Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – 7-е изд., М.: Просвещение, 2018-199 с. Обслуживающий труд. Учебное пособие для 8-го класса. Лабзина А. Я., Кузнецова  Л. Н..
  2. Тесты «Технология. Обслуживающий труд» 5-8 классы. Наркуцкая С.

2.Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения курса «Швейное дело» обучающийся должен 
знать:

- виды тканей, изделий, швов;

- приёмы  обработки ткани,  отделки изделий.
уметь:

- работать на бытовых и промышленных швейных машинах, влажно-тепловом оборудовании;

- производить ремонт одежды;

- строить чертежи изделия, осуществлять раскрой ткани, соединять детали изделия.

Ожидаемые результаты:

-  овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

Формы оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

- Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

- Прилежание ученика во время работы.

- Уровень обучения.

- Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

- Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

3.Содержание учебного предмета

           1 четверть.  Вводное занятие. Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Промышленные швейные машины. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).

Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, крае обмёточная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика. Подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.

Тест «Промышленные швейные машины»

Волокна, ткани и нетканые материалы.

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учёт при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетических тканей. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

Практическая работа: Составить коллекцию тканей

Тест-. Волокна, ткани, нетканые материалы

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

Моделирование рукавов: «фонарик», «крылышко»

Практическая работа: Обработка нижнего среза короткого рукава «фонарик» (2 способа обработки). Плосколежащие воротники. Виды. Практическая работа: Построение чертежа плосколежащего воротника в М 1:4. Обработка плосколежащего воротника (с прокладкой) на образце.

Практическая работа: Соединение плосколежащего воротника с горловиной изделия с помощью двойной косой обтачки.

Изготовление платья, отрезного по линии бедер или по линии талии

Платье, отрезное по линии бедер или по линии талии. Практическая работа: описание фасона платья, отрезного по линии талии

Мерки для построения чертежа платья. Практическая работа: Снятие мерок

Практическая работа: Изготовление чертежа платья, отрезного по линии талии на основе выкройки цельнокроеного платья в М 1:4.

Соединение лифа с юбкой. Практическая работа: Соединение лифа с юбкой стачным швом на образце. Соединение лифа с юбкой стачным швом (юбка со сборкой) на образце. Соединение лифа с юбкой накладным швом на образце.

Практическая работа: Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или по линии бедер.

Практическая работа: Раскрой платья, отрезного по линии бедер или по линии талии

Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка платья к первой примерке. Проведение первой примерки

Практическая работа: Обработка платья после первой примерки:

- обработка нагрудных, плечевых, талиевых вытачек на деталях кроя лифа, -обработка плечевых срезов лифа, -обработка боковых срезов лифа, -обработка подбортов, -обработка воротника,- соединение воротника с горловиной,- обработка рукавов,-обработка боковых срезов полотнищ юбки,-соединение лифа с юбкой,-соединение рукавов с проймами,-обработка нижнего среза,- разметка и обработка петель, пришивание пуговиц,-обработка пояса,- окончательная отделка изделия.

Практическое повторение: Пошив постельного белья. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой с учетом припусков наволочки с клапаном. Обработка поперечных срезов наволочки Обработка боковых срезов наволочки. Отутюжить готовые наволочки.

Пошив пододеяльника. Подготовка ткани. Раскроить детали пододеяльника.

Пошив пододеяльника.

2четверть.

Вводное занятие. Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием.

Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод.

Изготовление выкроек по чертежам одежды в натуральную величину

Практическая работа: Перевод чертежей деталей выкройки в натуральную величину

Изготовление выкроек по чертежам одежды в уменьшенном масштабе

Практическая работа: Построение чертежа понравившегося изделия в М 1:1

Проверка выкройки в соответствии со своими мерками

Практическая работа: Изменение стандартной выкройки в соответствии с особенностями фигуры.

Организация труда и производства на швейных предприятиях.

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки

(количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда, оплата труда швеи - мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы. Паровоздушные манекены). Назначение, общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.

Трудовое законодательство

Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина, охрана труда. Труд молодёжи.

Правила безопасной работы на швейной фабрике.

Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда.

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве одежды.

Изготовление лекал и раскрой деталей швейных изделий

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья в условиях массового производства

Практическая работа: Обработка среза проймы подкройной обтачкой на образце Сведения об изделиях с рукавами рубашечного покроя. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья с рукавами рубашечного покроя.

Практическая работа: Соединение рукава рубашечного покроя с проймой.

3 Четверть

Вводное занятие. Правила ТБ в кабинете.

Виды швов, используемых при пошиве изделий. Выполнение машинных и ручных операций.

Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды.

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал. Экономные приёмы раскроя. Оборудование для раскроя. Проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей. Контрольные точки для соединения деталей. Хранение. Материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья. Соединение плечевых срезов. Обработка горловины. Втачивание рукавов в открытую пройму или обработка горловины. Втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

Практическое повторение.

Виды работы. Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обмётанных на обмёточной машине 51-А класса ПМЗ.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

Обработка шлевок для юбки на образце. Обработка гладкого накладного кармана. Обработка бокового накладного кармана на образце. Выполнение «джинсового шва» на образце.

Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой-молнией на образце.

Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом.

Обработка верхнего среза кулисой под резиновую тесьму на образце

Обработка нижнего среза юбки. Обработка нижних срезов брюк (4 способа).

Ассортимент простейших изделий швейной фабрики. Анализ образца (трусы спортивные).

Пошив спортивных трусов.

Практическое повторение:

  • выполнять раскрой по готовым лекалам
  • выполнять пошив и влажно-тепловую обработку изделия:

Последовательность, приёмы, критерии качества пошива изделия, по трудности исполнения равнозначного экзаменационному /фартук/:

Пошив фартука. ТБ

Отделка швейных изделий:

  • аппликация накладная
  • аппликация декоративная

изготовление сумочки с элементами декоративной отделки (аппликация, строчка, вышивка)

Практическое повторение.

Изготовление изделия по производственной технологии в М 1:2. Знакомство с изделием Изготовление лекал поясного швейного изделия. Раскрой поясного швейного изделия. Обработка мелких деталей поясного швейного изделия. Обработка пояса поясного швейною изделия. Обработка заднего полотнища юбки. Обработка переднего полотнища юбки. Обработка боковых срезов поясного швейного изделия. Обработка верхнего среза поясом. Обработка петли на конце пояса. Пришивание пуговицы. Обработка нижнего среза поясного швейного изделия. Окончательная отделка поясного швейного изделия. Влажно-тепловая обработка поясного швейного изделия.

Самостоятельная работа. Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания (шитье носовых платков, полотенец).

4 четверть

Вводное занятие. Итоги обучения за прошлый год й задачи предстоящего. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием.

Изготовление брюк на основе готовой выкройки.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Прямые брюки с застежкой в среднем шве. Составление плана пошива прямых брюк.

Изменение стандартной выкройки прямых брюк в соответствии с особенностями фигуры и подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. Подготовить детали кроя к обработке. ВТО изделия. Подготовить изделие к примерке. Проведение примерки. Внесение исправлений после примерки. Проведение второй примерки.

Инструктаж по ТБ.

Пошив изделия: -обработка шлевок -обработка накладных карманов- обработка притачного пояса- обработка вытачек на деталях передних и задних половинок- соединение накладных карманов с деталями передних половинок -обработка боковых срезов -обработка шаговых срезов -обработка среднего среза -обработка застежкой тесьмой-молнией- обработка среза сидения -обработка верхнего среза притачным поясом -обработка нижних срезов- окончательная отделка изделия

Контроль: Проверка качества готового изделия

Короткие прямые брюки с цельнокроеной кулиской по линии талии.

Практическая работа: Изменение выкройки прямых брюк в М 1:4.

Подготовить выкройку к раскрою. Рассчитать расход ткани для пошива изделия

Раскрой изделия. ВТО готового изделия.

Контроль: Проверка качества готового изделия.

Практическое повторение (подготовка к экзамену)

Машинные швы. Выполнение машинных швов. Ручные швы.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали:

Итоговая контрольная работа по курсу «Технология»

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Кол- во часов

Теория

Практические, лабораторные, контрольные работы

1четверть

126

1

Промышленные швейные машины

28

21

6+Тест

2

Волокна, ткани и нетканые материалы

20

12

7+ Тест

3

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

И

4

7

4

Изготовление платья, отрезного по линии бедер или по линии талии

47

10

37

5

Практическое повторение

6

6

2четверть

112

6

Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод

14

4

10

7

Организация труда и производства на швейных предприятиях

11

Тест

8

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве одежды

15

7

8

9

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая на базовом предприятии при производстве одежды в М 1:2

32

10

22

10

Практическое повторение

30

30

11

Контроль знаний

10

10

Зчетверть

140

12

Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды

14

10

4

13

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

41

6

35

14

Ассортимент простейших изделий швейной фабрики. Анализ образца (трусы спортивные)

16

6

10

15

Практическое повторение

63

63

16

Самостоятельная работа

6 ,

6

4четверть

98

17

Изготовление брюк на основе готовой выкройки

43

15

28

18

Короткие прямые брюки с цельнокроеной кулисой по линии талии

34

6

28

19

Практическое повторение (подготовка к экзамену)

19

19

20

Контрольная работа по курсу «Технология»

2

2

Итого

476

133

343

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы и темы уроков

кол-во часов

вид и форма контроля

дата

по плану

по факту

1четверть

126

I. Промышленные швейные машины

28

1

Вводное занятие. Правила БТ в кабинете.

1

Урок новых знаний

2

Промышленные швейные машины.

1

3

Машинные стежки и строчки.

1

4

Виды и обозначения промышленных швейных машин

1

5

Общие сведения о швейных машинах

1

6

Прямострочные швейные машины челночного стежка

1

7

Швейная машина 1022-М класса

1

8

Прямострочная двух игольная шв.машина 852*5 класса

1

9

Заправка верхней и нижней ниток в шв.машине

1

Практическое повторение

10

Образование цепных стежков

1

Урок новых знаний

11

Прямострочная швейная машина однониточного цепного стежка 2222-М кл.

1

12

Правила работы на шв. машине 2222-М кл.

1

13

Обметочная швейная машина 51-А кл.

1

14

Правила работы на машине 51-А кл.

1

15 16

Отработка навыка работы на оверлоке

2

урок-практикум

17

Стачивающе-обметочные шв.машины

1

Урок новых знаний

18

Шв. машины потайного стежка

1

19

Неполадки в работе шв. машины

1

20

Петельные шв. машины-полуавтоматы

1

21

Практическая работа: Обработка петель

1

урок-практикум

22

Практическая работа: Обработка петель по размеру

1

23

Закрепочная шв. машина

1

Урок новых знаний

24

Пуговичная шв. машина-автомат

1

25

Приспособления к швейным машинам

1

26 27

Практическая работа: Выполнение операций с помощью приспособлений

2

урок-практикум

28

Тест «Промышленные швейные машины»

1

Коррекция знаний.

II. Волокна, ткани и нетканые материалы

20

29

Получение синтетических волокон

1

Урок новых знаний

30

Свойства и применение синтетических волокон

1

31

Символы по уходу за тканью

1

32

Практическая работа: Составить коллекцию образцов сопроводительных этикеток

1

Практическое повторение

33

Сведения о классификации тканей

1

Урок новых знаний

34

Практическая работа: Составить коллекцию тканей с фактурой

1

Практическое повторение

35

Ассортимент тканей из синтетических волокон и тканей

1

36

Практическая работа: Составить коллекцию тканей из синтетических тканей

1

Практическое повторение

37

Определение волокнистого состава тканей

1

38

Практическая работа: Определение тканей из синтетических волокон, нитей

1

Практическое повторение

39

Технологические свойства тканей

1

Урок новых знаний

40

Технологические свойства тканей из синтетических волокон, нитей

1

41

Практическая работа: Определение технологических свойств тканей

1

42

Дополнительные сведения о тканях из натуральных волокон

1

Урок новых знаний

43

Ткани из натуральных волокон

1

Урок новых знаний

44

Практическая работа: Составить коллекцию тканей

1

урок-практикум

45

Нетканые материалы

1

46

Лабораторная работа: Определение, применение натуральных материалов

1

урок-практикум

47

Практическая работа: Составить коллекцию тканей

1

48

Повторение пройденного материала.

Тест: Волокна, ткани, нетканые материалы

1

III. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

11

49 50

Моделирование рукавов: «фонарик». «крылышко»

2

Урок новых знаний

51 52

Практическая работа: Обработка нижнего среза короткого рукава «фонарик» (2 способа обработки). Уч.пос.с.60-63

2

урок-практикум

53

Плосколежащие воротники. Виды.

Практическая работа: Работа с журналами мод с описанием выбранного изделия. Уч.пос.с.65

1

комбинированный урок

54 55

Практическая работа: Построение чертежа плосколежащего воротника в

М 1:4

2

урок-практикум

56 57

Практическая работа: Обработка плосколежащего воротника ( с прокладкой) на образце.    Уч.пос.с. 67

2

58 59

Практическая работа: Соединение плосколежащего воротника с горловиной изделия с помощью двойной косой обтачки. Уч.пос.с.68

2

IV. Изготовление платья, отрезного по линии бедер или по линии талии

47

60

Платье, отрезное по линии бедер или по линии талии

Практическая работа: описание фасона платья, отрезного по линии талии

1

комбинированный урок

61

Мерки для построения чертежа платья. Практическая работа: Снятие мерок

1

62 63

Практическая работа: Изготовление чертежа платья, отрезного по линии талии на основе выкройки цельнокроеного платья в М 1:4. Уч.пос.с.73

2

64 65 66

Соединение лифа с юбкой 

Практическая работа: Соединение лифа с юбкой стачным швом на образце. Уч.пос.с.78

3

67 68

Практическая работа: Соединение лифа с юбкой стачным швом (юбка со сборкой) на образце. Уч.пос.с. 79

2

69 70

Практическая работа: Соединение лифа с юбкой накладным швом на образце. Уч.пос.с.80

2

71-74

Практическая работа: Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. Уч.пос.с.81

4

75 76

Практическая работа: Раскрой платья, отрезного по линии бедер или по линии талии

2

77 78

Практическая работа: Подготовка деталей кроя к обработке

2

79 80

Практическая работа: Подготовка платья к первой примерке

2

81

Практическая работа: Проведение первой примерки

1

Практическая работа: Обработка платья после первой примерки:

25:

82

- обработка нагрудных, плечевых, талиевых вытачек на деталях кроя лифа

2

урок-практикум

84

-обработка плечевых срезов лифа

1

85

-обработка боковых срезов лифа

1

86 87

-обработка подбортов

2

88 89

-обработка воротника

2

90 91

- соединение воротника с горловиной

2

92 93

- обработка рукавов

2

94 95

-обработка боковых срезов полотнищ юбки

2

96 97

-соединение лифа с юбкой

2

98 -100

-соединение рукавов с проймами

3

101 102

-обработка нижнего среза

2

103 104

- разметка и обработка петель, пришивание пуговиц

2

105 106

-обработка пояса

2

107 108

-окончательная отделка изделия

2

109-114

Практическое повторение:

6:

Коррекция знаний

115

Пошив постельного белья. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою.

Раскрой с учетом припусков наволочки с клапаном.

1

116

117

Обработка поперечных срезов наволочки Обработка боковых срезов наволочки. Отутюжить готовые наволочки

2

118

Пошив пододеяльника. Подготовка ткани. Раскроить детали пододеяльника.

1

119

120

Пошив пододеяльника.

2

2четверть

112

121

Вводное занятие. План работы.

Правила ТБ в кабинете.

1

Урок новых знаний

V. Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод

14

122

123

Изготовление выкроек по чертежам одежды в натуральную величину

2

Урок новых знаний

124-

127

Практическая работа: Перевод чертежей деталей выкройки в натуральную величину

4

комбинированный урок

128

Изготовление выкроек по чертежам одежды в уменьшенном масштабе

1

129-

132

Практическая работа: Построение чертежа понравившегося изделия в М 1:1

4

133-

135

Проверка выкройки в соответствии со своими мерками

Практическая работа: Изменение стандартной выкройки в соответствии с особенностями фигуры

3

VI. Организация труда  и производства на швейных предприятиях

11

136

Виды производства одежды. Структура швейного предприятия.

1

Урок новых

знаний

137

Производственный технологический процесс изготовления одежды

1

138

139

ВТО швейных изделий

2

140

Основные рабочие профессии швейного производства

1

141-

143

Сведения о трудовом законодательстве.

Оформление документов при поступлении/увольнении на работу

3

144-

146

Безопасность труда на швейных предприятиях.

Тест «Организация труда  и производства на швейных предприятиях»

3

комбинированный урок

VII. Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве одежды

15

147-

148

Изготовление лекал и раскрой деталей швейных изделий

2

Урок новых знаний

149-

150

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья в условиях массового производства

2

151-

154

Практическая работа: Обработка среза проймы подкройной обтачкой на образце

4

комбинированный урок

155

Сведения об изделиях с рукавами рубашечного покроя

1

Урок новых знаний

156-157

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья с рукавами рубашечного покроя.

2

Практическая работа: Соединение рукава рубашечного покроя с проймой

4

урок-практикум

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая на базовом предприятии при производстве одежды в М 1:2 – 32 ч.

Выбор фасона и его анализ. Практическая работа: Перевод выкройки в натуральную величину.

4

комбинированный урок

Практическая работа: Выбор ткани, ниток и фурнитуры.

Раскрой изделия.

3

Подготовка деталей кроя к обработке.

Составление плана пошива.

4

Практическая работа: Пошив и отделка выбранного изделия.

Обработка вытачек.

4

Практическая работа: Обработка плечевых срезов. Обработка боковых срезов.

4

Практическая работа: Отделка горловины. Отделка проймы рукавов.

6

Практическая работа: Соединение лифа с юбкой. Отделка низа юбки.

4

Практическая работа: Окончательная отделка изделия. Утюжка изделия.

3

Практическое повторение:

Пошив новогодних костюмов (работа по готовым выкройкам)

30

Коррекция знаний.

Контроль знаний:

Раскрой по готовой выкройке и пошив  фартука закругленной формы.

10

контроль знаний

3четверть

140

Вводное занятие. Правила ТБ в кабинете.

1

Виды швов, используемых при пошиве изделий

1

Коррекция знаний. комбинированный урок

Выполнение машинных и ручных операций

6

VIII.  Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды

6

Сведения о верхней поясной одежде

1

Ткани для пошива поясных швейных изделий.

Практическая работа: Составить коллекцию тканей для юбок (брюк)

2

комбинированный урок

Изготовление лекал и раскрой деталей поясных швейных изделий на предприятиях массового производства одежды

2

Практическая работа: Последовательность пошива поясных швейных изделий

1

IX. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий- 41

Обработка шлевок для юбки на образце

1

Практическая работа: Обработка шлевок для юбки на образце

4

урок-практикум

Обработка гладкого накладного кармана

1

Урок новых знаний

Практическая работа: Обработка гладкого накладного кармана на образце

4

урок-практикум

Практическая работа: Обработка бокового накладного кармана на образце

4

урок-практикум

Практическая работа: Выполнение «джинсового шва» на образце

3

Практическая работа:  Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой-молнией на образце

4

Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом

1

Урок новых знаний

Практическая работа: Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом на образце

4

комбинированный урок

Практическая работа: Обработка верхнего среза кулисой под резиновую тесьму на образце

3

Обработка нижнего среза юбки

2

урок-практикум

Обработка нижних срезов брюк

2

Практическая работа: Обработка нижних срезов брюк с помощью брючной тесьмы на образце

3

Практическая работа: Обработка нижнего среза брюк цельнокроеной манжетой на образце

3

Практическая работа: Обработка нижнего среза брюк резиновой тесьмой на образце

3

Ассортимент простейших изделий швейной фабрики. Анализ образца (трусы спортивные) – 16 ч

План пошива и подготовка деталей кроя к пошиву. ТБ

2

Обработка шаговых срезов. ТБ

3

Обработка нижних срезов. ТБ

3

Обработка срезов сидения. ТБ

3

Обработка верхнего срезов. ТБ

3

Окончательная обработка изделия. ТБ.    

2

Практическое повторение:

30

-  выполнять раскрой по готовым лекалам      

 -  выполнять пошив и влажно-тепловую обработку изделия:                                            

2

8:

Коррекция

знаний.

Последовательность, приёмы, критерии качества пошива изделия, по трудности исполнения равнозначного экзаменационному /фартук/:Пошив фартука. ТБ. Коррекция знаний.

Отделка швейных изделий:

- аппликация накладная

3

- аппликация декоративная

5

изготовление сумочки с элементами декоративной отделки (аппликация, строчка, вышивка)

12

Практическое повторение

33:

Коррекция знаний.

Изготовление изделия по производственной технологии в М 1:2.  Знакомство с изделием

1

Изготовление лекал поясного швейного изделия.

2

Раскрой поясного швейного изделия

2

Обработка мелких деталей поясного швейного изделия.

4

Обработка пояса поясного швейного изделия.

3

Обработка заднего полотнища юбки.

3

Обработка переднего полотнища юбки.

3

Обработка боковых срезов поясного швейного изделия

3

Обработка верхнего среза поясом

3

Обработка петли на конце пояса.

Пришивание пуговицы.

2

Обработка нижнего среза поясного швейного изделия

3

Окончательная отделка поясного швейного изделия.

2

Влажно-тепловая обработка поясного швейного изделия.

2

Самостоятельная работа

6:

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания (шитье носовых платков, полотенец)

4 четверть – 112ч.

X. Изготовление брюк на основе готовой выкройки

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

Коррекция знаний.

Прямые брюки с застежкой в среднем шве-  

Составление плана пошива прямых брюк

42:

2

комбинированный урок

Изменение стандартной  выкройки прямых брюк в соответствии с особенностями фигуры и подготовка выкройки к раскрою

2

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия

3

Подготовить детали кроя к обработке. ВТО изделия

2

Подготовить изделие к примерке

2

Проведение примерки

2

Внесение исправлений после примерки

2

Проведение второй примерки

1

Инструктаж по ТБ. Пошив изделия: -обработка шлевок

2

-обработка накладных карманов

2

- обработка притачного пояса

2

- обработка вытачек на деталях передних и задних половинок

2

- соединение накладных карманов с деталями передних половинок

2

-обработка боковых срезов

2

-обработка шаговых срезов

2

-обработка среднего среза

2

-обработка застежкой тесьмой-молнией

2

- обработка среза сидения

2

-обработка верхнего среза притачным поясом

2

-обработка нижних срезов

2

- окончательная отделка изделия

2

Контроль: Проверка качества готового изделия

2

Короткие прямые брюки с цельнокроеной кулисой по линии талии

34

Практическая работа:  Изменение выкройки прямых брюк в М 1:4

2

комбинированный урок

Практическая работа: Изготовить выкройку по своим меркам в М 1:1

2

Подготовить выкройку к раскрою. Рассчитать расход ткани для пошива изделия

1

Инструктаж по ТБ. Подготовка ткань к раскрою. Раскрой изделия

2

Подготовить детали кроя к обработке. ВТО изделия

2

Подготовить изделие к  первой примерке

2

Проведение примерки

1

Внесение исправлений после примерки

2

Проведение второй примерки. Составить план пошива изделия

2

Пошив изделия: -обработка карманов

2

- Обработка боковых срезов

2

- Соединение карманов с основными деталями изделия

2

- обработать шаговые швы

2

- обработка среднего среза

2

- обработка верхнего среза

2

-обработка нижних срезов

2

- окончательная отделка изделия.

ВТО готового изделия

2

Контроль: Проверка качества готового изделия

2

Коррекция знаний.

Практическое повторение (подготовка к экзамену)

19

Коррекция знаний.

Машинные швы. Выполнение машинных швов.

3

Ручные швы.

1

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали:

1. Дефекты при выполнении окантовочного шва. Причины дефектов

2. Окантовочный шов на прямых срезах

3. Окантовочный шов на закругленных срезах

4

2

2

Технология пошива юбок (брюк), применяемая в массовом производстве одежды. Изготовление образцов в М 1:2:

1.  Производственный способ обработки застежек в поясном изделии.

2.Новейшая технология обработки пояса.

3. Современный способ обработки низа поясного изделия.

9

3

3

3

Контрольная работа по курсу «Технология»

2

Контроль знаний

Итого

476


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Адаптированная основная образовательная программа по профессионально – трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе

АООП по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида...

Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант 7.1) "Английский язык" 5 класс

Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант 7.1) "Английский язык" 5 класс построена с учетом особенностей детей с ОВЗ и направлена на достижение обучающ...

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...