Открытый урок для 5 класса по математике на тему: "Тормозной и остановочный путь"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Воробцова Татьяна Сергеевна

Открытый урок для 5 класса по математике на тему: "Тормозной и остановочный путь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_tormoznoy_put.docx18.72 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt953.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc32 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc23 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5-м классе по теме "Тормозной и остановочный путь"

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: интегрированный

Цели урока:

  • формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;
  • формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;
  • систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;
  • развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

Оснащение, оборудование урока:

Структура урока:

  1. Орг. момент. Сообщение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
  3. Закрепление и обобщение знаний учащихся. Систематизация правил безопасного поведения учащихся на проезжей части.
  4. Объяснение и первичное закрепление нового материала.
  5. Творческая работа учащихся (работа в группах).
  6. Подведение итогов
  7. Задание на дом.
  8. Рефлексия. 

Ход урока

  1. Орг. момент

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.

<Слайд 1>.

Мы должны ответить на вопрос «Нужны ли знания по математике на дорогах?» Как вы думаете? (Ученики предлагают свои варианты).

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель математики: Молодцы! Но прежде давайте проверим, как вы знаете правила

безопасного поведения на улице.

Посмотрите на экран. <Слайд 2>

(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания и делают вывод)

Вывод выводится на экран <Слайд 3>

- На нашей картинке солнечный летний денек. Но не всегда на улице бывает хорошая погода.

Посмотрите на экран. <Слайд 4>

(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания).

- Молодцы!

  1. Закрепление и обобщение знаний учащихся.

Учитель математики: К сожалению, иногда ученики нашей школы попадают в дорожно-транспортные происшествия. Как вы думаете, каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?

(Ученики предлагают свои варианты).

Делаем вывод <Слайд 5>

- Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и выполнять следующие правила.

Запомни и всегда строго выполняй их. <Слайды 6-8>

(Ученикам выдаются памятки с правилами) (Приложение 2)

  1. Объяснение и первичное закрепление нового материала 

Учитель математики: Но безопасность на дорогах зависит не только от пешеходов. Даже самый грамотный и аккуратный пешеход рискует попасть в ДТП, если он не учтет особенности движения автомобиля.

Посмотрите на экран. <Слайд 9>

Объяснение нового материала с использованием слайдов презентации. <Слайды 10-12>

- Для чего нужно знание и умение вычислять тормозной и остановочный путь?

(Ученики предлагают свои варианты).

- Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.

Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?

Итак, решим задачу.

(Ученикам выдаются карточки-задания и карточки-алгоритмы). (Приложения 3, 4)

(Ученики вместе с учителем решают задачу, используя слайды презентации) <Слайды 13-15>

- А теперь я предлагаю вам рассмотреть еще одну ситуацию. <Слайд 16>.

(Один учащийся решает задачу на доске. Проверка решения проходит с помощью слайда)

<Слайд 17>.

Делается вывод<Слайд 18>

-Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?

(Ученики предлагают свои варианты). Подводится итог. <Слайды 19,20>.

- А сейчас попробуйте самостоятельно решить еще одну задачу, используя алгоритм нахождения остановочного пути. <Слайд 21>

- Теперь поменяйтесь тетрадками с соседом. Каждый из вас должен проверить решение задачи с помощью слайда и исправить ошибки. <Слайд 22>

- Подводим итог. Поднимите руки, кто справился с задачей? Молодцы! Кто допустил вычислительную ошибку? Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательней.

Итак, вывод: <Слайд 23>

- При расследовании ДТП сотрудники ГИБДД для вычисления тормозного пути пользуются специальной программой. <Слайд 24>

  1. Творческая работа учащихся (работа в группах) 

Учитель математики: Сейчас вам предстоит работа в группах. (Обычно ученики разбиваются на четверки: две соседние парты). Ребята, у вас на столах лежат карточки-таблицы значений длины тормозного пути в зависимости от состояния дороги. (Приложение 5) <Слайд 25>

Я предлагаю каждой группе, с помощью этих данных придумать интересную реалистичную задачу и решить ее. В конце урока мы проведем конкурс ваших задач и определим победителей. На данную работу вам дается 6 минут.

  1. Подведение итогов (5 мин)

Учитель математики: Каждая группа представляет свою задачу и решение на доске. Голосованием ученики выбирают наиболее интересные задачи (2-3). Определяется победитель.

  1. Задание на дом. 

Учитель математики: Сегодня вам предлагается следующее домашнее задание. <Слайд 26>

  1. Рефлексия. 

Учитель математики: Подведем итоги урока. <Слайд 27>

 <Слайд 28>



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

При выходе из дома или школы

  • Если у подъезда дома (школы) возможно движение, сразу обрати внимание, нет ли приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостанови свое движение и оглядись – нет ли опасности.

Готовясь перейти дорогу

  • Остановись, осмотри проезжую часть.
  • Не стой на краю тротуара.
  • Обрати внимание на транспортные средства, движущиеся по дороге.
  • Помни, что транспортное средство останавливаясь у перехода движется по инерции.

При переходе проезжей части

  • Переходи дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Иди только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спеши, не беги, переходи дорогу размеренно.
  • Не переходи улицу под углом, так хуже видно дорогу.
  • Не выходи на проезжую часть из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопись перейти дорогу, если на другой стороне ты увидел друзей, нужный автобус, помни,  что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку внимательно следи за началом движения транспорта.
  • Помни, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.



Предварительный просмотр:

Алгоритм решения

1. Определяем, какой путь проезжает автомобиль за одну секунду.

2. Рассчитываем, какой путь проезжает автомобиль за время реакции водителя

3. Рассчитываем путь, который проезжает автомобиль за время срабатывания тормоза.

4. Рассчитываем остановочный путь.

5. Рассчитываем расстояние до пешехода

_____________________________________________________________________________

Алгоритм решения

1. Определяем, какой путь проезжает автомобиль за одну секунду.

2. Рассчитываем, какой путь проезжает автомобиль за время реакции водителя

3. Рассчитываем путь, который проезжает автомобиль за время срабатывания тормоза.

4. Рассчитываем остановочный путь.

5. Рассчитываем расстояние до пешехода

_____________________________________________________________________________

Алгоритм решения

1. Определяем, какой путь проезжает автомобиль за одну секунду.

2. Рассчитываем, какой путь проезжает автомобиль за время реакции водителя

3. Рассчитываем путь, который проезжает автомобиль за время срабатывания тормоза.

4. Рассчитываем остановочный путь.

5. Рассчитываем расстояние до пешехода

_____________________________________________________________________________

Алгоритм решения

1. Определяем, какой путь проезжает автомобиль за одну секунду.

2. Рассчитываем, какой путь проезжает автомобиль за время реакции водителя

3. Рассчитываем путь, который проезжает автомобиль за время срабатывания тормоза.

4. Рассчитываем остановочный путь.

5. Рассчитываем расстояние до пешехода



Предварительный просмотр:

Карточки с заданиями

ЗАДАЧА 1.
Автомобиль движется со скоростью 54 км/ч.
Водитель увидел пешехода за 50 м.
Время его реакции – 0,4 с.
Время срабатывания тормоза – 0,5 с.
Тормозной путь легкового автомобиля для этой скорости на сухом асфальте равен 16 м.
На каком расстоянии от пешехода остановится автомобиль?

ЗАДАЧА 2.

 Вычислите, наехал бы этот же автомобиль на пешехода, если время реакции водителя было 2 с?

ЗАДАЧА 3. 
Подумайте, что произошло бы, если водитель среагировал за 1 с, но машина ехала во время дождя? Известно, что тормозной путь легкового автомобиля на мокром асфальте при скорости 54 км/ч составляет 29 м.
Рассчитайте остановочный путь в этом случае.

_____________________________________________________________________________

Карточки с заданиями

ЗАДАЧА 1.
Автомобиль движется со скоростью 54 км/ч.
Водитель увидел пешехода за 50 м.
Время его реакции – 0,4 с.
Время срабатывания тормоза – 0,5 с.
Тормозной путь легкового автомобиля для этой скорости на сухом асфальте равен 16 м.
На каком расстоянии от пешехода остановится автомобиль?

ЗАДАЧА 2.

 Вычислите, наехал бы этот же автомобиль на пешехода, если время реакции водителя было 2 с?

ЗАДАЧА 3. 
Подумайте, что произошло бы, если водитель среагировал за 1 с, но машина ехала во время дождя? Известно, что тормозной путь легкового автомобиля на мокром асфальте при скорости 54 км/ч составляет 29 м.
Рассчитайте остановочный путь в этом случае.



Предварительный просмотр:

Таблица длины тормозного пути

Скорость перед началом торможения, км/ч

Тормозной путь в зависимости

от состояния дороги, м

сухая

мокрая

обледеневшая

60

23

35

69

70

31

47

94

80

41

62

123

90

52

78

156

100

64

96

192

_______________________________________________________________________

Таблица длины тормозного пути

Скорость перед началом торможения, км/ч

Тормозной путь в зависимости

от состояния дороги, м

сухая

мокрая

обледеневшая

60

23

35

69

70

31

47

94

80

41

62

123

90

52

78

156

100

64

96

192

____________________________________________________________________________

Таблица длины тормозного пути

Скорость перед началом торможения, км/ч

Тормозной путь в зависимости

от состояния дороги, м

сухая

мокрая

обледеневшая

60

23

35

69

70

31

47

94

80

41

62

123

90

52

78

156

100

64

96

192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока и презентация по математике в 7«Б» классе Тема: “Умножение и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на однозначное число”

Конспект открытого урока по математике в 7«Б» классе и презентацияТема: “Умножение  и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости,на однозначное число”...

Открытый урок по теме "Реальная математика" в 6 "б" классе

"Реальная математика" - это математика нашего реального, повседневного жизненного пространства.Её цель: вырабатывать умения и навыки использования математических знаний в практике.На уроке присутствов...

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби"...

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....

Интегрированный урок по физике и математике на тему "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Цели:Образовательная цель:сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;Развивающая цель:развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, ...