Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб
Конспект открытого урока по литературе и математике в 5а классе
учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и
Тимошенко Елены Анатольевны
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района СПб
Дата урока:
Тема урока: Урок-путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена
Место урока в системе уроков: заключительный
Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать умения давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль;
- систематизировать и обобщить знания по теме; - повторить и закрепить формулы на решение задач нестандартного вида.
Развивающие(коррекционные): - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;
- развитие умения мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.
Воспитательные:
- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
- прививать интерес к чтению; решению задач; - воспитывать доброе отношение к людям.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие в сказку
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5а класс
Вид урока: урок-путешествие в сказку
УМК:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
-математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007
- раздаточный материал;
- технические средства обучения
Технология:
- вопросы репродуктивного характера;
- коллективная;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, видеофильм, компьютер, презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб
Конспект открытого урока по литературе и математике в 5а классе
учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и
Тимошенко Елены Анатольевны
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района СПб
Дата урока:
Тема урока: Урок-путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена
Место урока в системе уроков: заключительный
Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать умения давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль;
- систематизировать и обобщить знания по теме; - повторить и закрепить формулы на решение задач нестандартного вида.
Развивающие(коррекционные): - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;
- развитие умения мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.
Воспитательные:
- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
- прививать интерес к чтению; решению задач; - воспитывать доброе отношение к людям.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие в сказку
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5а класс
Вид урока: урок-путешествие в сказку
УМК:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
-математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007
- раздаточный материал;
- технические средства обучения
Технология:
- вопросы репродуктивного характера;
- коллективная;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, видеофильм, компьютер, презентация
Доброта спасет мир
Ход урока
I.Организационный момент.
Друзья мои! Мы очень рады!
Войти в приветливый ваш класс.
И для нас уже награда –
Вниманье ваших добрых глаз.
Пускай сегодня наша встреча,
Оставит след в душе у вас.
Общенье, радость и познанье,
Пусть вам подарит наш урок.
Здравствуйте, ребята! Вы слышали? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!
П. Повторение пройденного материала.
- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);
- Что такое фольклор?
- Чем отличается сказка народная от литературной?
Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё назвать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и название).
- Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?
Итак, было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе, родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.
Речь идёт о…….. Г.-Х. Андерсене (1805-1875)
- Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)
- А теперь посмотрите на слайд и дайте правильный ответ. А какой сказке Г.К.Андерсена мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
Правильно, ребята, речь сегодня пойдёт о сказке Х.К.Андерсена «Дюймовочка».
- Ребята, а какие ещё сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?
- Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке.
Учитель: Да, ребята, путешествуя Дюймовочка, проходила путь, то есть расстояние, а какая формула существует для нахождения пути, с какими еще величинами она связана? Кто может мне ее назвать? А какие еще величины входят в формулу и как их можно найти?
Ш. Урок-путешествие в сказку
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку Г.Х. Андерсена “Дюймовочка»
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
побеждает зло.
(Ю. Энтин)
“Доброта спасет мир”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.
Эпиграфом к уроку будут слова “Доброта спасет мир”:
Учитель: Что же требуется от вас:
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Итак, друзья, начинаем наше путешествие в сказку
Учитель: А чтобы отправиться в приключение вместе с Дюймовочкой, надо решить задачи, а для этого мы вас разделили на пары.
Слайд №1(отрывок из сказки)
Задача 1.
Цветок, в котором жила маленькая девочка, в день вырастал на 3 см. Какова была длина цветка после двухнедельного роста?
Решение:
1) 7 ∙ 2 = 14 (дней)
2) 3 ∙ 14 = 42 (см)
Ответ: длина цветка после двухнедельного роста 42 см.
Слайд №2(отрывок из сказки)
Задача 2.
Какой рост Дюймовочки в сантиметрах?
Решение:
1 дюйм = 2 см 5 мм.
Ответ: рост Дюймовочки 2 см 5 мм.
Учитель: Ребята, но случилась беда, Дюймовочку похитила старая жаба. А для чего она это сделала? (Чтобы выдать её замуж за своего безобразного сына).
Учитель: Скажите, ребята, а кто дал возможность Дюймовочке бежать от старой жабы и её сына? (Маленькие рыбки, мотылёк)
А как мы можем узнать, смогла ли старая жаба догнать Дюймовочку на листке кувшинки?
Учитель: Что нужно для этого сделать? (решить задачу)
Слайд №3(отрывок из сказки)
Задача 3.
Листок кувшинки с Дюймовочкой двигался по реке. Скорость течения реки 9 км/ч. Скорость, с которой плыла старая жаба, чтобы догнать Дюймовочку, в 3 раза меньше скорости течения реки.
С какой скоростью плыла старая жаба?
С какой скоростью должна плыть старая жаба, чтобы догнать Дюймовочку?
Решение:
9,3 : 3 = 3,1 км/ч
Ответ: скорость старой жабы 3 км/ч.
Чтобы догнать Дюймовочку, старая жаба должна плыть со скоростью больше 9,3 км/ч.
Учитель: И так, ребята, кто же подхватил Дюймовочку и унес к себе? ( Майский жук). А как вы думаете, знакомству с Дюймовочкой все жуки были довольны?
Учитель: Так вот, для того чтобы узнать, сколько жуков были недовольны Дюймовочкой, мы решим задачу.
Слайд №4 (отрывок из сказки)
Задача 4.
Появление Дюймовочки среди жуков вызвало интерес. Недовольных ею жуков было на 5 жуков больше, чем равнодушных. Сколько было недовольных жуков, если равнодушных было 12.
Решение:
12 + 5 = 17 жуков.
Ответ: недовольных жуков было 17.
Учитель: Дюймовочка оказалась одна в лесу (Звучит музыка). Давайте поможем ей, а для этого надо узнать героя по описанию.
1. — Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница. (Полевая мышь)
2. Он был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мамаша. (Сын жабы)
3. У неё только две ножки – говорили одни. У нее даже нет щупалец – сказали другие. Какая она тонкая. Она совсем как человек! Она очень некрасивая – решили жуки. (Дюймовочка)
4. Раз в неделю приходит навестить меня мой сосед. Он очень богат. Живёт куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную бархатную шубку. (Крот)
5. В чашечке сидел маленький человек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали легкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. (Эльф)
6. Она уж совсем ожила, только была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку. (Ласточка)
Учитель: После долгих скитаний Дюймовочку приютила полевая мышь. Со временем она решила её познакомить и выдать замуж. За кого? (богатого крота).
Слайд №5(отрывок из сказки)
Задача 5.
У крота в норе были три комнаты. Одна комната 24 дм2 , другая на 8 дм2 больше первой. Третья комната в 2 раза меньше первой. Найдите площадь норы.
Решение:
1) 24,4 + 8,6 = 32 дм2
2) 24,4 : 2 = 12,2 дм2
3) 8,6 + 33 + 12,2 = 53,8 дм2
Ответ: площадь норы крота 53,8 дм2.
IV.Здоровьесберегающая пауза: - А теперь, ребята, сделаем зарядку для глаз.
Учитель: Какая участь ждала Дюймовочку, если бы она вышла замуж за крота? (Она не видела бы солнышко. Ей было бы скучно)
Учитель: А чтобы так не случилось, узнаем героя по его речи.
1) -Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое! (Мышь из сказки «Дюймовочка).
2) - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем. Вы славно заживете с ним у нас в тине. (Старая жаба)
3) - Не хочу учиться, хочу жениться!!! ( Сын жабы)
4) - Спасибо тебе, милая крошка! — Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко. (Ласточка)
Учитель: Ребята, правильно ли поступила Дюймовочка, когда начала заботиться о ласточке? (Правильно)
Учитель: Что можно сказать о характере девочки? (Дюймовочка добрая)
-Как понимаете выражение «Человек с большим сердцем? (Добрый и отзывчивый человек)
-Есть ли такие качества у Дюймовочки? (Да)
Слайд №6 (отрывок из сказки)
Задача 6.
Ласточка поправилась за три дня. В первый день она съела 5 зернышек. А в каждый из следующих дней на одно зернышко больше. Сколько зернышек съела ласточка за три дня.
Решение:
1) 5 + 1,5 = 6,5 (зернышек съедено за 2 день)
2) 6,5 + 1,5 = 8 (зернышек съедено за 3 день)
3) 5 + 6,5 + 8 = 19,5 зернышек.
Ответ: ласточка за три дня съела 19,5 зернышек.
V. Итоги урока:
Рефлексивные вопросы, заданные учителем.
- Понравилась ли вам урок-путешествие в сказку?
- Что особенно понравилось на уроке?
-Что получилось, а что не получилось на уроке?
- Чему вы научились у этой маленькой девочки? (Быть добрыми, отзывчивыми к окружающим)
Молодцы, ребята! Вы все сегодня работали хорошо!
А как вы думаете, это конец сказки? Нет, не конец. Мы ещё не знаем, как будет жить Дюймовочка среди эльфов, будет ли она счастлива?
VI. Домашнее задание:
1. Напишите продолжение этой сказки и придумайте задачу.
Спасибо вам за приятное путешествие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"
Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"
Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга. Просматривается презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подгот...
Презентация открытого урока по географии для старших классов: "Путешествие по странам".
Пример проведения открытого урока по географии с учащимися 9 класса коррекционной школы. Презентация содержит дополнительный материал по трем странам: Италии, Франции, Японии - и является результатом ...
Урок-путешествие Дюймовочки в страну Эльфов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предметматематика, биология, география, литератураКласс5Тема и номер урока в темеУрок-путешествие Дюймовочки в страну Эльфов. 1 урок в темеГлавная дидактическая цель: повышение уро...
Открытый урок по литературе в 5 классе. Урок – путешествие по сказке Андерсена «Снежная королева»
Обобщающий урок по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» (По программе Б.А.Ланина.5 класс)...
Открытый урок по русскому языку на тему: Путешествие в страну Глаголия
Открытый урок по русскому языку на тему: "Путешествие в страну Глаголия"...