Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб
Конспект открытого урока по литературе и математике в 6 классе
учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и
Тимошенко Елены Анатольевны
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района СПб
Дата урока: 07.02.2013 года
Тема урока: Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"
Место урока в системе уроков: заключительный
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания по теме; - повторить и закрепить формулу пути на решение задач нестандартного вида.
Развивающие (коррекционные): - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас; тренировать память, логику, мышление; уметь правильно, последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- прививать интерес к чтению; решению задач; - воспитывать доброе отношение к людям.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 6 класс
Вид урока: урок-путешествие.
УМК:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
- раздаточный материал;
- технические средства обучения
Технология:
- вопросы репродуктивного характера;
- коллективная;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, видеофильм, компьютер, презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб
Конспект открытого урока по литературе и математике в 6 классе
учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и
Тимошенко Елены Анатольевны
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района СПб
Дата урока: 07.02.2013 года
Тема урока: Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"
Место урока в системе уроков: заключительный
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания по теме; - повторить и закрепить формулу пути на решение задач нестандартного вида.
Развивающие (коррекционные): - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас; тренировать память, логику, мышление; уметь правильно, последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- прививать интерес к чтению; решению задач; - воспитывать доброе отношение к людям.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 6 класс
Вид урока: урок-путешествие.
УМК:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
- раздаточный материал;
- технические средства обучения
Технология:
- вопросы репродуктивного характера;
- коллективная;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, видеофильм, компьютер, презентация
Добро побеждает зло
Ход урока:
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?
Родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).
П. Повторение пройденного материала. Учитель: Да, ребята, и сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».
- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);
- Чем отличается сказка народная от литературной?
- Какие сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?
- Так, как же будет звучать тема нашего урока?
Учитель: Да, ребята, путешествуя Герда, проходила путь, то есть расстояние, а какая формула существует для нахождения пути, с какими еще величинами она связана? Кто может мне ее назвать?
Ш. Урок-путешествие.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке Г.Х. Андерсена “Снежная королева”.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
побеждает зло.
(Ю. Энтин)
“Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.
Эпиграфом к уроку будут слова “Добро побеждает зло”:
Учитель: Что же требуется от вас:
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Итак, друзья, начинаем наше путешествие.
(В класс входит Герда)
Герда: Здравствуйте, ребята!
Я – Герда. Вы узнали меня? (Да). Уже выпал снег, приближается зима, а я всё ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его увезла Снежная королева. Это так, ребята? (Да). Вот отдохну немного и пойду дальше.
Учитель: Подожди, Герда, не спеши. Мы не оставим тебя одну Мы с ребятами поможем тебе дойти до чертогов Снежной королевы.
Ребята, для того, чтобы помочь Герде попасть в замок Снежной королевы, нам предстоит пройти трудный и долгий путь. На пути нам встретятся преграды, которые мы с вами должны будем преодолеть.
– Как вы думаете, сможем мы помочь Герде? (Да)
Учитель: А каким образом мы можем помочь Герде? (надо решить задачу)
Слайд №1(отрывок из сказки)
Задача№1
Герда села в лодку и та, покачнувшись, понесла её по течению реки. Через 8часов Герда оказалась у чудесного домика, в котором жила колдунья. Какой путь проделала Герда, если собственная скорость лодки 12,4 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч?
Ответ:………..путь до домика колдуньи.
Решение:
1) 12,4 + 2,6 = 15 (км/ч)
2) 15 ∙ 8 = 120 (км)
Первая преграда: И так, ребята, Герда оказалась в волшебном саду старушки-колдуньи, а почему она решила убежать оттуда?
Слайд №2(отрывок из сказки)
Задача№2
Выбежав из сада колдуньи, Герда пустилась бежать по дороге. 0,5часа бежала со скоростью 8км/ч, но затем устала, и 5 часов шла со скоростью 3,2 км/ч, пока не подошла к воротам красивого дворца. Какое расстояние от домика колдуньи до замка?
Ответ:………..путь до дворца
Решение:
1) 8 ∙ 0,5 = 4 (км)
2) 3,2 ∙ 5 = 16 (км)
3) 4 + 16 = 20 (км)
Вторая преграда: И так, ребята, Герда оказалась в королевстве принцессы. Почему ей пришлось покинуть красивый дворец и продолжить свое путешествие?
Слайд №3(отрывок из сказки)
Задача №3
Попрощавшись с принцем и принцессой, Герда в золотой карете отправилась дальше. Одновременно с ней навстречу из леса выехали разбойники. Скорость золотой кареты 14,2км/ч, зато скорость разбойников 30,8 км/ч. Через 2часа разбойники напали на свою добычу. Чему равно расстояние между дворцом и логовом разбойников?
Ответ:…………расстояние до разбойничьего логова.
Решение:
1) 14,2 + 30,8 = 45 (км/ч)
2) 45 ∙ 2 = 90 (км)
Третья преграда: Герда у маленькой разбойницы.
Герда: Мне маленькая разбойница пообещала дать оленя, чтобы он отвез меня к владениям Снежной королевы, но при условии, если я выполню её каприз.
Ребята, вы мне поможете? (Поможем)
( Учащиеся класса по очереди выразительно читают текст и узнают героя по описанию)
Слайд №4. Угадай героя по описанию:
1. Знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных километров и жителей.
2. В большом городе жили двое бедных детей. Мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Там они весело играли.
а) Герда и Кай; б) Маша и Миша
3. Они рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в искаженном виде. Напоследок им захотелось добраться до неба.
а) снежинки; б) ученики злого тролля
4. Кай взглянул на неё. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он себе представить не мог. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега.
а) Снежная фея; б) Снежная королева
5. Снежная королева улетела, а он остался один, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз.
а) Ганс; б) Кай;
6. Она была ужасно избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала:
– Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя.
а) маленькая разбойница; б) принцесса; в) Герда
7. Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже.
а) злой тролль; б) Кай; в) Ганс
8. Она прочла все газеты на свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы мне не выйти замуж?” “А ведь, в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось выйти замуж.
а) принцесса; б) маленькая разбойница; в) Герда
Герда: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием. Теперь нам будет легче и быстрее справиться со следующим заданием, потому что с нами в пути будет северный Олень.
Четвёртая преграда: В чертогах Снежной королевы.
Слайд №5 (отрывок из сказки)
Задача№4
Маленькая разбойница посадила Герду на оленя. Путь их лежал в Лапландию, в чертоги Снежной Королевы. Четыре дня мчались они без отдыха, проезжая по 190,5 км/ч ежедневно. Затем 8 км бедной девочке пришлось идти одной. Какое расстояние между логовом разбойников и замком Снежной Королевы?
Ответ:…………..путь до замка Снежной Королевы.
Решение:
1) 190,5 ∙ 4 = 762 (км)
2) 762 + 8 = 770 (км)
Здоровьесберегающая пауза: - А теперь все встаем и делаем зарядку для бодрости. Все повторяют за мной движения.
Мы – снежинки, мы снежинки,
Мы – лучистые снежинки,
Мы на облаке сидим,
Ветер дунул – полетим.
Мы летали, мы летали!
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И снежинки быстро сдул.
Все снежинки полетели
И за парты тихо сели.
Учитель. Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде и послала навстречу нам вихри и метели. (Звучит музыка Антонио Вивальди из цикла “Времена года”)
Герда. Я знаю, что нужно сделать, чтобы метель стихла.
Учитель: Нужно определить, кому из героев сказки принадлежат эти вещи.
( зеркало, монетки, ключ, сани, санки, нож, ящики с розами, корзина со спелыми вишнями, олень. Ребята показывают картинку и называют героя, которому принадлежит вещь)
Спасибо, вам, ребята, за хорошо выполненное задание.
Учитель. Ребята, вы отлично справились с заданием, и метель утихла. Вдали виднеются владения Снежной королевы.
Почему же они так нечетко видны? Присмотритесь, ведь их окружают ледяные горы. Как же нам попасть туда? (Герда плачет)
Учитель. Не плачь, Герда, мы с ребятами поможем тебе добраться до дворца.
Учитель: А для этого надо приступить к созданию синквейна. Что такое синквейн?
- Немножко поразмялись и приступаем к письменной работе. Что такое синквейн и как его написать?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану. Правила написания Синквейна:
- 1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.
- 2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.
- 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
- 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
- А сейчас попробуем сами составить СИНКВЕЙН на тему:
1 группа: Герда
2 группа: Снежная королева
Каждый работает в своих тетрадях.
Представление выполненной работы групп:
После проведения Синквейна вопрос первой команде:
- Что заставило вас так думать о героях?
Вопрос второй команде:
- Почему подобрали такие характеристики?
Герда. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Горы расступились! Теперь четко видны владения Снежной королевы.
Задача№5. А теперь, ребята, посчитайте весь путь, пройденный Гердой в поисках Кая?
Ответ:…………весь путь.
Решение:
1) 120 + 20 + 90 + 770 = 1000 (км)
VI. Итог урока:
Герда. Спасибо вам, ребята, вы настоящие друзья. Ваша доброта помогла мне победить зло.
Я искала Кая, и, благодаря вам, я его нашла. Учитель. Ребята, благодаря хорошим знаниям, терпению и трудолюбию мы с вами помогли героям сказки встретиться.
На уроке работали все отлично.
За исполнение ролей, за выразительное чтение отрывков, за высокую активность на уроке каждому ученику выставляется оценка.
Спасибо вам за приятное путешествие.
V. Домашнее задание:
1) Придумать задачи на движение.
2) Написать сочинение-миниатюру на тему: Роль сказки в моей жизни.
Подписи к слайдам:
Добро побеждает зло Задачи урока: Образовательные:- систематизировать и обобщить знания по теме; - повторить и закрепить формулу пути на решение задач нестандартного вида.Развивающие (коррекционные): - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас; тренировать память, логику, мышление; уметь правильно, последовательно излагать свои мысли.Воспитательные: - прививать интерес к чтению; решению задач; - воспитывать доброе отношение к людям.
Повторение
А что он писал?Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);Чем отличается сказка народная от литературной?Какие сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?Так, как же будет звучать тема нашего урока? Задача№1 Герда села в лодку и та, покачнувшись, понесла её по течению реки. Через 8часов Герда оказалась у чудесного домика, в котором жила колдунья. Какой путь проделала Герда, если собственная скорость лодки 12,4 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч? Ответ:………..путь до домика колдуньи. Решение: 1) 12,4 + 2,6 = 15 (км/ч)2) 15 ∙ 8 = 120 (км) Первая преграда: В волшебном саду старушки-колдуньи Задача№2 Выбежав из сада колдуньи, Герда пустилась бежать по дороге. 0,5часа бежала со скоростью 8км/ч, но затем устала, и 5 часов шла со скоростью 3,2 км/ч, пока не подошла к воротам красивого дворца. Какое расстояние от домика колдуньи до замка? Ответ:………..путь до дворца Решение: 1) 8 ∙ 0,5 = 4 (км)2) 3,2 ∙ 5 = 16 (км)3) 4 + 16 = 20 (км) Вторая преграда: Герда в королевстве принцессы Задача №3 Попрощавшись с принцем и принцессой, Герда в золотой карете отправилась дальше. Одновременно с ней навстречу из леса выехали разбойники. Скорость золотой кареты 14,2км/ч, зато скорость разбойников 30,8 км/ч. Через 2часа разбойники напали на свою добычу. Чему равно расстояние между дворцом и логовом разбойников? Ответ:…………расстояние до разбойничьего логова. Решение: 1) 14,2 + 30,8 = 45 (км/ч)2) 45 ∙ 2 = 90 (км) Угадай героя по описанию Знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных километров и жителей. а) Кайб) Герда в) маленькая разбойница В большом городе жили двое бедных детей. Мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Там они весело играли. а) Маша и Мишаб) Герда и Кай Они рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в искаженном виде. Напоследок им захотелось добраться до неба. а) ученики злого тролляб) снежинки Кай взглянул на неё. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он себе представить не мог. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега. а) Снежная королеваб) Снежная фея Снежная королева улетела, а он остался один, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз. а) Ганс б) Кай Она была ужасно избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала: – Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. а) маленькая разбойницаб) принцессав) Герда Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже. а) Злой тролль б) Кай в) Ганс Она прочла все газеты на свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы мне не выйти замуж?” “А ведь, в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось выйти замуж. а) принцессаб) маленькая разбойницав) Герда Четвёртая преграда: В чертогах Снежной королевы Задача№4 Маленькая разбойница посадила Герду на оленя. Путь их лежал в Лапландию, в чертоги Снежной Королевы. Четыре мчались они без отдыха, проезжая по 190,5 км/ч ежедневно. Затем 8 км бедной девочке пришлось идти одной. Какое расстояние между логовом разбойников и замком Снежной Королевы? Ответ:…………..путь до замка Снежной Королевы. Решение: 1) 190,5 ∙ 4 = 762 (км)2) 762 + 8 = 770 (км) Здоровьесберегающая пауза: Мы – снежинки, мы снежинки,Мы – лучистые снежинки,Мы на облаке сидим,Ветер дунул – полетим.Мы летали, мы летали!А потом летать устали!Перестал дуть ветерок – Мы присели все в кружок.Ветер снова вдруг подулИ снежинки быстро сдул.Все снежинки полетели И за парты тихо сели. «Времена года» Вивальди Синквейн Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану. Правила написания Синквейна 1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. А сейчас попробуем сами составить СИНКВЕЙН на тему: 1 группа: Герда2 группа: Снежная королева Задача№5 А теперь, ребята, посчитайте весь путь, пройденный Гердой в поисках Кая? Ответ:…………весь путь. Решение: 1) 120 + 20 + 90 + 770 = 1000 (км)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 5-6 классе "Славянские истоки пушкинской сказки"
Открытый урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 6 класса.Тема: "Славянские истоки пушкинской "Сказки о царе Салтане". Цели:1) вспомнить, что такое сказка, виды с...
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
открытый урок по литературе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок составлен для учащихся 5 класса. Соответствует современным требованиям урока литературы. Самое главное, чтобы ребята становились чуткими к проблемам других людей. Чтобы они были отзывчивыми и доб...
Открытый урок по литературе в 5 классе. Урок – путешествие по сказке Андерсена «Снежная королева»
Обобщающий урок по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» (По программе Б.А.Ланина.5 класс)...
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...