Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
план-конспект занятия по алгебре (9, 10 класс) на тему

Чернова Елена Николаевна

Интегрированный урок физики – математики по теме:

«Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 гимназия №1 им. Пенькова М. И.

Интегрированный урок физики – математики по теме:

«Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Разработка учителя физики

Черновой Е. Н.

Г. Миллерово 2016.


«Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Цели урока:

  • формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;
  • формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;
  • систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;
  • формирование познавательного интереса к предмету физика и математика;
  • опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения ПДД;
  • воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;
  • развитие творческих способностей, коммуникабельности;
  • развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

Оснащение, оборудование урока:

  • интерактивная доска;
  • презентация Microsoft PowerPoint;;

Время занятия: 45 минут

Структура урока:

  1. Орг. момент. Сообщение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
  3. Закрепление и обобщение знаний учащихся. Систематизация правил безопасного поведения учащихся на проезжей части
  4. Объяснение и первичное закрепление нового материала
  5. Творческая работа учащихся
  6. Подведение итогов
  7. Задание на дом.
  8. Рефлексия.

Ход урока

  1. Орг. момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок.     Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок.  Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом» А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы повторим правила дорожного движения и физику повторим, и математикой займемся. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова хорошо известной вам всем поговорки «Тише едешь – дальше будешь»

 В конце урока мы ответим на вопрос: «Нужны ли знания физики и  математики на дорогах?» Как вы думаете?  

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель           : Молодцы! Но прежде давайте проверим, как вы знаете физику и правила безопасного поведения на улице.

  1. В каких единицах измеряется пройденный путь?
  2. Назовите единицы измерения скорости.
  3. Как перевести скорость из км/ч в м\с?
  4. Переведите в метры в секунду. 36км/ч,54км/ч,60км/ч,72км/ч.
  5. Какие вы знаете правила дорожного движения?

Учитель. По нескольку раз в день нам приходится перходить через дорогу. А как определить, далеко автомобиль или близко, успеешь, перейти дорогу или нет?

Дети отвечают.

ГИБДД МВД России и экспертный центр «Движение без опасности» подводвели итоги опроса, посвященного длине остановочного пути. Посетители официального сайта Госавтоинспекции отвечали на вопрос: «Какое расстояние Вам потребуется для полной остановки автомобиля в случае экстренного торможения, если Вы двигаетесь со скоростью 60 км/ч по сухому асфальту?».

Всего в опросе приняли участие 30 222 человека. Большинством голосов – 15 417 – участники опроса выбрали ответ «30 метров». На втором месте – 9 978 голосов – «10 метров». 3 534 голосами респонденты выбрали вариант «60 метров», а на последнем месте оказался вариант «80 метров», за который были отданы 1 292 голоса.

Учитель. Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чём это выражается?

1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.

2) Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценивать правильно.

3) Собственная скорость передвижения кажется ребёнку гораздо больше, чем на самом деле.

Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов: (Работа с таблицами математика)

  1. Возраст и пол                        Скорость движения пешеходов

Дети 6-10 лет                                1,11 м/с = 1,11X3600 : 1000 км/ч = 3,996 км/ч

Подростки 11-16 лет                        1,59 м/с = 1.59X3600 : 1000 км/ч = 5,724 км/ч

Мужчины до 55 лет                        1,62 м/с = 1.62 X3600: 1000 км/ч = 5,832 км/ч

Мужчины свыше 55лет                1,5 м/с = 1.5 X3600 : 1000 км/ч = 5,4 км/ч

Женщины до 55 лет                        1,35 м/с = 1.35X3600 : 1000 км/ч = 4,86 км/ч

Женщины после 55 лет                1,29 м/с = 1.29X3600 : 1000 км/ч = 4,644км/ч

  1. При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду. Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.
  2. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге. Подростки часто ходят с по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.
  3. У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

- Молодцы!

  1. Закрепление и обобщение знаний учащихся.

Учитель: К сожалению, иногда дети и взрослые  попадают в дорожно-транспортные происшествия. Что надо делать, чтобы не попасть в ДТП?

Учащиеся делают  вывод и подводят итог сказанному 

- Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и выполнять следующие правила.

Запомни и всегда строго выполняй их.

(Ученикам выдаются памятки с правилами))

  1. Объяснение и первичное закрепление нового материала

Учитель  Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Дети отвечают (Инерция)

Но безопасность на дорогах зависит не только от пешеходов. Даже самый грамотный и аккуратный пешеход рискует попасть в ДТП, если он не учтет особенности движения автомобиля Учитель подводит итог сказанному детьми и напоминает тему урока. Сегодня вы узнаете, что такое тормозной путь, от чего он зависит? Чем тормозной путь отличается от остановочного пути?

Объяснение нового материала с использованием слайдов презентации.

В любом случае нельзя торопиться, лучше переждать. Ведь автомобиль едет очень быстро, примерно в 10-12 раз быстрее, чем идет пешеход, и главное - водитель, неожиданно увидев на проезжей части человека, не сможет остановить машину сразу. Это просто невозможно по законам физики. Прежде чем остановиться, машина пройдет определенный остановочный путь.

Остановочный путь – это  расстояние, которое проходит автомобиль  с момента  обнаружения водителем опасности  до полной остановки.

Из чего же складывается остановочный путь?

  1. Путь, который пройдет автомобиль с момента, когда водитель обнаружит опасность  на дороге, до момента, когда он начинает нажимать на тормозную педаль (время реакции водителя).
  2. Путь, который пройдет автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до срабатывания тормоза (время срабатывания тормозного привода).
  3. Путь, который пройдет автомобиль за время действия тормозов до полной его остановки.

Тормозной путь - расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной его остановки.

Остановочный путь больше тормозного на расстояние, которое проходит машина за время реакции водителя.

Просмотр видеоролика: http://www.youtube.com/watch?v=NVefgUnQQKI тормозной путь видео (СТС)

Формулы для расчета тормозного пути

  

где v0 cкорость автомобиля перед торможением,

μ –коэффициент трения.(коэффициент сцепления с дорогой) 

Для уменьшения тормозного пути можно либо увеличить силу трения, либо уменьшить скорость. Какой из этих способов эффективнее?

Дети отвечают.

Далее идет работа с графиками. (По математике как раз изучается квадратичная функция)

Повторяют, прямая и обратная зависимости  

 

 Учитель Остановочный путь описывается формулой
Sост = V0 ∙tрв + Sт,  Скажите, ребята, увидев  пример или задачу, вы сразу даете ответ?

Так и водителю в сложной ситуации нужно время на принятие решения.

Это время  так и называют «Время реакции»
 tрв – время реакции водителя,
S
т – тормозной путь,
v
0 – начальная скорость движения.

 РЕШИМ ЗАДАЧУ: Определим тормозной путь при экстренном торможении.

Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 м и начинает экстренное торможение. Произойдёт ли аварии, если скорость авто 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7.

60 км/ч = 16,7 м/с

Решение: рассчитаем тормозной путь по выведенной формуле:

S= 19,9 м.

В данной ситуации всё обошлось, а что было бы, если за 5 минут до этого прошёл дождь? Коэффициент трения = 0,5

S= 27,8 м. Машина собьёт человека.

Учитель. Ребята, а что надо еще делать ,чтобы избежать несчастных случаев на дороге?

Ученик отвечает: Дорога — объект повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки. Например, знак ограничения скорости.

Учитель. Предлагаю присутствующим решение задачи.

Задача. На участке дороги, где установлен такой знак, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?

По предыдущей формуле получаем: V0 = 43 м/с.

Водитель нарушил правила

- Для чего нужно знание и умение вычислять тормозной и остановочный путь?

(Ученики предлагают свои варианты).

- Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.

Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?

Итак, решим творческую задачузадачу. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6b05cdc-2116-5ebf-23a0-4c79423a0b3a/00119632254999964.htm задача из Единой коллекции на определение  тормозного пути с автоматической  проверкой

-Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?

(Ученики предлагают свои варианты). Подводится итог.

- Подводим итог. Поднимите руки, кто справился с задачей? Молодцы! Кто допустил вычислительную ошибку? Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательней.

Итак, вывод

- При расследовании ДТП сотрудники ГИБДД для вычисления тормозного пути пользуются специальной программой.

Работа в группах. Составить задачу с использованием знаний физики и ПДД.

Я предлагаю каждой группе, с помощью данных, использованных на уроке,  придумать интересную реалистичную задачу и решить ее. В конце урока мы проведем конкурс ваших задач и определим победителей. На данную работу вам дается 6 минут.

  1. Подведение итогов

Учитель: Каждая группа представляет свою задачу и решение на доске. Голосованием ученики выбирают наиболее интересные задачи (2-3). Определяется победитель. Лучшие авторы награждаются вымпелами.

  1. Задание на дом..

Учитель: Сегодня вам предлагается следующее домашнее задание.  Составить рассказ по данной теме для учащихся начальной школы. С лучшими работами вы выступите перед малышами.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам понравилось работать?  Какие выводы можно сделать из сегодняшнего урока? Вместе с учащимися составляется памятка.

Умей не только видеть, но и слышать улицу.

Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)

Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Учитель:  Подведем итоги урока. Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать! Самые активные участники получают памятные вымпелы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Открытый урок для 5 класса по математике на тему: "Тормозной и остановочный путь"

Открытый урок для 5 класса по математике на тему: "Тормозной и остановочный путь"...

Конспект урока по теме "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании "Притормози". Цель урока: "Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги"...

Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос...

Организация обеспечения безопасности детей на дороге, как одно из направлений работы школы"

Организация обеспечения безопасности детей на дороге, как одно из направлений работы школы...

Памятка для родителей по обеспечению безопасности детей на дороге

Памятка для родителей  по обеспечению безопасности детей на дороге...