Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби" математика 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Троцкая Нина Александровна

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx58.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 5классе по теме:                                   «Доли. Обыкновенные дроби»

Цель урока: Научиться понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать и читать дроби. Выполнять различные задания по данной теме.

 Задачи урока:  Образовательная: Ввести понятие доли, обыкновенной дроби.  Развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.

Развивающая: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательная:

 Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

  Метапредметные

 Регулятивные:  Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного   обсуждения;

Составлять  план решения задачи совместно с учителем. Определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев оценки знаний. 

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи.

 Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных рисунков, цветной аппликации);

 Делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

 Умение работать в коллективе.

 Личностные: Развивать готовность и способность учащихся к саморазвитию.

                             

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 

Организационные формы обучения:

             

 Индивидуальная, парная, коллективная, групповая.    

                           

   Дидактические средства              

1.карточки;

2.мультимедийная установка;

    3.презентация.

  Методы обучения

 1.словесные;

 2.наглядные;

     3.практические;

     4.проблемно-поисковые;

     5.продуктивные;

 6.объяснительно-иллюстрированные.

 Структура урока.

1.Мотивационная беседа с последующей постановкой цели учащимися.

2.Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется изучение нового материала.

3.Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий.

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия.

 

Лист самооценки предметных достижений»

(выдается каждому ученику)

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился, / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)… )

5. Моя работа мной и учителем  оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка)

Оценка знаний учащихся

 Максимальный уровень (превосходно)
           
Решена новая, совершенно незнакомая задача.   Повышенный уровень (программный ): (отлично)

              Решена необычная, в чём-то новая задача.                            Необходимый уровень (базовый): (хорошо)

              Знакомая задача решена полностью    

              самостоятельно. 

 Необходимый уровень (базовый):(нормально)

              Знакомая задача решена, но с ошибками или с      

              чьей-то помощью.               

 

Ход урока

Мотивационная беседа.

  1. Ребята. На каждой парте перед вами лежит отрывок из рассказа В. Драгунского про Дениску с Мишкой. Прочитайте его и обсудите в парах. ( слайд №4 и 5)

- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал:

- Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

- Сдаюсь!

Я сказал:

- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. - И

стал хохотать……

– А как, по-вашему, ребята? Это единственное решение данной задачи?

Учитель делит два яблока на три доли. Наглядно показывая, что каждый из мальчиков получит по две доли от каждого яблока. Учащиеся определяют сами тему урока.

 И так тема сегодняшнего урока: ( Дети пытаются сформулировать сами тему урока и его цель).

 «Доли. Обыкновенные дроби» (Слайд№7)

Цель урока: научиться понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать и читать дроби. Выполнять различные задания по данной теме.

1.Ребята, что мы еще можем поделить на доли? Где еще мы можем применить такое деление? (Отвечают на вопросы все вместе) (Слайд№8)

2.Послушайте задачу: Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. 3.Посмотрите, на сколько частей мама поделила арбуз? (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому) (Слайд№10)

4.Мы можем сказать, что одна часть арбуза, тоже называется доля, так как арбуз поделили на равные части. Что же такое доля? Доля – это каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разделили на 6 равных частей, значит, его разделили на 6 долей и каждый получил “одну шестую” долю арбуза, или, короче “одну шестую арбуза”. (Слайд№11и12)

5.Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: арбуза – т. е. каждому члену семьи досталась одна доля арбуза.

6.Вопрос классу: Что показывает число под чертой? (Слайд№13)

Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили одно целое или единицу. (целое разделили на 6 равных частей) Что показывает число над чертой? (Число над чертой показывает, сколько равных долей взяли) (Слайд№14)

7.Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: (приведите примеры: полчаса, полкилометра, полтинник). Разделить целое на две равные части – половина. - долю называют “половина”.(Слайд№17)

8.Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”.

9.Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

10.А как же называются другие доли, как будет называться доля, если целое разделить на пять равных частей неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.

Например: - одна седьмая;- одна девятая;- одна восемнадцатая

Выполните задание: Прочитайте дроби  (слайд № 21)

Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся. (Дроби)

Слайд №22
Внимание на экран (рассказывает учитель)

– Какое определение можно дать дроби в этом случае? (Дробь – это одна или несколько долей)

– А теперь ребята, у меня к вам такой вопрос? К какому выводу мы с вами пришли? Что же такое дробь? (слайд )

В математике очень важно уметь правильно читать дроби. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби — количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель — порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая, и т. д.)

Например: - одна сорок пятая; - три тридцать четвертых ;- одна восьмая; - шестнадцать семнадцатых;- девять сотых.

Перед Вами записаны дроби, давайте первую дробь вместе дружно прочитаем, назовем числитель, и знаменатель этой дроби. Затем, остальные дроби вы читаете, друг другу в парах, и отвечаете на вопрос

Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых;

б) одна треть;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

Игра «Доли» (слайд №28)

Работа индивидуально и затем в парах. У каждого из учащихся на столе три квадрата из картона. Задание: поделить квадрат на четыре равные доли тремя способом. Затем в парах обсудите полученный результат.

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата

рис.1

Актуализация полученных знаний. Творческое задание «Корабль» (работа в группах) (слайд)

На столах находятся различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество и построить корабль:

Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.

Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.

2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.

Один квадрат поделить на два треугольника. Это встречный парус.

Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.

рис.3

Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

  1. Стадия рефлексии

– Ребята вы большие молодцы! Мне сегодня было очень приятно с вами работать. А теперь давайте  вспомним, что мы сегодня  изучали. А зачем нам нужны дроби? (…)А как вы думаете, нужно ли нам ещё что-нибудь знать про дроби? (Нам нужно научиться их складывать, вычитать, умножать и делить)

Конечно, ребята вы абсолютно правы. На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей: (слайд)

Шел мудрец, а  навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу».  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?

 

Каждый из учащихся себя оценивает.

 «Лист самооценки предметных достижений»

(выдается каждому ученику)

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился, / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной оценена так (слова-характеристики): превосходно, отлично, хорошо, нормально.

Оценка знаний учащихся                                  

(Выдается каждому ученику)

Максимальный уровень (превосходно)

Решена новая, совершенно незнакомая задача.

Программный уровень (отлично)

Решена необычная, в чём-то новая задача.                          

Необходимый уровень (хорошо)

Знакомая задача решена полностью     самостоятельно.

Необходимый уровень (нормально)  Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Обыкновенные дроби".

Обобщение  и систематизация  знаний учащихся по теме «Правильные и неправильные дроби», «Решение задач»; формирование навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности....

Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Конспект открытого урока в 8 классе "Преобразования обыкновенных дробей"

Цели урока:Образовательные:формировать умения выполнять преобразования обыкновенных дробей,    продолжить изучение свойств обыкновенных дробей.Коррекционно-развивающие:развивать мышлени...