Рабочая программа и тематическое планирование уроков геометрии7класс,учебник Погорелов А.В.
календарно-тематическое планирование по математике (7 класс) на тему

Князева Ольга Юрьевна

Содержиттематическое планирование урокоа геометрии 7классе по учебнику А.В.Погорелова,52 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog-planir_g7pogorelov-15-16g.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 5

                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                       Геометрия

                                                                                     класс-7

                                                                 

                                                                             

                                                                                 с.Журавского, Новоселицкого района, Ставропольского края

                  Количество часов :   2-4 четв.  в неделю-2ч   ;  за год -52ч  

                 Учитель:    Князева Ольга Юрьевна ;     высшая категория

                 Рабочая программа разработана  на основе Примерной программы основного общего образования по математике , федерального копонента государственного образовательного стандарта

Учебник Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2012

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение.

Данная рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7-9 классы.Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2008 г. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2008 г., учебного плана общеобразовательного учреждения.

Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

  1. Геометрия в 7-9 классах: (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др.- М.: Просвещение 1996.
  2. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы./ Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2012
  3. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. /Рабинович Е.М. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004. – 62 с.
  4. Самостоятельные и контрольные работы (Алгебра Геометрия 7 класс / А.П. Ершова, В В. Голобородько, А.С.Ершова/ М.: «Илекса», 2005

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.  В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

• решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Цели и задачи обучения.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. В направлении личностного развития:
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  1. В метапредметном направлении:
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
  1. В предметном направлении:
  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
  • Создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В основу настоящей программы положены психологопедагогические и дидактические принципы развивающего образования:

  • личностно ориентированный принцип: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;
  • культурно ориентированный принцип: принципы картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения мира;
  • деятельностно-ориентированный принцип: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССАХ

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии  с базисным учебным планом и учебным планом МОУ СОШ №5 в 7 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю во 2,3,4 четвертях т.е. 52 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1.В направлении личностного развития:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • Первоначальные сведения об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
  1. В предметном направлении:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

  • осознавать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
  • приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

В результате изучения геометрии ученик научится

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Содержание программы учебного курса

(52 ч)

1.Основные свойства простейших геометрических фигур (11 ч).

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических

фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Измерение отрезков. Расстояние между точками. Полуплоскости и полупрямая.

Угол. Виды углов. Величина угла и её свойства. Градусная и радианная мера угла.

Треугольник и его элементы. Существование треугольника равного данному.

Параллельные прямые.

Аксиомы, теоремы и доказательства.

2.Смежные и вертикальные углы (7 ч)

Смежные углы и их свойство. Вертикальные углы и их свойства.

Перпендикулярные прямые. Понятие перпендикуляра к прямой.

Биссектриса угла.

3. Признаки равенства  треугольников (14 ч).

Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Свойство медианы равнобедренного треугольника.

3.        Сумма углов треугольника (12 ч).

Параллельные прямые. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Признак параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.

Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

5. Геометрические построения (4ч)

6.        Повторение .Решение задач (4 ч).

Углы. Равенство треугольников. Равнобедренный треугольник. Окружность.

                                   Основное содержание курса геометрии 7класса:

                                     

Разделы курса

Количество часов

Контрольные работы

1.

Основные свойства простейших геометрических фигур.

11

1

2.

 Смежные и вертикальные углы

 7

1

3.

Признаки равенства треугольников

 14

1

4.

Сумма углов треугольника

12

1

5.

Геометрические построения

4

Повторение. Решение задач

4

1

Итого

52

5

                                         Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Учебник

Учебные пособия

Методические пособия

 Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы./ Составитель Т.А. Бурмистрова.

Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /

А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2012

Поурочное планирование по геометрии: 7 класс: к учебнику А.В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы» /

Л.Ю. Чернышева. – М.: «Экзамен», 2008.

               

.

                                                Календарно-тематическое планирование  предмета

Тема

Колич

часов

№ урока

дата

    Компоненты содержания образования

Выход темы

По плану

фактически

Знания

Умения и навыки

Опыт творческой деятельности

Эмоциональноценностный компонент

1. Основные свойства простейших  геометрических фигур

11

Цель: систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших  геометрических фигур

п.1-2 . Геометрические фигуры. Точка и прямая

1

1

Точка,прямая,их обозначение;осн св-ва принадлежности точек и прямых на плоскости

№1-4

Курс планиметрии и стереометрии

п.3. Отрезок

1

2

Пон-е и обозначение отрезка; основное св-во расположения точек на прямой

№5-6,

Г8четырехугольники

п.4. Измерение отрезков.

1

3

Осн св-во измерения отрезков; расстояние, длинна отрезка

№7-11

№ 12-15

п.5-6. Полуплоскости. Полупрямая

1

4

Плоскость,полуплоскость,полупрямая;,лучсв-во расположения точек относительно прямой на плоскости…..

№16-17;20-21

№8-19;22

стереометрия

п.7;18. Угол. Биссектриса угла.

1

5

Угол, вершина, стороны угла; обозначение углов, понятие проходить между; св-во измерения углов, развернутый угол

№23-24,15-16

№25-26,18,21

Г8 четырехугольники

Г9углы,вписанные в окружн

п.8. Откладывание отрезков и углов.

1

6

Св-во откладывания отрезков и углов,

№27-28,

№29-31

п.9-10. Треугольник. Существование треугольника, равного данному.

1

7

Треугольник и его элементы;равные треугольники,

№32-37

№38-39,40

Г7 сумма углов треуг

п.11. Параллельные прямые

1

8

Понятие параллельных прямых;осн св-во параллельных

№41-42

Г11имногогранники

п12.-13.Теоремы и доказательства.Аксиомы

1

9

Теорема,аксиома

№43,50

4№-484

Решение задач по теме: «Основные свойства простейших  геометрических фигур

1

10

К/р №1 по теме:  «Основные свойства простейших  геометрических фигур»

1

11

2. Смежные и вертикальные углы

7

 Цель: познакомить с понятием смежных и вертикальных углов и их свойствам; формировать понятие перпендикулярных прямых

14.Смежные углы

2

12-13

Смежные углы, свойство смежных  углов

№1-2,4-5

№3,6-11

Г10-11 решение задач

15. Вертикальные углы

1

14

Вертикальные углы, свойство вертикальных углов

№7,9,10

№18,11-12

Г9-11

16. Перпендикулярные прямые

1

15

Перпендикулярные прямые

№14

№13

Г8-11

17. Доказательство от противного.

1

16

Метод от противного

№23-25

№22,26

Решение задач по теме: «Смежные и вертикальные углы»

1

17

К/р№2 по теме: «Смежные и вертикальные углы»

1

18

3 Признаки равенства треугольников

14

       Цель: формировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников; решать простейшие задачи

п.20-22. Первый признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними Второй признак равенства треугольников по стороне и прилежащим к ней углам

 3

19-21

1,2-й признаки равенства треуг

№1-3,5-6

№4,7

Г10-11

п23-24. Равнобедренный треугольник. Обратная теорема..

3

22-24

Определение равнобедренного треугольника,св-во углов при основании равнобедр треуг

№8-11,16

№172-14,17

Г11 многогранники ,тела вращения

П.25-26. Высота, медиана и биссектриса треугольника.            Свойство медианы равнобедренного треугольника

3

25-27

Понятие высоты, медианы, биссектрисы треугольника ,медиана равноб треуг

№19,2018,21,

№22-27

П.27 Третий признак равенства треугольников по трем сторонам.

2

28-29

Признак равенства треуг по трем сторонам

№28-34

№31,35,36-40

П.28. Решение задач по теме: «Признаки равенства треугольников»

2

30-31

К/р №3 по теме: «Признаки равенства треугольников»

1

32

4.Сумма углов треугольника.

12

    Цель: дать систематизированные сведения о прямых, расширить знания о треугольниках

 

П.29-30.Параллельногсть прямых. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

1

33

Определение параллельных прямых, внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие углы

№1-2,5,6

№3-4,7

Курс геометрии

П.31.Признак параллельности прямых.

1

34

Признаки параллельности прямых

№8-9

№10

Г10

П.32. Свойство углов ,образованных при пересечении параллельных прямых секущей

2

35-36

Свойства углов

№11-14

№15-17

П. 33-34. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

4

37-40

Теорема о сумме углов треугольника, вешний угол при данной вершине

№18-24,32,34,38-39

№25-31,35-3637,40

П.35. Прямоугольный треугольник. Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

2

41-42

Прямоугольный треугольник,

№41-46

№47-48

Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника».

1

43

К/р №4 по теме: «Сумма углов треугольника».

1

44

5. Геометрические построения

4

 Цель:

П.38-41Окружность. Касательная к окружности.

1

45

Окружность, её элементы, касательная

№ 1-4,8-12,

№ 5,7,13-16,

П.42-43. Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами.

1

46

№20

№21,22

П.44-45 Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.

1

47

№23-24,27

№25

П.46-47. Деление отрезка пополам. Построение перпендикулярной прямой.

1

48

Серединный перпендикуляр

№29

№30-32

Повторение. Решение задач

4

Основные свойства геометрических фигур

1

49

Смежные углы. Вертикальные углы Параллельность прямых.

1

50

К/р №5 итоговая

1

51

Сумма углов треугольника

1

52

Список учебно-методической литературы:

  1. Геометрия в 7-9 классах: (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др.- М.: Просвещение 1996.
  2. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы./ Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2012
  3. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. /Рабинович Е.М. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004. – 62 с.
  4. Самостоятельные и контрольные работы  Алгебра Геометрия 7 класс / А.П. Ершова, В В. Голобородько, А.С.Ершова/ М.: «Илекса», 2005
  5. Тематические тесты по геометрии 7 класс

Система оценивания письменных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004), Про­граммы для общеобразоват...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 6 классе

Данная рабочая программа по математике для 6 класса разработана  на  основе «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков алгебры в 7 классе

Данная рабочая программа разработана  на  основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике для  основной школы, «О...

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков физкультуры (1 класс)

Темы, представленные в разработке, входят в программу предмета "Физическая культура"Изучение данных тем разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...