Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Порядок выполнения действий».
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:

«Порядок выполнения действий».

 

Данная работа представляет собой методическую разработку первого урока по теме «Порядок выполнения действий». Урок направлен на решение следующих задач:  проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит  итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.

На этом уроке формируются УУД  учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_-_tehn_karta_-_poryadok_deystviy.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:

«Порядок выполнения действий».

Данная работа представляет собой методическую разработку первого урока по теме «Порядок выполнения действий». Урок направлен на решение следующих задач:  проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит  итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.

На этом уроке формируются УУД  учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Порядок выполнения действий»

по учебнику Виленкина Н.Я.

ФИО

Фролова Ирина Николаевна

Место работы

МБОУ «Бишевская СОШ»

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5

Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 31 издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2015

Название урока

Порядок выполнения действий.

Тип урока

Урок применения знаний и умений.

Форма проведения урока

Традиционная

Образовательная среда урока

учебники по математике, раздаточный материал (памятка с правилом), индивидуальные карты учеников, мел, доска.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная.

Цель урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

Закрепить  понятие о порядке действий;

Отработать навыки выполнения вычислений по действиям.

Обобщить свои знания по теме. Выработать умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные  – совершенствуют критерии оценки и используются ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные  – проговаривают выводы в виде правил «если …, то …».

Коммуникативные  –  умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.  

Личностные  -

адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, осознают и принимают социальную роль ученика, объясняют свои достижения, понимают причины успеха в учебной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая – проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков;

Развивающая – развитие интереса, познавательной активности, навыков самоконтроля, логики рассуждений, самостоятельности;

Воспитывающая – воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

(1 мин)

Приветствие  учащихся.  

Проверка  учителем готовности класса            к уроку;  организация внимания.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Нам сегодня понадобятся тетрадь, дневник, учебник, ручка, линейка, карандаш. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку?

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

(10  мин)

Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания.

Устный счет.

- Давайте проверим домашнее задание.

Дома вы должны были  выполнить №585, 621( задачу с помощью уравнения.) Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, верно ли  сделана краткая запись, указано ли, что  обозначено за х, правильно ли составлено и решено уравнение?  На все ли вопросы задачи получен ответ и записан ли ответ полностью? Молодцы, оцените, пожалуйста, работу соседа по пятибалльной шкале и поставьте оценку.

  А теперь  поработаем устно.

1. №633-634 стр.96

2.  Задания на повторение.

Упростите  выражение, запишите в тетрадь через запятую только ответы:

А)2а+612+7а+324 в)38+5а+75+6а

Молодцы, справились!

А теперь поговорим про арифметические действия. Какие действия вы знаете?

Верно, а знаете ли вы, что знаки, обозначающие различные арифметические действия, были введены в математике не сразу? (немного из истории)
Многие века знаки действия люди писали словами: прибавить, умножить, отнять и т.д. В некоторых странах вводились иногда знаки действий, но всеобщего признания они не получали. Потребовались тысячи лет, прежде чем условились обозначать действия так, как обозначаем мы. Первые знакомые нам знаки действий появились в трудах ученых только в 16-17 веках.

Проверяют домашнее задание у соседа по парте, оценивают работу, выставляют отметку в оценочный лист.

Выполняют задания учителя счета, оценивают сами свой результат, выставляют отметку.

- Сложение, вычитание, умножение, деление.

Познавательные:

применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено;

Постановка учебной задачи на основе  известного;

Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Самоооценка.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

( 7 мин)

А теперь я попрошу сосчитать, сколько будет «два плюс два умножить на два»? Найдите значения выражений, записанных на доске:

2 + 2 · 2;              133 – 33 · 2;  

5 + 5 : 5;              14 – 14 : 7.

Давайте обсудим полученные результаты. Какую основную ошибку можно было допустить в этих примерах?

Верно, молодцы!

Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, сегодня мы будем говорить о порядке выполнения действий, и наша цель сегодня – закрепить те знания, которые у вас уже есть и отработать их при решении примеров.

Вы уже знаете, какие действия относятся к действиям первой ступени, а какие – к действиям второй ступени.  Давайте вспомним это.

Вы видите на доске 4 арифметических примера, давайте попробуем разделить эти примеры на группы, соответствующие правилам порядка выполнения действий.

  1.  25 + 35 – 40 + 10
  2.  36 – 3 · 2 + 4 · 8
  3.  25 · 4 : 10 · 7
  4.  (25 + 15) – 17

Итак, мы выделили три группы, соответствующие трем правилам, давайте еще раз все повторим:

  1. Если в примере содержатся действия только одной ступени, то они выполняются по порядку, слева направо.
  2. Если в примере содержатся действия первой и второй ступеней, то сначала выполняются действия второй ступени, а потом действия первой ступени.
  3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2).

Вычисляют значения данных выражений, указывают основную возможную ошибку, формулируют тему урока.

- Ошибка в порядке действий.

Разбивают примеры на группы по определенному признаку, формулируют правило.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Умение анализировать, находить ошибки в работе;

Целеполагание.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

Самооценка.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

(6 мин)

А  теперь давайте заполним с вами памятку по этому правилу. Я вам раздам листочки с правилом, но в тексте пропущены некоторые слова, которые мы с вами сейчас попытаемся восстановить.

Молодцы, справились с заданием, и, надеюсь, больше не будете допускать ошибки в порядке действий.

Проверим, все ли усвоили правило. Найдите в учебнике №627, стр. 94-95.

Разберем примеры а , в, д, и, вычислять ничего не нужно, вы должны только проставить порядок действий. Вам минутка на это задание.

Проверим, верно ли вы расставили действия.

Записывают правило, заполняя памятку.

Проверяют свою работу, оценивают себя и выставляют отметку.

Познавательные:

Извлечение из текстов математической информации, структурирование знаний, выбор способов решения задач, анализ объектов и синтез.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действия;

Планирование пути достижения цели;

прогнозирование.

Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело

Выполнение учащимися заданий на закрепление пройденного правила.

(10 мин)

А теперь письменно решим примеры №627 а , в, д , и., стр. 94-95.

№628 а, г, д, в

Решать будем у доске от каждого варианта будут вызваны ученики.

(Проверим результат.)

(дополнительно -----№627 (г-е-ж-з-к-л-м)

Решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человеку, решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют.

Учащиеся проверяют свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.

Познавательные:

уметь решать примеры (находить правильный порядок действий, в соответствии с правилом).

Применение предметных знаний, выбор способов решения задач.

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы;

Коммуникативные:

Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику 

Личностные:

Самооценка.

Подведение итогов урока.

Постановка домашнего задания.

(5 мин)

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

О чем мы сегодня говорили?

Что важное вы должны запомнить?

Сколько будет два плюс два умножить на два?2+2*2 =6

Молодцы! Запишите домашнее задание:

№647( а, б, ж, з) №648 (б,г)

Отвечают на вопросы учителя.

 Записывают домашнее задание.

выставляем себе итоговую отметку.

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация

Рефлексия.

(1 мин)

Я попрошу вас на листе подчеркнуть один ответ на каждый вопрос, соответствующий вашей работе  настроению на этом  уроке, а также настроению, с которым вы уходите с урока Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

понятен / не понятен

интересным/ скучным

Рефлексия.

Познавательные:

Рефлексия

Регулятивные:

Оценка своей деятельности и деятельности других людей

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.

УКАЗ ГОРОДА «ПОРЯДОК»

  1. Сложение и вычитание чисел называть действиями _____________________ ступени
  2. Умножение и деление чисел – действиями ______________ступени .

Порядок  выполнения  действий        при  нахождении значений выражений  определять следующими правилами:

  1. Если нет скобок:

а)        8 – 3 + 4 +2 – 6 + 5 = 0                                б) 8  3 : 4 : 2  6  5 = 90

I                                                    II

слева        _________                        ________               направо

  1. Если есть скобки: (_____  _____)  учитывая 1.

8  (3 – 4 : 2) + 6  5 = 38

  1. Если порядок действий не изменяется, скобки ______________

( 8 – 3) + 5 = 8 – 3 + 5 = 10

  1. Изменять порядок действий можно на основе свойств сложения, ____________ и умножения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 5 класса

отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...