Факультативный курс 8 класс
рабочая программа по математике (8 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по математике 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_8_kl.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Мир математики» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МКОУ «Школа-интернат»№3 на 2016-2017 учебный год.
- Примерной и авторской программы основного общего образования по математике Программы. Алгебра. 7-9 классы. Геометрия. 7-9 классы / авт.-сост. Бурмистрова, Т.А. – М. Просвещение, 2008.
Цели:
- развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
- систематизировать имеющиеся знания о типах и способах решения текстовых задач;
- выявить уровень математических способностей учащихся и их готовность в дальнейшем к профильному обучению в школе и вузе.
Задачи:
- повысить интерес к предмету;
- формировать математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, в частности при решении текстовых задач;
- формировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
- развивать мышление учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;
- формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций;
- подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Актуальность программы определена тем, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач. При прохождении итоговой аттестации учениками задания 2-ой части содержат задачу, которая оценивается максимумом баллов, за нетрадиционной формулировкой этой задачи учащимся необходимо увидеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный факультативный курс «Решение текстовых задач» вводить с 8-го класса.
Факультативный курс сможет удовлетворить потребности учеников, склонных к более глубокому изучению математики, а также дает возможность проявиться каждому ученику.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
учащиеся должны знать:
- основные типы текстовых задач;
- методы и алгоритмы решения текстовых задач.
учащиеся должны уметь:
- определять тип задачи, знать алгоритм решения;
- применять полученные математические знания в решении прикладных задач и задач с практическим содержанием;
- использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Учебный план
№ | Содержание материала | Количество часов по программе | Количество часов запланировано | контроль | примечание |
1 | Текстовые задачи и техника их решения | 1 | 1 | ||
2 | Задачи на движение | 10 | 10 | 1 | |
3 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 4 | 4 | 1 | |
4 | Задачи на работу | 4 | 4 | 1 | |
5 | Задачи на проценты | 5 | 5 | ||
6 | Задачи на числа | 4 | 4 | 1 | |
7 | Рациональные методы решения задач | 2 | 2 | ||
8 | Задачи повышенной трудности | 5 | 5 |
Содержание учебного курса.
Тема 1. Текстовые задачи и техника их решения (1ч).
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Тема 2. Задачи на движение (10ч).
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.
Тема 3. Задачи на сплавы, смеси, растворы (4ч).
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.
Тема 4. Задачи на работу (4ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
Тема 5. Задачи на проценты (5ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Тема 6. Задачи на числа (4ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.
Тема 7. Рациональные методы решения задач (2ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи, решаемые с конца.
Тема 8. Задачи повышенной трудности (5ч)
Текстовые задачи из ОГЭ.
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю)
№ урока | Тема | Число уроков | |
Дата | |||
I | Текстовые задачи и техника их решения | 1 | |
1 | Текстовые задачи и техника их решения. | 1 | |
II | Задачи на движение | 10 | |
2 | Движение по течению и против течения. | 2 | |
3 | Движение по течению и против течения. | ||
4 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | 2 | |
5 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | ||
6 | Движение по окружности. | 2 | |
7 | Движение по окружности. | ||
8 | Графический способ решения задач на движение. | 2 | |
9 | Графический способ решения задач на движение. | ||
10 | Практикум по решению задач. | 1 | |
11 | Творческий отчет по теме «Задачи на движение». | 1 | |
III | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 4 | |
2 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | |
13 | Практикум по решению задач. | 2 | |
14 | Практикум по решению задач. | ||
15 | Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы» | 1 | |
IV | Задачи на работу | 4 | |
16 | Задачи на работу. | 1 | |
17 | Практикум по решению задач. | 2 | |
18 | Практикум по решению задач. | ||
19 | Зачёт по теме «Задачи на работу» | 1 | |
V | Задачи на проценты | 5 | |
20 | Задачи на проценты | 1 | |
21 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | 3 | |
22 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | ||
23 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | ||
24 | Практикум по решению задач. | 1 | |
VI | Задачи на числа. | ||
25 | Задачи на числа. | 1 | |
26 | Практикум по решению задач. | 2 | |
27 | Практикум по решению задач. | ||
28 | Творческая работа по темам: « Задачи на числа». | 1 | |
VII | Рациональные методы решения задач | 2 | |
29 | Решение задач с конца. | 1 | |
30 | Решение задач с помощью графов. | 1 | |
VIII | Задачи повышенной трудности | 5 | |
31 | Решение задач повышенной трудности. | 4 | |
32 | Решение задач повышенной трудности. | ||
33 | Решение задач повышенной трудности. | ||
34 | Решение задач повышенной трудности. | ||
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Формы и средства контроля:
промежуточный, предупредительный, итоговый контроль.
Контроль осуществляется в виде:
устный опросы (устный счёт),
самостоятельных работ,
письменных тестов,
математических диктантов,
числовых математических диктантов по теме урока.
Информационное обеспечение учебной программы факультативного курса
Литература для учителя:
В.Н. Студенецкая, З.С. Гребнева. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2007г.
С.А. Шестаков, Д.Д. Гущин ЕГЭ 2012 Математика задача В13. Задачи на составление уравнений. М.: МЦНМО, 2012 г.
М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2010г. (серия «В помощь абитуриенту»).
А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
В. Булынин. Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
Литература для учащихся:
Л.М. Галицкий, Сборник задач по алгебре 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М., Просвещение, 2007.
Дорофеев Г.В. Алгебра 9 класс. Просвещение, 2009г.
КИМы по математике 5-9 классы. М., Вако, 2010г.
А.Г.Мордкович. Алгебра 8, Задачник для общеобразовательных учреждений,М.,Мнемозина,2012г.
А.Г.Мордкович. Алгебра 8, Учебник для общеобразовательных учреждений, М.,Мнемозина,2010г.
А.В.Фарков. Готовимся к олимпиадам по математике, учебно-методическое пособие, М., Экзамен, 2007г.
Интернет- ресурсы:
http://ege-study.ru/materialy-ege/tekstovaya-zadacha-v13-na-ege-po-matematike/
http://hijos.ru/izuchenie-matematiki/algebra-10-klass/6-tekstovye-zadachi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс
Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....