Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс
план-конспект занятия по химии (10, 11 класс)
Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Этот курс следует рассматривать в качестве дополнения к базовой программе, который, опираясь на основной курс органической химии, расширяет и углубляет его. Курс факультативных занятий рассчитан на 6 академических часов и предназначен для актуализации и углубления знаний учащихся, интересующихся химией и предполагающих в 11 классе проходить тестирование ЕГЭ по химии. Форма проведения – семинар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_polucheniya_organicheskih_soedineniy_elektivnyy_kurs.docx | 365.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы получения органических соединений
с кратной С=С связью в курсе химии средней школы
Соединения с кратной С=С связью (алкены и диены) являются ценными реагентами современной органической химии. Так, например, они выступают в качестве мономеров для получения высокомолекулярных соединений, широко применяемых в быту и промышленности. Несомненно, именно практическая значимость получаемых на основе алкенов является причиной значительного места, отведенного этим соединениям в заданиях различной сложности материалов ЕГЭ. Вместе с тем, проведенный анализ содержания базового курса органической химии, представленного в учебниках О.С. Габриеляна [32] и Н.Е. Кузнецовой [33], показал недостаточность материала по способам получения этого промышленно важного класса соединений.
В этой связи, нами разработан курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Этот курс следует рассматривать в качестве дополнения к базовой программе, который, опираясь на основной курс органической химии, расширяет и углубляет его. Курс факультативных занятий рассчитан на 6 академических часов и предназначен для актуализации и углубления знаний учащихся, интересующихся химией и предполагающих в 11 классе проходить тестирование ЕГЭ по химии. Форма проведения – семинар.
Цели курса:
- Создать условия для организации единого учебно-воспитательного процесса.
- Обобщение и углубление содержания базового учебного предмета.
- Поддержание познавательного интереса учащихся к химической науке.
- Дополнительная подготовка учащихся к ЕГЭ по химии.
Задачи курса:
1. Формирование умения комплексного использования знаний по разным предметам.
2.Развитие познавательной активности, креативности, самостоятельности, коммуникативных навыков учащихся, способности к творческой деятельности.
3. Формирование в учащихся сознательной потребности в бережном отношении к природе (экологическое воспитание).
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся должны знать:
- Разнообразные способы формирования кратной связи.
- Химические свойства различных классов соединений.
- Учащиеся должны уметь:
- Применять полученные знания для решения разных типов задач.
- Аргументированно обосновывать свою точку зрения.
3.Учащиеся должны выработать умение:
- Самоконтроля времени, предоставленного на выполнение заданий.
Содержание курса занятий:
- «Переработка нефтепродуктов» (90 мин.)
Природные источники углеводородов. Термический и каталитический крекинг. Применение нефти. Экологические аспекты процессов.
- «Лабораторные способы получения алкенов» (90 мин.)
Реакции дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегалогенирования и дегидратации. Правило Зайцева.
- Подведение итогов по блоку занятий. (90 мин.)
Контроль полученных знаний.
Занятие № 1.
Природные источники углеводородов. Термический и каталитический крекинг. Применение нефти. Экологический аспект добычи и переработки нефти.
Цель занятия: Углубить и закрепить знания учащихся по теме «Нефть и способы получения углеводородов».
Методы проведения занятия: словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер с презентацией, раздаточный материал.
1.Организационный момент.
2. Учащиеся по очереди представляют сообщения по темам:
- Схема ректификационной колонны.
- Сущность процессов термического и каталитического крекинга. Сходства и отличия.
- Схема и принцип работы установки для осуществления процесса каталитического крекинга.
- Экологические аспекты добычи и переработки нефти.
3.Выполнение заданий для закрепления материала.
По окончании выполнения упражнений учащиеся обмениваются с соседом по парте листами с заданиями и проверяют друг у друга ответы. Когда школьники закончат выполнять задание, учитель называет верное решение и учащиеся выставляют оценки за работу.
Задание № 1. (блок заданий с выбором вариантов ответа).
- Ректификационная колонна – это промышленный аппарат, который используется для:
а) производства чугуна;
б) производства стали;
в) очистки газов от примесей;
г) разделения нефти путем перегонки.
- Процесс термического разложения нефтепродуктов, который приводит к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле называется:
а) изомеризация;
б) коксование;
в) крекинг;
г) перегонка.
- В качестве основных продуктов крекинга алкана выделены С6Н14 и С6Н12. Крекингу подвергался:
а) октан
б) декан
в) додекан
г) тетрадекан
- Основным компонентом природного газа является:
а) CH4
б)
в) H2
г) Ar
Задание №2.
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей схеме:
С4Н10 (крекинг) 🡪 Х1 (замещение) 🡪 X2 (реакция Вюрца)🡪 X3 (замещение) 🡪 2-нитробутан
Решение:
Задание №3.
Укажите уравнения реакций, протекающих в процессе двух вариантов крекинга углеводорода С6Н14.
Термический крекинг:
Каталитический крекинг:
4. Рефлексия содержания материала.
Ученики получают карточки, где им необходимо дополнить каждую указанную фразу:
- я смог…
- было интересно узнать, что…
было трудно…
осталось не понятным…
Занятие №2.
Реакции дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегалогенирования и дегидратации. Правило Зайцева.
Цель занятия: Систематизировать и закрепить знания учащихся о способах получения алкенов (олефинов) в промышленности и лаборатории.
Методы проведения занятия: словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер с презентацией, раздаточный материал, меловая доска.
1.Организационный момент.
2. Обобщение и дополнение сведений о способах получения углеводородов.
Учащиеся заполняют таблицу:
Название реакции: | Схема реакции: | Условия: |
| Δ, p. Kat = Pt, Ni, Cr2O3/Al2O3. | |
| Δ | |
| Δ | |
| H2SO4(к), t° > 140 °C |
Правило Зайцева: В реакциях дегидрогалогенирования и дегидратации водород отщепляется от наименее гидрированного (гидрогенизированного) атома углерода соседствующего с углеродом, несущим галоген или гидроксил.
3.Закрепление.
Задание №1.
По окончании выполнения упражнений учащиеся обмениваются с соседом по парте листами с заданиями и проверяют друг у друга ответы. Когда школьники закончат выполнять задание, учитель называет верное решение и учащиеся выставляют оценки за работу.
- Алкен образуется в результате:
А) взаимодействия 1,2-дихлорбутана с литием
Б) дегидроциклизации гексана
В) полного гидрирования алкина
Г) взаимодействия 1-бромбутана со спиртовым раствором щёлочи
Д) взаимодействия 2-бромбутана с водным раствором щёлочи
- Степень гибридизации атомов углерода в молекуле этена:
А) sp3
Б) sp2
В) sp
Г) sp2 и sp3
- Продуктом дегидратации гексанола-3 является:
А)
Б)
В)
Г)
- Этен можно получить дегидратацией:
А)
Б)
В)
Г)
Задание №2.
Укажите все возможные способы получения пентена-2. Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.
Решение:
1. Дегидрирование пентана.
2. Дегидратация пентанола-2 и пентанола-3.
3. Дегалогенирование, дегидрогалогенирование.
4. Каталитический крекинг октана.
Задание №3.
Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия реакций и названия продуктов.
а) Этан 🡪этен🡪бромэтан🡪пропан
б) Гексадекан🡪2-бромпропан (в несколько стадий).
4. Рефлексия содержания материала.
Ученики получают карточки, где им необходимо дополнить каждую указанную фразу:
- я смог…
- было интересно узнать, что…
было трудно…
осталось не понятным…
Занятие №3
Подведение итогов.
Цель занятия: Контроль знаний.
Методы проведения занятия: словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер с презентацией, раздаточный материал, мел, доска.
1.Организационный момент.
2.Подведение итогов предыдущих занятий.
Задание №1:
Э | Т | А | Н | О | Л | |||||||||||||||||||
Л | И | Г | Р | О | И | Н | ||||||||||||||||||
К | Р | Е | К | И | Н | Г | ||||||||||||||||||
Р | И | Ф | О | Р | М | И | Н | Г | ||||||||||||||||
Б | Е | Н | З | И | Н | |||||||||||||||||||
А | Л | К | А | Н | Ы |
1. Вещество, из которого реакцией дегидратации можно получить этен.
2. Фракция нефти, выделяемая в процессе перегонки. Получается между бензиновой и керосиновой фракциями. Практически полностью состоит из алканов.
3. Процесс расщепления нефтепродуктов, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле.
4. Процесс преобразования ациклических углеводородов в ароматические.
5. Топливо, качество которого можно характеризовать октановым числом.
6. Предельные углеводороды, из которых можно получить алкены путем крекинга.
Задание №2.
Заполните цепочки превращений. Запишите схемы реакций и укажите продукты.
1) 2-бром-2-метилпропан (+КОН (спирт. р-р) )🡪? (+Н2)🡪? (+Вr2 )🡪? (+Na)🡪 ?
2) Пропан🡪Пропанол-2 (В несколько стадий).
Задание №3.
«Химический диктант». Ученики записывают на листе бумаге цифры от 1 до 20. Учитель зачитывает определения и каждый ученик должен поставить «+» или «-» напротив номера каждого из утверждений.
1. Общая формула алкенов СnН2n. «+»
2. В молекулах алкенов присутствуют две двойные связи. «-»
3. Этин - важнейший представитель алкенов.«-»
4. Для алкенов характерны реакции присоединения. «+»
5. Алкены - это ненасыщенные углеводороды. «+»
6. Алкены являются сырьём для получения полимеров. «+»
7. Формула этена – C2H6. «-»
8. Алкены используются для сварки металлов. «-»
9. Этен получают дегидратацией пентанола. «-»
10.Бензин- смесь циклических углеводородов. «-»
11. Названия алкенов образуют с помощью суффикса – ин. «-»
12. Для алкенов характерны реакции полимеризации. «+»
13. Алкены горят с образованием СО2 и H2O. «+»
14. Общая формула алкенов СnН2n+2. «-»
15. Одним из способов переработки каменного угля является коксование. «+»
16. Алкены обесцвечивают раствор КМnО4 и I2. «-»
17. Все атомы углерода в молекулах алкенов находятся в sр-гибридном состоянии. «-»
18. В процессе каталитического крекинга образуются углеводороды с разветвленной цепью атомов углерода. «+»
19. Один из способов получения алкенов- гидрирование алканов.«-»
20. Перегонка нефти – исключительно химический процесс. «-»
Задание №4.
Укажите все возможные способы получения 2-метилпентена-2. Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.
Решение:
1. Дегидрирование 2-метилпентана
2. Дегидратация 2-метилпентанола-2 и 2-метилпентанола-3
3. Дегалогенирование, дегидрогалогенирование
4. Каталитический крекинг гептана
3. Рефлексия.
В конце темы учитель проводит рефлексию настроение учащихся на протяжении всей темы (учащийся должен поставить оценку от 1 до 10, где 1-очень плохое и 10 – отличное).
Так же учитель проводит рефлексию содержания занятий посредством устного опроса учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы
Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук...
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...
программа пропедевтического курса химии для 7 класса
данная программа создана для развития интереса учащихся к предмету химия...
Программа пропедевтического курса химии в 7 классе
Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...
Влияние занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы
В статье приводятся результаты мониторинга влияния занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы (с 2015 по 2021 учебный гг )...