Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
методическая разработка
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
Программа факультативного курса
для обучающихся 6-8 классов
«Мир звука и цвета»
(интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Автор:
Полчанова Екатерина
Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
I кв. категории
СТРЕЖЕВОЙ – 2016
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов
«Мир звука и цвета»
(интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Пояснительная записка
Все чаще мы сталкиваемся с тем, что обучающиеся средней школы слабо ориентируются в мире художественной культуры. Мы видим, что их эстетический вкус зачастую формируется бездуховной безвкусицей, предлагаемой современными средствами массовой информации.
Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало.
Приобщение ребенка к искусству можно достичь за счет интеграции различных видов искусства. Интегрированные уроки – уроки искусства – приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и живописи, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство – это неотъемлемая часть самой жизни.
Учитывая все вышесказанное, мною разработана система интегрированных уроков искусства «музыка – живопись», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями музыки и живописи.
Основная цель уроков искусства – становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное – любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и живопись.
Школьная практика показывает, что интегрированные уроки – уроки искусства – благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они, прежде всего на эмоциональное восприятие музыки и живописи, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и живописи, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, видеть живопись, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.
Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение живописи и музыки на всех этапах урока. Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию обучающихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках живописи с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому обучающемуся осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.
В соответствии с вышесказанным можно выделить основные цели и задачи учителя, планирующего интегрированный урок:
- Создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности обучающихся;
- Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на всех этапах обучения;
- Приобщение учеников к поисковой и исследовательской деятельности;
- Организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения.
Предложенная система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (музыки и живописи) разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.
Ведущее базовое понятие, которое определяет эстетическую проблему и структуру построения данного курса, - живопись и музыка в их взаимосвязи.
В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию школьников и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.
Предполагаемые результаты:
у обучающихся будут развиваться интерес к музыке и живописи, знания как музыкальных, так и художественных произведений; умение детей вести диалог, высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и живописи.
Программа рассчитана на 17 учебных часа для обучающихся 6 – 8 классов (0,5 часа в год).
Занятия проводятся в урочной форме. В обучении используются фронтальная и групповая формы работы с обучающимися.
Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, инсценировки, выполнение и защита проекта, презентации.
Содержание курса
№ п/п | Тема | |
Искусство живописи | Искусство музыки | |
1. | Введение. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды ИЗО. | Введение. Музыка как вид искусства. |
2. | Музыка и живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. Джорджоне «Сельский концерт». И.Левитан «Вечерний звон». А.Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». | |
3. | «Музыкальность» живописи. Д.Уистлер «Ноктюрн в голубом и серебряном». М.Чюрленис «Соната моря». | |
4-5 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Искусство колокольных звонов. Скоморохи – странствующие актеры и музыканты. | |
6. | Особенности русской культуры XVII века. Многообразные школы иконописи. Музыкальное творчество Н.Дилецкого и В.Титова. | |
7-8 | Просвещение и русское искусство. Классицизм в живописи (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский). Вершины храмовой хоровой музыки (М.Березовский, Д.Бортнянский). | |
9-10 | Русская культура XIX века. М.Глинка – родоначальник классической национальной оперы. Творчество О.Кипренского, К.Брюллова. «Могучая кучка» (М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков). | |
11. | Культура на рубеже веков. Творчество А.Бенуа. Символизм А.Скрябина. Поздний романтизм в музыке С.Рахманинова. | |
12. | Свадебный обряд в искусстве. П.Федотов «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Ф.Мендельсон «Свадебный марш». Ф.Журавлев «Перед венцом». Е.Честняков «Свадьба». | |
13. | Образ метели в музыке и живописи. Г.Свиридов «Тройка». В.Серов «Зимой». С.Жуковский «Зимний вечер». | |
14. | Человек и народ в искусстве. В.Суриков «Боярыня Морозова». Опера М.Мусоргского «Борис Годунов». | |
15. | Тема материнства в мировом искусстве. Рафаэль «Сикстинская мадонна». Пикассо «Мать и дитя». С.Герасимов «Мать партизана». П.Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом». Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно..?». А.Пурилев романс «Матушка-голубушка». | |
16. | Родная природа в произведениях композиторов и художников. Творчество И.Левитана, И.Шишкина, В.Поленова. П.И.Чайковский «Времена года». Вивальди «Времена года». | |
17. | Тема войны в искусстве. В.Верещагин «Апофеоз войны». К.Васильев «Нашествие» и др. Д.В.Тухманов «День Победы». «На безымянной высоте» (В.Баснер-М.Матусовский), «Мы за ценой не постоим» (Б.Окуджава), «Священная война» (А.Александров-В.Лебедев-Кумач). |
Список рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся:
- Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.
- Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. – М., 1991.
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
- Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М., 1966.
- Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
- Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
- Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. – М., 1981.
- Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М., 1993.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
- История русского искусства/Под ред. И.А. Бартенева. – М., 1987.
- История и религия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск, 1995.
- Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
- Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М., 1982.
- Шпикалова Т.А. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. – М., 1979.
- Унковский А.А. Цвет в живописи: МГЗПИ, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"...
Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)
Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».
Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования бетти Эдвардс. Методика правополушарн...
Интегрированное занятие изобразительного искусства и музыки в рамках проведения "Дня открытых дверей! для будущих первоклассников по теме: "Рождество"
Материал подготовлен для детей 5-7 лет....
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе...