РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Практический курс речеведения»

(общеинтеллектуальное направление)

для 9 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 17

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_kurs_rechevedeniya2019-20.docx160.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Практический курс речеведения»

(общеинтеллектуальное направление)

для 9 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 17

                Составитель: Петрова А. И.,
                                                                                        учитель русского языка и литературы
                                                                           МБОУ гимназии г. Советский

  1. Пояснительная записка.

Практическая значимость курса «Практический курс речеведения» 

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

         Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,

- совершенствовать речевую практику учащихся;

- совершенствовать навык работы с тестами.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю во 2 полугодии. Общее количество часов за год обучения составляет 17 часов.

2.Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета   «Русский язык».

Предметные результаты

  1. знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
  2. умение давать характеристику основным стилям русского языка;
  3. знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).
  4. знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.
  5. приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;

В результате изучения материалов программы обучающиеся 9 класса научатся:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владеть разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  •  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватно воспринимать  на слух текстов разных стилей и жанров; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

3.Содержание программы курса

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение: основные требования к творческой работе, структура, понятие тезиса, умение формулировать его, аргумент, способы введения аргументов, выводов. Обучающее сочинение-рассуждение  

2

Практикум, развитие речи

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов.

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения – рассуждения

Текст, основная мысль, структура текста. Функциональные стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, их особенности. Типы речи: описание повествование, рассуждение. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов.

Средства выразительности речи

Средства выразительности речи, эпитеты, метафоры, омонимы, сравнения, синекдоха, анафора, градация. Лингвистический анализ публицистического текста. План анализа публицистического текста

1

Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов.

Текст. Виды связи предложений в тексте

Текст. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте: повторы, однородные слова, союзы, местоимения, указательные слова, описательные обороты, Сочинение-рассуждение о русском языке  

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение, контроль

Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осваивают правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Тема текста, тема и рема, заголовок текста. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции Оформление работы

2

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов.

Рецензирование и редактирование творческих работ

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста: структурирование, преобразование, интерпретация  

2

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов

Типы ошибок. Исправление недочетов

Типы ошибок, исправление недочетов; оценка утверждений, сделанных в тексте, определение доводов, исходя из собственного представления о мире

1

Работа над ошибками, коллективное обсуждение

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся, оценка содержания и формы текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)

1

Рецензирование, редактирование, работа над ошибками

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов

Лингвистический анализ художественного текста.

Лингвистический анализ художественного текста; соответствие между частями текста и его основной мыслью, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.

2

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов

4.Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата /план

Дата /факт

1.

Ведение. Сочинение-рассуждение. Основные требования к работе

1

15.01.20

2

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. 9.1.

1

22.01.20

3

Текст. Стили речи. Типы речи.

1

29.01.20

4

Композиция сочинения-рассуждения.

1

05.02.20

5

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

1

12.02.20

6

Средства выразительности речи.

1

19.02.20

7

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

26.02.20

8

Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.

1

04.03.20

9

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. 9.2.

1

11.03.20

10

Тема текста.

1

18.03.20

11

Корректное изложение собственного мнения по проблеме.

1

01.04.20

12

Аргументы. Оформление работы.

1

08.04.20

13

Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы.

1

15.04.20

14

Типы ошибок, их исправление. Предупреждение логических и речевых ошибок.

1

22.04.20

15

Редактирование творческой работы на основе примеров.

1

29.04.20

16

Как выполнить лингвистический анализ текста

1

06.05.20

17

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. 9.3.

1

13.05.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе5а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...