РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Практический курс речеведения»
(общеинтеллектуальное направление)
для 9 классов
(основное общее образование)
Количество часов: 17
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_kurs_rechevedeniya2019-20.docx | 160.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Практический курс речеведения»
(общеинтеллектуальное направление)
для 9 классов
(основное общее образование)
Количество часов: 17
Составитель: Петрова А. И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
- Пояснительная записка.
Практическая значимость курса «Практический курс речеведения»
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю во 2 полугодии. Общее количество часов за год обучения составляет 17 часов.
2.Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
- умение давать характеристику основным стилям русского языка;
- знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).
- знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.
- приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;
В результате изучения материалов программы обучающиеся 9 класса научатся:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
3.Содержание программы курса
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности | ||
Сочинение-рассуждение. | Сочинение-рассуждение: основные требования к творческой работе, структура, понятие тезиса, умение формулировать его, аргумент, способы введения аргументов, выводов. Обучающее сочинение-рассуждение | 2 | Практикум, развитие речи | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | ||
Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения – рассуждения | Текст, основная мысль, структура текста. Функциональные стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, их особенности. Типы речи: описание повествование, рассуждение. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы | 3 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | ||
Средства выразительности речи | Средства выразительности речи, эпитеты, метафоры, омонимы, сравнения, синекдоха, анафора, градация. Лингвистический анализ публицистического текста. План анализа публицистического текста | 1 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | ||
Текст. Виды связи предложений в тексте | Текст. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте: повторы, однородные слова, союзы, местоимения, указательные слова, описательные обороты, Сочинение-рассуждение о русском языке | 3 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение, контроль | Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осваивают правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения | ||
Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы | Тема текста, тема и рема, заголовок текста. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции Оформление работы | 2 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | ||
Рецензирование и редактирование творческих работ | Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста: структурирование, преобразование, интерпретация | 2 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | ||
Типы ошибок. Исправление недочетов | Типы ошибок, исправление недочетов; оценка утверждений, сделанных в тексте, определение доводов, исходя из собственного представления о мире | 1 | Работа над ошибками, коллективное обсуждение | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | ||
Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся | Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся, оценка содержания и формы текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) | 1 | Рецензирование, редактирование, работа над ошибками | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | ||
Лингвистический анализ художественного текста. | Лингвистический анализ художественного текста; соответствие между частями текста и его основной мыслью, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. | 2 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов |
4.Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата /план | Дата /факт |
1. | Ведение. Сочинение-рассуждение. Основные требования к работе | 1 | 15.01.20 | |
2 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. 9.1. | 1 | 22.01.20 | |
3 | Текст. Стили речи. Типы речи. | 1 | 29.01.20 | |
4 | Композиция сочинения-рассуждения. | 1 | 05.02.20 | |
5 | Критерии и нормативы оценки творческой работы. | 1 | 12.02.20 | |
6 | Средства выразительности речи. | 1 | 19.02.20 | |
7 | Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 26.02.20 | |
8 | Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. | 1 | 04.03.20 | |
9 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. 9.2. | 1 | 11.03.20 | |
10 | Тема текста. | 1 | 18.03.20 | |
11 | Корректное изложение собственного мнения по проблеме. | 1 | 01.04.20 | |
12 | Аргументы. Оформление работы. | 1 | 08.04.20 | |
13 | Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы. | 1 | 15.04.20 | |
14 | Типы ошибок, их исправление. Предупреждение логических и речевых ошибок. | 1 | 22.04.20 | |
15 | Редактирование творческой работы на основе примеров. | 1 | 29.04.20 | |
16 | Как выполнить лингвистический анализ текста | 1 | 06.05.20 | |
17 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. 9.3. | 1 | 13.05.20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 · Программа разработана на основе Федерального компонента госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе5а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...