2. Методическая разработка урока литературы в 8 классе «Объекты сатиры в произведениях писателей конца XIX — начала XX века. М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи. Понятие сатиры»;
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе по ФГОС 3 поколения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Объекты сатиры в произведениях писателей конца XIX — начала XX века. М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи. Понятие сатиры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Цель: приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора.
Задачи:
Образовательные:
- углубить знания обучающихся о сатире и юморе;
- раскрыть содержание понятий комическое, сарказм, ирония;
- закрепить и расширить знания о приемах создания комического;
- познакомить с фактами биографии и творческой деятельности Н. Тэффи и М. Зощенко;
- определить художественное своеобразие рассказов А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко;
- познакомить с жанром «моноспектакль»;
- вспомнить требования выразительного чтения.
Развивающие:
- развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний);
- развивать интерес к учению и художественному слову.
Воспитательные:
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: видеозапись моноспектакля А. Филиппенко.
Предварительная подготовка: прочитать рассказы А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко (по выбору). Задания по группам (рассказ о биографии А. Аверченко, Н. Тэффи, анализ рассказов по плану). Индивидуальное задание (рассказ о биографии М. Зощенко).
Ход урока
- Организационный момент (1 минута)
- Актуализация знаний (2 минуты)
- Что такое юмор и сатира? Чем они отличаются?
Юмор – особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Примеры юмора в литературе: Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (народно-праздничный смех), «Нос» (причудливый гротеск), «Шинель» (грустный юмор).
Сатира – особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Примеры сатиры в русской литературе: М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
3. Целеполагание (2 минуты)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (формулирование темы урока)
- Всегда ли вам удается понять юмор, когда вы читаете юмористическое произведение?
- Какая цель нашего урока? (формулирование цели урока)
- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? (определение задач)
4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)
Проблемная ситуация
- Сатира и юмор – это виды комического. А знаете ли вы еще какие-либо виды комического?
Комическое (от греч. komikos — весёлый, смешной) – смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.
Ирония – приём, при котором слово или высказывание приобретают в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению, либо отрицающий его или ставящий под сомнение. Примеры иронии в русской литературе: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей» («Ты всё пела? Это – дело…»).
Сарказм (от греческого sarkadzo — рвать, терзать) – особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. Примеры сарказма в русской литературе: А. С. Грибоедов «Горе от ума» («Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! // Там моську вовремя погладит, // Тут в пору карточку вотрет, // В нем Загорецкий не умрет»).
- Для создания комического эффекта писатели используют различные приёмы. Перечислим их (учитель приводит примеры, учащиеся называют приём).
Пример: вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным (Гипербола – преувеличение).
Гротеск – литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Пример, «горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы», «юные старики», «слышно, как молчит тишина», «звучащая философия» (Оксюморон (оксиморон; др.-греч. буквально – остроумная глупость) – стилистическая фигура, или стилистическая ошибка – сочетание слов с противоположным значением).
Слово учителя о сатире в отечественной литературе XX века
Сатира в отечественной литературе XX века пережила годы бурного расцвета и, по выражению одного из критиков, «ледниковый период». Первый взлет ее – прежде всего журналистики – произошел в начале века после издания в ноябре 1905 года «Временного положения о русской печати и свободе слова». Отменялась любая предварительная цензура. Разрешалось открывать собственные газеты и журналы. В 1905–1907 годах в стране выходило более трехсот сатирических и юмористических изданий. «Бич», «Плеть», «Скорпион», «Пулемет», «Жупел», «Пощечина» – в названиях отражалось активное желание обличать, клеймить, жалить. Многие, если не большинство этих изданий, оказались недолговечными и не оставили никакого следа в истории литературы. Однако среди журналов-однодневок существовал блестящий образец сатирического издания – журнал «Сатирикон», собравший под своей крышей многих талантливых авторов: А. Аверченко, Н. Тэффи, Сашу Черного, А. Бухова и др.
Главным рупором сатиры и юмора Санкт-Петербурга того времени становится журнал «Сатирикон». Первый номер выходит 1 апреля 1908 года. В нём печатают работы лучших сатириков и юмористов.
Вторым по счёту главным редактором «Сатирикона» выступает журналист и писатель Аркадий Аверченко. Местная интеллигенция его называет не иначе, как «король смеха». Он пишет сатирическую прозу, отображающую жизнь России в эпоху трёх революций. Свой талант сатирика автор в полной мере раскрывает в сборниках: «Рассказы для выздоравливающих» (1907),«Круги по воде» (1912), «О маленьких – для больших» (1916) и другие.
Ещё одна яркая представительница сатирической литературы – Надежда Лохвицкая, писавшая под псевдонимом Тэффи. За её искрометные фельетоны о русской жизни вели борьбу газеты и журналы. Следуя традиции Чехова, она выявляет, систематизирует и коллекционирует типы человеческих личностей.
С большой изобретательностью Тэффи использует комические приёмы. Писательница находит способ соединить смех и слёзы, добродушную иронию и сатиру, улыбку и трагическое видение мира.
Михаил Зощенко продолжает традиции Гоголя, Лескова и раннего Чехова. В произведениях он разоблачает нравы городских обывателей, пошлость, скудоумие и духовную нищету. Все персонажи рассказов Зощенко – мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям.
Во все времена сатира является признаком силы искусства и инструментом сохранения адекватности и независимости взглядов. Ироничные, острые, едкие и смешные произведения, написанные сатириками в 20—30-х годах XX столетия, живы и не утратили своей ценности до сих пор.
5. Первичная проверка понимания
А. Аверченко
- Биография писателя (кратко).
Аркадий Аверченко (1880–1925) — российский писатель, который писал прозу в юмористическом жанре. Известен благодаря таким книгам, как «Весёлые устрицы», «Рассказы (юмористические)». Знаменитые литературные критики отмечали связь творчества писателя с традициями Марка Твена. Аркадий Аверченко, биография которого свидетельствует о его большом успехе у читателей, заслужил звание «короля русского смеха».
- Анализ рассказа «Бал у графини Х…»
«Бал у графини Х…» из четырёх частей. При этом вторая и третья состоят лишь из одного предложения: «Так романисты писали раньше». И «А вот так романисты должны писать теперь…». В этом лаконизме читается вложенная автором мысль об отсутствии свободы в новом общественном строе России и невозможности уже что-то изменить.
В первой и четвёртой частях произведения автор использует приём антитезы. Жизнь, которая была раньше, противопоставляется той, что теперь: бальная зала – бальный сарай; платье из серебристого фая – платье из зелёного ситца; бриллиантовое колье – колье из кусочков каменного угля и другие.
В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение правильных пропорций. В рассказе мы выделяем это несоответствие между желаемым и действительным, видим смешение лексики разных речевых стилей: «изящные фраки из мучных мешков», «лорнируя графиню в осколок пивной бутылки», «граммофон хрипло заревел какой-то упоительный вальс». Представляемая картина напоминает театр абсурда: «… танцующие сняли ботинки, чтобы зря не трепать подмёток…».
Используя жанровую форму сказки, Аверченко противопоставляет настоящее и прошлое. Старая жизнь – это почти миф, добрая сказка, которая когда-то была реальностью. После прихода к власти большевиков в произведениях писателя звучит боль о потере исторической памяти у нового поколения.
Н. Тэффи
- Биография писателя (кратко).
Тэффи (1872–1952) — русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась дворянка Надежда Александровна Лохвицкая — женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II. Тэффи, биография которой полна интересных фактов, оставила большой след в культуре ХХ века.
- Анализ рассказа «Жизнь и воротник» по плану.
1. Понравился ли вам рассказ «Жизнь и воротник» Тэффи?
Рассказ Тэффи мне понравился стремительным развитием необычного сюжета. Можно рассматривать его как предостережение: не гонитесь за внешним эффектом, не отказывайтесь от своего внутреннего мира в угоду моде или ожиданиям окружающих. Хоть рассказ и считается юмористическим, мне жаль безвольную Олечку, семью которой разрушил какой-то воротник.
2. Реалистична ли ситуация в рассказе?
Если воспринимать воротничковую жизнь, поглотившую Олечку, не как фантастику, а как аллегорию, то ситуация вполне реалистична. Автор хочет обратить внимание на то, что человек в погоне за приобретениями теряет смысл жизни. В обществе потребления нас окружает множество соблазнов, всегда хочется соответствовать статусу и иметь престижные вещи. Важно при этом не стать рабом вещей, как это случилось с героиней рассказа.
3. На чем основывается юмор рассказа?
Юмор рассказа основан на нелепости ситуации, когда покупка симпатичного воротничка привела Олечку к супружеской измене. В основе сюжета лежит градация, и читатель не ожидает, как далеко заведёт героиню воротничковая жизнь. В основе оригинального образа воротника лежит олицетворение. Комично, что Олечка разговаривает с воротником, спрашивает его, почему он толкает её на распутство. В последнем эпизоде одушевлённость воротника достигает максимума: он отвечал и хихикал за свою хозяйку.
Из заголовка рассказа и первого предложения текста следует и проблемный вопрос произведения: человек сам управляет своей жизнью или позволяет это делать вещам, рабом которых он становится.
Олечка Розова – главная героиня рассказа. Значение этого имени не случайно: Ольга – святая. Но оценочный суффикс -ечк- добавляет иронию в звучание имени.
О ней нам известно, что она «три года была честной женой честного человека», «характер имела тихий, застенчивый», «на глаза не лезла», «мужа любила преданно», «довольствовалась скромной жизнью».
Место действия рассказа – Москва, так как в тексте упоминается Гостиный двор – это торговые ряды в Москве.
Время действия: предположительно конец XIX – начало XX века. Так как
в тексте упоминается «омнибус», мануфактурный магазин, в витрине которого Олечка видит воротничок. Олечка «обстригла волосы, стала курить», что становится модно именно в конце XIX – начале XX века, это влияние эмансипации.
Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» юмористический.
Задача урока – понять, какие художественные средства выразительности и приёмы использует автор, чтобы достичь юмористического эффекта.
В центре повествования недостатки и слабости человека, негативная оценка пороков общественного значения отсутствует, поэтому мы говорим об этом произведении как о рассказе юмористическом.
Юмористического эффекта в произведении позволяет достичь такое художественное средство, как деталь. В данном случае это воротник, художественный образ-символ соблазна.
Выберите действия, которые совершает эта «вещица». Поместите их справа, а действия, которые совершает Олечка, поместите слева.
«Вещице», по словам автора, «крахмальной дряни», приписываются действия, которые могло бы совершать живое существо.
Выберите средство выразительности, которое используется автором для создания художественного образа воротника.
Мы видим, что действия Олечки становятся всё более вызывающими, эпатажными.
Выберите средство выразительности, которое используется автором для создания комического эффекта слабости Олечки перед лицом соблазна.
Таким образом, в системе образов рассказа центральное место занимает вовсе не Олечка, а «вещица», то есть воротник».
В заголовок рассказа автор выносит два слова «Жизнь и воротник».
Расположите в хронологическом порядке слова, которые являются средством характеристики жизни и изменения судьбы главной героини.
Когда-то скромная жизнь Олечки превращается в странную, а затем и в воротничковую. Использование этих эпитетов в тексте тоже создаёт комичный эффект, показывает её бессилие перед вещью.
Для создания комического эффекта автор использует и стилистические фигуры.
Например, риторический вопрос: «Не останавливаться же на полпути?» и риторическое восклицание: «Со студентом болталась!», «Профукала!», «Эх, жизнь!».
Рассказ как начинается, так и заканчивается авторским словом. Риторическое восклицание здесь наполнено множеством чувств: сожаление, сомнение, упрёк.
Олечка «купила безобразный полосатый диван».
Здесь можно говорить о свойственной литературе этого периода тенденции к иронии над мещанством, ограничивающим человека в интеллектуальном плане. Диван становится пределом стремлений Олечки. Это символ примитивности, пошлости и даже глупости главной героини.
Таким образом, главная идея юмористического рассказа Тэффи – это протест против власти вещи над человеком.
Рассказ Тэффи актуален.
Вспомним современную погоню за обладанием модными вещами, гаджетами. Смартфон – плёнка – чехол – сэлфи-палка …
Вопросы классу:
- Какие рассказы вы прочитали?
- Какой рассказ вам особенно запомнился? Почему?
- Какие рассказы можно назвать сатирическими? Юмористическими? Почему?
- Какие приемы использует автор для создания комического эффекта?
Индивидуальное задание: М. Зощенко – писатель-сатирик. Биография. Особенности сатиры Зощенко.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 минуты)
- Чем юмор отличается от сатиры?
- Каких писателей-сатириков XX века вы запомнили?
- В чем особенность моноспектакля?
- Смех – дело серьезное?
8. Домашнее задание . М. Зощенко «Аристократка»
#1055;исьменно ответьте на вопросы:
1) Составьте план рассказа «Жизнь и воротник». 2) Реалистичная ли ситуация в рассказе «Жизнь и воротник»? Может ли в действительности человек зависеть от какой-либо вещи?
3) Составьте план рассказа «Бал у графини Х…», определите тему и основную мысль.
2. Прочитать рассказ О.Генри "Сила печатного слова"
9. Рефлексия (2 минуты)
- Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
- Что бы вам хотелось еще узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...

Методическая разработка урока литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова "Левша"
Урок проводится в форме исследования. Является одним из серии уроков по произведению Н.С. Левша....

Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....