Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в пятом классе.
Учитель: Куликовская Е.А.
Тема урока: «Активизация познавательной деятельности учащихся пятого класса с помощью организации групповой работы на уроке литературы по теме «Образ ПАРУСА как символ МЕЧТЫ в русской художественной литературе».
Тип урока: 1) заключительный урок в системе уроков литературоведческого анализа рассказа К.Г.Паустовского «Парусный мастер»; 2) урок внеклассного чтения по повести А.Грина «Алые паруса».
Вид урока: работа по группам.
Оформление и материал: 1) иллюстрации художников к анализируемым литературным произведениям; 2) иллюстрации учащихся как реализация домашнего задания; 3) тексты произведений (прочитанные прозаические и выученное наизусть для выразительного чтения стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»); 4) видеоэпизоды из к/ф «Алые паруса» (реж. А.Птушко); 5) звукозапись романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова.
Цели урока: 1) обучение сравнительному анализу; 2) активизация индивидуальной мыслительной деятельности учащихся; 3) создание литературоведческих основ для изучения символизма в культуре России начала двадцатого века; 4) активизация творческой деятельности учащихся для написания домашнего сочинения.
Эпиграфы: Белеет парус одинокий...
М.Ю.Лермонтов.
Хочу приохотить людей до парусного дела.
К.Паустовский.
Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
А.Грин.
Ход урока:
1). Беседа.
-Попробуем представить себе море...
-Какие образы возникли перед вами?
-А что такое ОБРАЗ в литературе?
-Какой Образ можно назвать СИМВОЛОМ?
ОБРАЗ — явление, творчески воссозданное в художественном произведении (образ Герды, образ паруса...) СИМВОЛ — самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни (сова — символ мудрости, лев — символ силы). |
2). Работа по группам.
Отвечая на вопросы по тексту, каждая группа делает свой вывод о том, символом чего является ПАРУС в анализируемом группой произведении. Ответы оформляются в общую таблицу.
Вопросы для групп.
М.Ю.Лермонтов «Парус» (1832 г.)
-О чём это стихотворение?
-Какие картины возникли перед вами при чтении каждой строфы?
-Найдите цветовые эпитеты. Какова их роль?
-Почему автор говорит «одинокий»?
-Почему поэт говорит о парусе как о живом существе?
-Символом чего становится парус?
А Грин «Алые паруса» (1917-1918 гг.)
-Похожа ли жизнь Ассоль на сказку?
-О чём мечтает Ассоль после встречи с Эглем?
-О чём, по мнению Ассоль, думает каждый человек?
-О чём в детстве мечтал Грей? Почему его мечта осуществилась?
-Случайно ли название шхуны Грея? В чём секрет героя?
-Почему Грей осуществил мечту Ассоль?
-Символом чего является парус в феерии А.Грина?
К.Г. Паустовский «Парусный мастер» (1937 г.)
-О чём мечтает парусный мастер?
-Какие сравнения использует автор в описании парусов? Почему?
-Почему парусный мастер просит упомянуть его имя в титрах?
-Какие слова режиссёра самые обидные?
-Что сближает моряка с серебряными нашивками, толстого пассажира и режиссёра?
-Почему парусный мастер всегда находится в замкнутом пространстве (автобусе, номере гостиницы, кубрике)?
-Верите ли вы, что Фёдору Марченко удастся «приохотить людей до парусного дела»?
Символом чего становится парус в рассказе К.Г.Паустовского?
3). Выводы.
М.Ю.Лермонтов «Парус» | А.Грин «Алые паруса» | К.Паустовский «Парусный мастер» |
ПАРУС как символ МЕЧТЫ | ПАРУС как символ воплощённой МЕЧТЫ | ПАРУС как СИМВОЛ мечты о красоте |
ОБРАЗ ПАРУСА ВРШЁЛ В РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ КАК СИМВОЛ МЕЧТЫ
4). Завершаем урок словами К.Паустовского об А.Грине, таким образом подчёркивая сверхзадачу — воображение, мечта помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести, потери, неудачи нести свет надежды и веры в человека:
«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить».
5). Домашнее задание: 1) выучить определения ОБРАЗа и СИМВОЛа; 2) написать сочинение-рассуждение (7-10 предложений) по вопросу о своём согласиии или несогласии с мнением А.Грина и К.Паустовского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330164-1383160067.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555185-1419280686.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-629946-1634971614.jpg)
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/05/picture-222745-1433491022.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-746351-1582059723.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/18/picture-1297458-1647634144.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....