МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век
9 класс
тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 918 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век
тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Учителя истории
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498,
Невского района,
Санкт – Петербурга,
КУКОВЯКИНА АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВИЧА,
высшая квалификация.
Авторская справка
Фамилия, имя, отчество автора | Куковякин Александр Юрьевич |
Название статьи | Методическая разработка урока по истории России. Тема урока: «Политическая система Российской империи начала ХХ века. Особенности политического процесса. » |
Номер темы (обязательно) | |
Количество страниц | 10 |
Место работы (полное название учреждения, без сокращений) | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 498 Невского района Санкт - Петербурга |
Должность | Учитель истории |
Ученая степень, ученое звание | нет |
Место учебы | нет |
Телефон домашний | 367-87-98 |
Почтовый адрес (по нему будет выслан сборник) с указанием индекса | 192174, г.Санкт –Петербург, ул. Седова, д.106, кв.4 |
Телефон мобильный | 8-911-175-83-07 |
Alexky1960@mail.ru |
Тема урока: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСИЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Цели урока: охарактеризовать внутриполитическую деятельность императора Николая и царского правительства, определить причины зарождения социальных противоречий во внутренней, внешней политике и обществе.
Тип урока: комбинированный с элементами моделирования и использования ИКТ.
Оборудование: учебник, тетради, ИКТ.
ПЛАН УРОКА:
1.Император Николай II
2.Высшие и центральные государственные органы власти.
Органы местного самоуправления. Государственные символы.
3.Деятельность В.К.Плеве, С.Ю.Витте и П.Д.Святополк - Мирского.
Основные понятия: модернизация, сословие, индустриальное общество, государственные символы, автономия, меценатство, абсолютизм, самодержец «Зубатовский социализм».
Вводное слово учителя:
Учитель дает общую характеристику царствования Александра III. Напоминает материал , вместе с учащимися, о вступлении Николая II на престол.
«Напоминаю, что на протяжении ХХ в. в нашей стране изменялось отношение общественного мнения к последнему российскому императору. Сейчас встречаются различные оценки его деятельности и личности».
Ход урока:
- Император Николай II – «хозяин земли русской».
Организуется просмотр DVD «Росси́йская импе́рия. Проект Леони́да Парфёнова» и электронного справочно-энциклопедического и образовательного мультимедиа-издания на CD-ROM и DVD «Кирилл и Мефодий»: «Николай II»
Предварительное задание:
- Определите, какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на государственные дела? Как вы оцениваете это влияние?
Дополнительный материал для учителя:
Внутренняя политика: император Александр III скончался в октябре 1894 г. и на престол вступил его сын Николай II (р. 6 мая 1868 в день Иова Многострадального – обречен на неудачи и мучения. Красив, хорошо сложен, маленький рост – 170, получил домашнее образование, хорошо владел иностранными языками, идеальный семьянин, сдержан, воспитан, не любил Петра I)
Русское общество ожидало от молодого монарха поворота на путь либеральных реформ, но на приеме в январе 1895 г. депутатов от земства Николай II произнес слова с осуждением « бессмысленных мечтаний» об участии представителей земства в управлении государством – « Пусть все знают, что я посвящая все свои силы благо народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель»
Вопрос учащимся: Какое впечатление вызвала речь императора у депутатов от Земства?
Речь молодого царя вызвала разочарование – раскол между верховной властью и либералами, использование армии для подавления народа, проведение незначительных реформ в рабочем вопросе.
Задание учащимся: Определить и заполнить таблицу о целях внутренней политики императора Николая II.
Цели внутренней политики императора Николая II
Сферы | Цели |
Социально- политическая | 1.Сохранить незыблемость самодержавия 2.Сохранить сословную систему организации общества. 3.Удовлетворить требования консервативного дворянства как опоры власти. 4.Решить аграрно-крестьянский вопрос для расширения социальной опоры власти. 5.Проводить «попечительскую политику» в отношении рабочих и крестьян для предотвращения конфликтов между различными социальными группами общества. 6.Обеспечить стабильность в развитии общества. 7.Покончить с революционным движением. |
Экономическая | 1.Преодолеть экономический кризис (1900-1903г.) и обеспечить дальнейший подъем всего хозяйства. 2.Укрепить государственный бюджет на основе введения винной монополии (1894.), денежной реформы (1897.), изменения налогового обложения(увеличение косвенных налогов). 3.Обеспечить развитие государственно -монополистического капитализма, проведение протекционной политики в национальной промышленности и подчинение частных ж/д казне. 4. Сохранить активный внешнеторговый баланс. |
Задание учащимся: Определить вывод в целях внутренней политики императора Николая II | |
Вывод | |
Неспособность правительства решить важнейшие социально – экономические и политические вопросы привели к развитию революционного движения и общенационального кризиса. |
2.Высшие и центральные государственные органы власти.
Органы местного самоуправления. Государственные символы.
Работа с документом
Задание:
Используя извлечения из Свода Основных Государственных Законов Российской империи (1892г.), определите понятие «самодержец» и составьте схему: «Высшие и центральные государственные органы власти.
Органы местного самоуправления.»
Политический строй.
Государственный строй – абсолютная монархия.
Высшие органы власти | император | |||||||||||||||||||||||
Государственный Совет (законосовещательный орган) | Сенат (высший судебный орган) | Совет Министров (совещательный орган под председательством Царя) | Комитет министров | Императорская канцелярия | Святейший Синод (орган по управлению Русской православной церковью) | |||||||||||||||||||
Центральные органы власти | Комитеты Комиссии, департаменты | Департаменты | Министерства (важнейшее министерство внутренних дел) | 5 отделений | церковь | |||||||||||||||||||
Местные органы | Губернатор | Губернская Земская управа | ||||||||||||||||||||||
Губернское правление | Канцелярия губернского правления | Избрана губернским Земским собранием |
Государственные символы.
Организуется просмотр CD-ROM электронного справочно-энциклопедического и образовательного мультимедиа-издания «Кирилл и Мефодий».
Учитель рассказывает исторические корни зарождения российской символики и государственных символов.
Государственный герб: герб был 3 видов:
большой, средний и малый – они соответствовали трем видам императорского титула и государственной печати.
Герб представлял собой черного двуглавого орлана красном щите, коронованного царскими и императорской коронами которые соединены Андреевской лентой, на груди щит с изображением герба Московского царства –«Георгия Победоносца», вокруг щита цепь ордена «Андрея Первозванного», на крыльях щиты с изображением важнейших губерний (Киевская, Владимирская, Новгородская) и царств(Казанское, Сибирское, Астраханское), царства Польского, княжества Финляндского, царств Северного Кавказа, царства Таврического. В лапах орел держит скипетр и державу.
Государственный гимн: с 1833 «Боже царя храни» написанный композитором А.Ф.Львовы, и поэтом В.А.Жуковским (включить фонограмму)
Государственные символы: Щит, меч и шлем князя Александра Невского
Государственное знамя: Золотое полотнище с изображением Государственного ора и всех гербов, помещенных на Большом гербе. Древко, кайма и бахрома имели черный, белый и желтый цвета и увенчано золотой державой – золотым орлом. На Андреевских лентах указаны даты: 862 - основание Древнерусского государства, 988 - крещение Руси, 1497 – принятие царского титула, 1721 – принятие императорского титула.
чёрно-жёлто-белый введен Александром II в 1858 г.
чёрный –цвет государственного орла;
золотой-цвет Православия;
белый- вечности и чистоты.
Бело-синее-красный введён Алксандром III в 1883 г. Белый- цвет свободы и независимости; Синий –цвет Богородицы ; Красный –цвет державности.
3.Деятельность В.К.Плеве, С.Ю.Витте и П.Д.Святополк - Мирского.
Форма работы – политическое моделирование. Основываясь на основных идеях В.К.Плеве, С.Ю.Витте, П.Д.Святополк – Мирского. Класс делится на 3 рабочие группы и используя первоисточник, должны смоделировать, представить вероятные пути развития России и попытаться их оценить. (Работа в течении 3-5 мин.), По итогам защиты проекта заполняется таблица.
Деятельность В.К.Плеве, С.Ю.Витте, П.Д.Святополк – Мирского
разные взгляды на перспективы развития России.
деятель | Мероприятия |
Сергей Юльевич Витте (1849-1915) реформатор. Министр финансов и председатель Совета министров в 1905-1906г.;инициатор винной монополии (1894.),денежной реформы (1897.),строительства транс -сибирской магистрали, предлагал провести крестьянскую реформу, отказавшись от общины; подписал Портсмутский мир (1905); автор Манифеста 17 октября 1905. | Индустриализация страны за 10 лет – экономическая и политическая задача; Накопление средств для социальных Реформ; развитие с/х; замена власти дворян властью буржуазии поможет Догнать передовые страны. Источники индустриализации: 1.иностранные займы. 2.рубль-самый устойчивый в мире, золото, конвертируемый.(в 1895-1897 гг. проведена денежная реформа- девальвация рубля на 1/3, введен свободный обмен кредитных билетов на золото.) 3.1897 г.-государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков. 4.железнодорожное строительство – двигатель экономики(развитие новых отраслей промышленности и районов.) 5.протекционисткая политика- ограждение российской буржуазии от иностранных конкурентов (1891-повышены пошлины на ввоз железа, машин, химтоваров, хлопка – увеличение цен на них российскими монополистами – образование российских монополий в отраслях.) 6.необходимость уничтожения крестьянской общины- тормоза прогресса. |
Вячеслав Константинович Плеве (1846-1904) консерватор. 1902-1904 – министр внутренних дел, шеф корпуса жандармов. Убит эсером Е.Сазоновым | 1.необходимость управлять общественным мнением, а не следовать за ним, отстоять самобытность России. 2.сохранение крестьянской общины(манифест 1903 о неприкосновенности общинного строя крестьянского землевладения.) 3.вдохновитель антисемитского курса правительства (еврейские погромы) 4.инициатор «маленькой победоносной войны» - недовольство правительством превратить в ненависть к врагу. |
Петр Данилович Святополк-Мирский (1857-1914)либерал.1904-1905 министр внутренних дел. | 1.доверие между властью и обществом - решающее условие государственной политики – сотрудничество власти с земством – важное условие царствования.( в ноябре 1904 предложил Николаю II ввести в ГосСовет выборных из земств и дум; создать Земства по всей стране; издать Законы о правах евреев; расширить права старообрядцев; уравнять крестьян в имущественных правах с другими сословиями – предложения отвергнуты, отправлен в отставку.) |
Домашнее задание: параграф № 3, По итогам защиты проектов заполнить таблицу и определить, сторонником какой политики был император Николай II.
Список использованной литературы:
1.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX-XX вв. Часть 2 (CDpc) Издательство: Кирилл и Мефодий
Серия: Уроки КиМ
2.«Росси́йская импе́рия. Проект Леони́да Парфёнова».
3.Данилов А.А. История России в таблицах, ХХв. М.,1998.
4.Документы и материалы к учебнику по истории России / составитель О.Е.Лебедев, М.,1992.
5. учебник по истории России А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока Изменение в политической системе Российской империи
Данная разработка позволит :Прививать ценности парламентаризма и основ правового государстваФормировать знания об изменениях политической системы на основе уже имеющихся представлений о начале р...
Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"
Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся представление о пенсионной системе РФ....
Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"
Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"
Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...