Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
.
Технологическая карта урока
Учитель | Максимова Н.А. |
Класс | 6 |
Предмет | литература |
Тема | А.Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» |
Планируемые общие результаты урока | Предметные: - знает содержание произведения; -умеет воспринимать и анализировать текст, определяет жанр произведения, формулирует идею, проблематику произведения, даёт характеристику героям; -аргументировано формулирует своё отношение к прочитанному произведению. Метапредметные: ● коммуникативные УУД - воспитывать культуру общения и уважения друг к другу: -задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
-выполняет учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; -осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
-принимает и сохраняет учебную задачу; - планирует (совместно с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; -действует по плану. Личностные: - положительно относится к учению, познавательной деятельности, -желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии | Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Деятельностные приёмы: таблица, кластер, филологическая задача и проблемный вопрос |
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся (кратко) |
| |
1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель ставит вопросы: Понравилась ли книга? Какие эпизоды понравились или запомнились? Какие вопросы возникали во время чтения? Можем ли мы определить тему повести? (Рассказ о жизни подростков в 80-м г.20 века и 2018 г.21 века) |
2. Актуализация знаний учащихся | Учитель предлагает обучающимся в в группах таблицу –сравнение двух времен-«+» и «-« и коротко прокомментировать ее. Обучающиеся актуализируют собственный жизненный опыт. Озвучивают результаты своей работы, аргументированно высказываются, слушают мнение других пар, уточняют информацию. |
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы | Учитель предлагает прочесть высказывания на доске. Время не имеет значения, имеет значение то, чем ты его наполнишь.Че Гевара Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери . Друг - это прежде всего тот, кто не берется судить. Антуан де Сент-Экзюпери Вопросы: - Зачем на экране написаны эти высказывания? -Как вы думаете, как они связаны с повестью А. Жвалевского и Е. Пастернак? -Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (Ставят цели с помощью словарика-планера) Проверка домашнего задания -Вам было предложено на предыдущем уроке разделиться на группы и выполнить задания: 1 группа и третья группы искали интересные факты из жизни авторов книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. 2 группа должна была подготовить рассказ о пионерах и пионерской организации 4 группа-рассказ о истории создания книги 5 группа-подготовить краткую характеристику героям |
| |
Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений | Класс работает по группам (у каждого текст с филологической задачей). Используется приём постановки филологической задачи. Задание первой группе. Внимательно прочитайте фрагмент повести А. Жвалевского и – А я из дому убегу! — заявил вдруг Женя. — Помнишь, Оль, ты рассказывала, что будет другое время, хорошее. Давай убежим и дождемся… Почему Любовь Александровна (бабушка) не согласилась с мнением Жени и Оли, а «только улыбалась да качала головой»? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Вспомните еще примеры,где звучала эта фраза. Задание второй группе. Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Почему мальчики одного возраста с большим трудом общались, хотя оба этого желали? – Стоп! Давай без привата! Он у меня… сломан. От изумления Ястреб взъерошился еще больше и стал похож на мокрого воробья. – Приват? – уточнил он. – Сломан? – Ну… почти. Давай мы так поговорим. Языком. Мальчик посмотрел на меня, на телефон, опять на меня. – Ну… ртом поговорим, – объяснил я. – Вслух. До Ястреба наконец дошло, он медленно спрятал свой аппарат в карман. – Слушай, – сказал я, – я… когда болел… в общем… не все теперь понимаю. Это после болезни. С головой что-то. Мне врачи прописали голосом все время говорить. Ястреба, кажется, немного отпустило. – А… – сказал он. – Тогда понятно… Видно было, что он очень хочет рассказать мне что-то важное, но слов не хватает. Пришлось задавать ему вопросы, угадывать ответы и вообще тормошить. Да еще у Ястреба то и дело верещал телефон, и он ловко выхватывал его, бойко что-то набирал и опять прятал. Класс вступает в диалог мнений. Что может стоять на пути человеческого общения? Как это преодолеть? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Вспомните еще примеры,когда ребята испытывали трудности общения. Задание третьей группе. Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Почему Женя Архипов под давлением педагогов признал своё поведение неправильным, хотя и был с этим не согласен на самом деле, а бабушку осуждать отказался? При гробовой тишине в классе Женя тяжело поднялся и вышел к доске. Выглядел он неважнецки. Наверное, как я вчера, когда меня вызвал историк. – Это было заблуждение, – прохрипел Женя. Васса довольно и царственно кивнула. – А теперь, – сказала Леночка, покосившись на Вассу, – мы, пионеры 5 «В» класса, хотим, чтоб ты осудил свою бабушку, которая по неграмотности… – Нет! – перебил ее Женя. Лена поперхнулась словом и глаза у нее стали огромными. В них отчетливо читался страх. – Женя… – начала говорить Танечка, но Архипов перебил и ее. – Я не буду осуждать бабушку, – сказал он неожиданно окрепшим голосом. – Я ее люблю! Что стояло за словами мальчика «Я её люблю!»? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Как вы думаете,что значит любить человека по-настоящему? Задание четвёртой группе. Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. В какой момент речь идёт о настоящей дружбе? Красноперкина поджала губы и сообщила Ире. – А ты, Воронько, подумала бы, с кем дружишь. И с кем за одной партой сидишь. – Куда ж я пересяду, – пролепетала Ира. – Я один сижу, – сказал Архипов. У Ирки в глазах такой страх образовался, что я, не думая, собрала вещи и пересела к Жене за парту. Тут в класс влетела математичка, и все затихли. Оказывается, звонок на урок был уже давно. Первую часть урока мы сидели тихо и старались друг на друга не смотреть. Потом я не выдержала и прошептала: – Женя, спасибо, очень вкусные пирожки. – Пожалуйста, – ответил Женя. – Это бабушка пекла. – Я никогда таких не ела… – А больше никто таких и не печет! – Женя аж раздулся весь от гордости. – Я ей рассказал вчера про то, как ты за меня вступилась. Бабушка специально для тебя их и напекла. Просила передать. – Спасибо… – Архипов и Воробьева! Прекратить разговоры! Воробьева, через минуту проверю решение 532-го примера. Я в ужасе окаменела, но Женя спокойно пододвинул ко мне листик с решением. – Перепиши, – сказал он одними губами. Я кивнула и стала переписывать. Удивительно, но я даже понимала, что пишу. Всегда ли в отношениях с друзьями всё бывает безоблачно? Что значат слова: «Дружить нужно уметь»? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Есть ли еще в тексте примеры настоящей дружбы? Задание пятой группе. Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Почему Витю не отпускало чувство стыда по отношению к Женьке? И вспомнил о Женьке. Пока готовились к первому экзамену, было – стыдно сказать – не до него. А ведь прошло довольно много времени с тех пор, как девочка Оля обещала его спасти. Прошло… неделя, что ли? Хотя, если быть точным, прошло тридцать восемь лет… Я нахмурился. А если Оля уже исправила, я узнаю об этом в моем будущем? Или тут все останется, как было? А Оля прошлое так исправит, что от него вырастет новая ветка в будущее? Я что-то такое то ли смотрел, то ли читал недавно… Можно ли сказать, что Витя умеет отвечать за свои поступки? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Что Витя придумал,чтобы спасти Женьку? Трудно ли это было? - Какие проблемы поднимают авторы в своём произведении? Записывают каждая группа свой вопрос и передают общий лист. Проблемы обозначаются после обсуждения. 1.Проблема роли дружбы в жизни человека. 2.Проблема нравственного выбора человека. 3.Проблема человеческого общения. 4.Проблема ответственного отношения к своим поступкам независимо от внешних обстоятельств. 5. Проблема отношения человека к времени, в котором он живёт |
| |
1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Учитель предлагает составить кластеры по решённым филологическим задачам. Например,в центре герой (чему научило его перемещение во времени,как он изменился) Обучающиеся составляют, озвучивают, выслушивают мнение одноклассников, корректируют записи. |
| Учитель предлагает продолжить фразу «Время всегда хорошее,потому что…» |
3. Оценивание | ПРИЁМ «МЫСЛИ ВО ВРЕМЕНИ» Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель говорит:«Время всегда хорошее», предлагает обучающимся в течение одной минуты непрерывно записывать свои мысли, связанные с произнесённым учителем. Затем ученики читают записи про себя, после чего отвечают на следующие вопросы:
|
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
|
5. Объяснение домашнего задания | Учитель предлагает обучающимся составить вопросы, которые они хотели задать героям повести (не менее пяти). Совершить путешествие во времени в годы детства их родителей и описать десять отличий от своего детства (обсуждение с родителями приветствуется), информацию оформить в виде карточек с двухсторонней записью: одна сторона - «детство родителей», другая сторона – моё детство». Каждая запись – законченное предложение. Или узнать у родителей,в какие игры они играли,объяснить правила одной игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация романа Жвалевского А, Пастернак Е. "Время всегда хорошее".
Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое "лучше"? Где интереснее играть: на компьютере или во д...
Методическая разработка "Огонек всегда такой и хороший и плохой"
Пропаганда пожарной безопасности...
Поговорим? Обсуждение книги А. Жвалевского и Е.Пастернак "Время всегда хорошее"
Чтение. Книги давно назвали кораблями мысли. Читая книгу, мы можем оказаться в каком угодно времени – по нашему выбору: и в глубокой древности, и в мрачном средневековье и в заманчивом будущем.Предлаг...
Методическая разработка мероприятия "Пусть всегда будет мир"
Мероприятие адресовано учащимся 1-4 классов. Может быть проведено в форме беседы или музыкально-литературной композиции. В беседе использованы песни и стихи советских поэтов и композиторов. Мероприяти...
план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»
Сценарный план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»...
Методическая разработка занятия "Как произвести хорошее впечатление"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета"
Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета" посвящена необычной форме мероприятия - литературной гостиной. Выбранная форм...