Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Максимова Наталья Александровна

Урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Технологическая карта урока

Учитель

Максимова Н.А.

Класс

6

Предмет

литература

Тема

А.Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»

Планируемые общие результаты урока

Предметные:

- знает содержание произведения;

-умеет воспринимать и анализировать текст, определяет жанр произведения, формулирует идею, проблематику произведения, даёт характеристику героям;

-аргументировано формулирует своё отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные:

● коммуникативные УУД

- воспитывать культуру общения и уважения друг к другу:

-задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  • познавательные УУД

-выполняет учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме;

-осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

  • регулятивные УУД

-принимает и сохраняет учебную задачу;

- планирует (совместно с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

-действует по плану.

Личностные:

- положительно относится к учению, познавательной деятельности,

-желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Деятельностные приёмы: таблица, кластер, филологическая задача и проблемный вопрос

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Мотивационно-целевой  этап

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель ставит вопросы: Понравилась ли книга? Какие эпизоды понравились или запомнились? Какие вопросы возникали во время чтения? Можем ли мы определить тему повести?

(Рассказ о жизни подростков в 80-м г.20 века и 2018 г.21 века)

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель предлагает обучающимся в в группах таблицу –сравнение двух времен-«+» и «-« и коротко прокомментировать ее. Обучающиеся актуализируют собственный жизненный опыт. Озвучивают результаты своей работы, аргументированно высказываются, слушают мнение других пар, уточняют информацию.

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы

Учитель предлагает прочесть высказывания на доске.

Время не имеет значения, имеет значение то, чем ты его наполнишь.Че Гевара

Единственная настоящая роскошь – это

роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

.

Друг - это прежде всего тот, кто не берется судить.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопросы:

Зачем на экране написаны эти высказывания?

-Как вы думаете, как они связаны с повестью А. Жвалевского и Е. Пастернак?

-Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

(Ставят цели с помощью словарика-планера)

Проверка домашнего задания

-Вам было предложено на предыдущем уроке разделиться на группы и выполнить задания:

1 группа и третья группы искали интересные факты из жизни авторов книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.

2 группа должна была подготовить рассказ о пионерах и пионерской организации

4 группа-рассказ о истории создания книги

5 группа-подготовить краткую характеристику героям

  1. Основной этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений

Класс работает по группам (у каждого текст с филологической задачей).

Используется приём постановки филологической задачи.

Задание первой группе.

Внимательно прочитайте фрагмент повести А. Жвалевского и
Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

– А я из дому убегу! — заявил вдруг Женя. — Помнишь, Оль, ты рассказывала, что будет другое время, хорошее. Давай убежим и дождемся…
– Время всегда хорошее, — перебила его бабушка.
– Ничего не хорошее! — взорвалась я. — Правду никто не говорит! Эту дуру Вассу никто остановить не может, и вообще — все дураки какие-то…
Я замолчала, боясь, что обидела бабу Любу. Но та только улыбалась да качала головой.

Почему Любовь Александровна (бабушка) не согласилась с мнением Жени и Оли, а «только улыбалась да качала головой»? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос.

Вспомните еще примеры,где звучала эта фраза.

Задание второй группе.

Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Почему мальчики одного возраста с большим трудом общались, хотя оба этого желали?

– Стоп! Давай без привата! Он у меня… сломан.

От изумления Ястреб взъерошился еще больше и стал похож на мокрого воробья.

– Приват? – уточнил он. – Сломан?

– Ну… почти. Давай мы так поговорим. Языком.

Мальчик посмотрел на меня, на телефон, опять на меня.

– Ну… ртом поговорим, – объяснил я. – Вслух.

До Ястреба наконец дошло, он медленно спрятал свой аппарат в карман.

– Слушай, – сказал я, – я… когда болел… в общем… не все теперь понимаю. Это после болезни. С головой что-то. Мне врачи прописали голосом все время говорить.

Ястреба, кажется, немного отпустило.

– А… – сказал он. – Тогда понятно…

Видно было, что он очень хочет рассказать мне что-то важное, но слов не хватает. Пришлось задавать ему вопросы, угадывать ответы и вообще тормошить. Да еще у Ястреба то и дело верещал телефон, и он ловко выхватывал его, бойко что-то набирал и опять прятал.

Класс вступает в диалог мнений.

Что может стоять на пути человеческого общения? Как это преодолеть? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос.

Вспомните еще примеры,когда ребята испытывали трудности общения.

Задание третьей группе.

Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.

Почему Женя Архипов под давлением педагогов признал своё поведение неправильным, хотя и был с этим не согласен на самом деле, а бабушку осуждать отказался?

При гробовой тишине в классе Женя тяжело поднялся и вышел к доске. Выглядел он неважнецки. Наверное, как я вчера, когда меня вызвал историк.

– Это было заблуждение, – прохрипел Женя.

Васса довольно и царственно кивнула.

– А теперь, – сказала Леночка, покосившись на Вассу, – мы, пионеры 5 «В» класса, хотим, чтоб ты осудил свою бабушку, которая по неграмотности…

– Нет! – перебил ее Женя.

Лена поперхнулась словом и глаза у нее стали огромными. В них отчетливо читался страх.

– Женя… – начала говорить Танечка, но Архипов перебил и ее.

– Я не буду осуждать бабушку, – сказал он неожиданно окрепшим голосом. – Я ее люблю!

Что стояло за словами мальчика «Я её люблю!»? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос.

Как вы думаете,что значит любить человека по-настоящему?

Задание четвёртой группе. Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.

В какой момент речь идёт о настоящей дружбе?

Красноперкина поджала губы и сообщила Ире.

– А ты, Воронько, подумала бы, с кем дружишь. И с кем за одной партой сидишь.

– Куда ж я пересяду, – пролепетала Ира.

– Я один сижу, – сказал Архипов.

У Ирки в глазах такой страх образовался, что я, не думая, собрала вещи и пересела к Жене за парту.

Тут в класс влетела математичка, и все затихли. Оказывается, звонок на урок был уже давно.

Первую часть урока мы сидели тихо и старались друг на друга не смотреть. Потом я не выдержала и прошептала:

– Женя, спасибо, очень вкусные пирожки.

– Пожалуйста, – ответил Женя. – Это бабушка пекла.

– Я никогда таких не ела…        

– А больше никто таких и не печет! – Женя аж раздулся весь от гордости. – Я ей рассказал вчера про то, как ты за меня вступилась. Бабушка специально для тебя их и напекла. Просила передать.

– Спасибо…

– Архипов и Воробьева! Прекратить разговоры! Воробьева, через минуту проверю решение 532-го примера.

Я в ужасе окаменела, но Женя спокойно пододвинул ко мне листик с решением.

– Перепиши, – сказал он одними губами.

Я кивнула и стала переписывать. Удивительно, но я даже понимала, что пишу.

Всегда ли в отношениях с друзьями всё бывает безоблачно? Что значат слова: «Дружить нужно уметь»? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Есть ли еще в тексте примеры настоящей дружбы?

Задание пятой группе.

Прочитайте отрывок из повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.

Почему Витю не отпускало чувство стыда по отношению к Женьке?

И вспомнил о Женьке. Пока готовились к первому экзамену, было – стыдно сказать – не до него. А ведь прошло довольно много времени с тех пор, как девочка Оля обещала его спасти. Прошло… неделя, что ли? Хотя, если быть точным, прошло тридцать восемь лет…

Я нахмурился. А если Оля уже исправила, я узнаю об этом в моем будущем? Или тут все останется, как было? А Оля прошлое так исправит, что от него вырастет новая ветка в будущее? Я что-то такое то ли смотрел, то ли читал недавно…

Можно ли сказать, что Витя умеет отвечать за свои поступки? Найди в тексте аргументированный ответ на вопрос. Что Витя придумал,чтобы спасти Женьку? Трудно ли это было?

- Какие проблемы поднимают авторы в своём произведении? Записывают каждая группа свой вопрос и передают общий лист.

Проблемы обозначаются после обсуждения.

1.Проблема роли дружбы в жизни человека.

2.Проблема нравственного выбора человека.

3.Проблема человеческого общения.

4.Проблема ответственного отношения к своим поступкам независимо от внешних обстоятельств.

5. Проблема отношения человека к времени, в котором он живёт

  1. Рефлексивно-оценочный этап

1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Учитель предлагает составить кластеры по решённым филологическим задачам. Например,в центре герой (чему научило его перемещение во времени,как он изменился) Обучающиеся составляют, озвучивают, выслушивают мнение одноклассников, корректируют записи.

  1. Обобщение-

Учитель предлагает продолжить фразу «Время всегда хорошее,потому что…»

3. Оценивание

ПРИЁМ «МЫСЛИ ВО ВРЕМЕНИ»

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель говорит:«Время всегда хорошее», предлагает обучающимся в течение одной минуты непрерывно записывать свои мысли, связанные с произнесённым учителем. Затем ученики читают записи про себя, после чего отвечают на следующие вопросы:

  • Почему я записал именно эти слова?
  • О чем я думал, когда писал эти слова?
  • Чтобы я хотел в записях изменить?
  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…

5. Объяснение домашнего задания

Учитель предлагает обучающимся составить вопросы, которые они хотели задать героям повести (не менее пяти).

Совершить путешествие во времени в годы детства их родителей и описать десять отличий от своего детства (обсуждение с родителями приветствуется), информацию оформить в виде карточек с двухсторонней записью: одна сторона - «детство родителей», другая сторона – моё детство».

Каждая запись – законченное предложение.

Или узнать у родителей,в какие игры они играли,объяснить правила одной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация романа Жвалевского А, Пастернак Е. "Время всегда хорошее".

Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое "лучше"? Где интереснее играть: на компьютере или во д...

Поговорим? Обсуждение книги А. Жвалевского и Е.Пастернак "Время всегда хорошее"

Чтение. Книги давно назвали кораблями мысли. Читая книгу, мы можем оказаться в каком угодно времени – по нашему выбору: и в глубокой древности, и в мрачном средневековье и в заманчивом будущем.Предлаг...

Методическая разработка мероприятия "Пусть всегда будет мир"

Мероприятие адресовано учащимся 1-4 классов. Может быть проведено в форме беседы или музыкально-литературной композиции. В беседе использованы песни и стихи советских поэтов и композиторов. Мероприяти...

план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»

Сценарный план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»...

Методическая разработка занятия "Как произвести хорошее впечатление"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета"

Методическая разработка  классного часа  "Праздник хороших манер и речевого этикета"  посвящена необычной форме мероприятия - литературной гостиной.   Выбранная форм...