Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять до конца язык писателя,но этот урок будет предворять ещё неоднократное знакомство с этим замечательным художником слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 5 классе
Учитель: Чуракаева Л.Ю.
Тема урока: «Посмеёмся от всей души». По рассказу М. Зощенко «Галоша»
Цели урока:
1.Образовательные - расширить знания учащихся по теории литературы, познакомить с понятиями сатира, юмор и ирония, формировать умения находить данные понятия в тексте;
2.Развивающие - развивать интерес к художественной литературе, формировать коммуникативные навыки через развитие речи учащихся, совершенствовать степень владения нормами литературного языка.
3.Воспитательные – формировать толерантное отношение к людям; развивать чувство доброты.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: Личностно – ориентированное обучение и воспитание.
Формы работы: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
Методы обучения – словесные: беседа, объяснение;
наглядные методы: иллюстрированный и демонстрационный;
практические: карточки, работа с текстом.
Репродуктивный, частично – поисковый.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.
Оборудование и наглядность к уроку :
- портрет М. М. Зощенко;
- выставка книг писателя
- текст произведения
- таблички с основными понятиями
- толковый словарь С. И. Ожегова
Основные понятия: юмор, сатира, ирония
Ход урока
- Орг. момент.
- Ребята, сегодня мы с вами должны посмеяться от души.
- Что такое юмор?
- Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
- Давайте познакомимся с некоторыми биографическими данными писателя.
Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.
22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.
Вы прочитали рассказ Михаила Зощенко «Галоша». Рассмешил ли он вас? Как же называется прием, который рассмешил? Итак, наша цель:
Постарайтесь рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.
- Работа по теме урока.
Сегодняшний урок по теории литературы, но литературы комической. Немного об истории рассказа. Рассказ «Галоша» написан Зощенко в 1926 г. и напечатан в журнале «Бегемот» № 15 за 1927 г. Произведение вошло в «Голубую книгу» под названием «Мелкий случай из личной жизни».
Давайте вспомним героя рассказа (ведётся от первого лица).
- В основе рассказа анекдотическая ситуация: потерявший в трамвае галошу человек чудом находит её, но не может получить. Герой очень рад тому факту, что существует камера для потерянных в трамвае вещей. Ему удаётся получить найденную галошу только через неделю, пообщавшись с разными представителями власти, начиная от работников камеры потерянных вещей и заканчивая домоуправлением.
- Что на ваш взгляд было смешным в произведении?
- Маленький советский человек благодарен служащим бюро находок, которые просто выполняли свои обязанности, «ужасно радуется» этому и даже умиляется. Работников бюро находок он называет идейными людьми только потому, что они нашли его галошу. Более того, герой сравнивает свою страну, где работает «аппарат», с отсталыми странами, где его калошу уже бы давно выбросили.
- А в чем сила смеха? Что такое сатира?
- Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
- Какие чувства у нас вызывает этот герой? Кто такие бюрократы?
- Герой вызывает у читателя симпатию. Он – наивный и открытый для общения человек. Бюрократов он называет друзьями, братцами и видит в них, прежде всего, людей, а не служащих и товарищей.
- Что такое бюрократия? Давайте посмотрим в словаре и запишем.
Бюрократия - чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.
- Что происходит с героем потом?
- Герой теряет вторую галошу, которую всё время носил под мышкой. К сожалению, он теряет её не в трамвае, поэтому она утрачена навсегда. Найденная галоша становится ежедневным напоминанием о работе «аппарата» и вызывает у героя чувство лёгкости и безобидности.
- Основной троп, создающий комический эффект – ирония. Мы говорили с вами об этом. Давайте вспомним, что такое ирония?
- Ирония – это скрытая насмешка.
- С помощью текста подтвердите, что здесь применяется этот литературный приём.
- Например, герой говорит, что галоша почти что новенькая, он носит её третий год. Описание «особых примет» галоши -единственное описание в коротеньком тексте: двенадцатого размера, задник обтрёпан, байка сносилась. У обуви имелись ещё и «специальные признаки»: носок начисто оторван, еле держится; каблука почти что нет – сносился.
- Какая здесь решается проблема?
- Важная проблема рассказа – проблема ценностей. Для героя дорого всё, что связано с историей потерянной и найденной галоши. Насколько же несчастным должен быть человек, который ставит на комод изорванную галошу как дорогое напоминание о непогрешимости «аппарата».
- Герой буквально молится на справедливый аппарат, для чего Зощенко вводит в его речь церковные слова, невообразимо соединяющиеся с пролетарской лексикой. Например, герой обращается к работникам склада «святые товарищи».
- Чему учит рассказ «Галоша»?
- Относиться с юмором к потере, быть внимательным, иметь терпение.
- Закрепление понятий.
- Что же так смешит вас? Только ли ситуации, в которые попадает герой?
- Конечно речь! Какие слова употребляются! Культуры никакой!
- Верно, ребята, молодцы! Вы отметили, что смех осуждения вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать?
Комический эффект достигается благодаря употреблению однокоренных слов с близким, но не синонимичным значением: остальная галоша вместо оставшаяся. О том, что герой – обычный человек из народа, свидетельствует употребление им большого количества фразеологизмов: ахнуть не успел, гора с плеч, по гроб жизни, гиблое дело, только и делов. А ещё и такие слова, как волокита, архаровец, канцелярия, ихний, с трамвайного парка. Много вводных слов : дескать, может, гляжу.
Сделайте вывод. Каким единым понятием мы можем объединить такие слова, как ЮМОР, САТИРА, ИРОНИЯ?
Да, это СМЕХ. Но смех разный. И в словаре все эти слова начинают трактоваться так: особый вид комического…
- Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ, что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.
- А как вы думаете, ребята, в жизни такое могло случиться?
- Вряд ли. Писатель придумал эту историю, чтобы высмеять человеческие пороки.
- Да, конечно. Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая смешное и недостойное поведение людей. Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством героев, тем … продолжите мою фразу! (Становимся умнее, культурнее)
- Да у героев Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая. Разве писатель не знал хороших слов?
- Это еще один литературный прием – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык», что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику. Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица».
- Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача «перевести» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев Зощенко.
(Работа с карточками) (слова из рассказа: ихние, делов-то, влезал в трамвай, закручиваешь)
- Предложенное слово обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторским текстом.
С огорчением убеждаемся, что современная лексика не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились выполняя это задание.
По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем. Герои Зощенко глупы и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди смеются над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.
Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов
- Подведение итогов урока.
- Спасибо! Мы сегодня много посмеялись. Почему смех помог миру уцелеть? Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
5. Рефлексия. Заполним оценочные листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-210703-1363011500.png)
методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"
Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-87561-1363511913.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228724-1364279093.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305516-1380481096.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"
Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/25/picture-70621.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро". На уроке предполагается учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-334582-1385550534.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""
Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...