Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)
- Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочитаете сценарий) или объясните как иначе проблема будет представлена ученикам (фотографии, видео, рассказ)
- Определите вид проблемы (сценарий-рассказ, диагностика и т.д.)
- Если возможно, включите героев (персонажей) в рассказ, чтобы он был интереснее для работы
- Опишите проблемный вопрос, конечный результат и сроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL) |
A) Информация о предмете | |||
Учитель: | Харитонова Н.С. | Дата: | Апрель 2017 |
Предмет: | литература | Tема | Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»). |
Класс: | 8 класс | Цель | Было отмечено, что ученики очень часто не могут ответить на вопрос: "Что такое нравственная память?" |
B) Сценарий проблемы PBL | |
Название проблемы: | Что такое нравственная память? Нужна ли современным людям нравственная память? |
| |
Сценарий: Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными. Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога старая фотография герою рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Роль: историки и литературоведы, журналисты и актёры. Аудитория: учащиеся школы и жители пгт Апастово. Время: 13-22 апреля. Продукт: буклет, газета, презентация, инсценировка. | |
C) Результаты обучения: | ||
| ||
Знания: | Навыки: | Установки: |
знать, что такое нравственная память; | Развивать навыки сотрудничества, прогнозирования, поиска и переработки информации, а также её классификации и структурирования | Осознание необходимости получения информации с целью познания |
D) Таблица FILA: | |||
Таблица FILA должна включать в себя основные аспекты обучения для достижения поставленных задач. График окажется незаменимым, особенно если в решении одной проблемы задействованы более одного фасилитатора. | |||
Факты | Идеи [Гипотезы] | Обучающие вопросы | План действий |
«нравственная память», воспоминания,
предметы, произведения искусства, фотографии, литературные произведения |
|
|
|
E) Lesson Schedule: |
Урок 1 | Консультации | Урок 2 | Консультации | Урок 3 | |
Дата: | 13 апреля 2017г. | 14 апреля 2017г. | 15 апреля 2017г. | 20 апреля 2017г. | 22 апреля 2017г. |
Цели и задачи урока | Формирование команд (использование пословиц); установление правил работы в группе; | помощь каждой команде в повторном рассмотрении вопросов для дальнейшего исследования; | предоставление новой информации, чтобы произвести повторный анализ проблемы с учетом приобретенных знаний | помощь ученикам в структурировании полученной информации | постоянное задавание вопросов; самооценка и анализ |
Процесс урока PBL (6 шагов) | |||||
1.Формирование команд | упражнения на тимбилдинг с целью сплочения учеников для эффективного сотрудничества в командах; | - | - | - | - |
2.Введение в проблему | использование структуры СИ-ФИНК-УАНДЕ (посмотрите-подумайте-задумайтесь) -Что вы видите? -Что вы думаете об этом? -О чём это вас заставляет задуматься? | - | - | - | - |
3.Анализ проблемы | использование структуры КОНТИНИУС РАУНД РОБИН для помощи в заполнении таблицы FILA | - | - | - | - |
Действия (ученики): | - | ученики проводят первоначальный поиск информации по обучающим вопросам в интернете, библиотеке; проведение консультирование команд | - | - | - |
4. Переоценка проблемы | - | - | проведение ДЖОТ ТОТС для повторения и систематизации пройденного материала; | - | - |
Действия (ученики): | - | - | - | консультирование каждой команды, чтобы помочь структурировать полученную информацию; | - |
5. Презентация решения | - | - | - | - | презентация решения проблемы: защита проектов, в то время как слушатели задают вопросы |
6. Рефлексия и оценивание | - | - | - | - | самоанализ и самооценка посредством вопросов по этапам PBL |
Формирующее оценивание | оценивание первоначальных знаний учеников при помощи ЭЙ АР ГАЙД (колонки "до" и "после"), по уровню заполнения индивидуальной таблицы FILA | наблюдение динамики прогресса и работы команды при помощи проверочного листа | сбор и проверка работ по структурам ФО БОКС СИНЕКТИКС и ТАГ-ОФ-ВО в качестве подтверждения владения ключевыми понятиями | наблюдение за тем, как каждая команда обрабатывает и структурирует информацию | оценка навыков защиты проектов и самоанализа; |
Требуемые ресурсы | листочки со сценарием проблемы, мультимедийное оборудование, бумага А4 для таблицы FILA, ручки, карандаши и фломастеры | бумага А4 для мыслительного приема ТАГ-ОФ-ВО и обучающей структуры ФО БОКС СИНЕКТИКС, ручки, карандаши и фломастеры | проектор и экран для презентации работ |
Итоговый контроль | Оценка работ учеников в конце урока PBL (по проектам) |
ПРИЛОЖЕНИЕ (Раздаточный материал)
Пословицы для распределения учеников на группы (каждая пословица разрезана на 4 части):
- Добро творить – себя веселить.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- В ком добра нет, в том и правды нет.
- Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Про добрые дела говори смело.
ЭЙ АР ГАЙД
до | утверждения | после |
Прошлое проходит бесследно. | ||
Прошлое не проходит бесследно, а иногда возвращается к нам через воспоминания. | ||
Нравственная память – способность человека помнить то, что ему нравится. | ||
Нравственная память – способность человека уважительно относиться к своему прошлому, к своим корням. | ||
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. | ||
Нравственная память актуальна по сей день. | ||
Нравственная память потеряла свою актуальность. |
Таблица FILA
Факты | Идеи [Гипотезы] | Обучающие вопросы | План действий (сроки/ ответственный) |
«нравственная память», воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии, литературные произведения |
|
|
|
Таблица FILA
Факты | Идеи [Гипотезы] | Обучающие вопросы | План действий (сроки/ ответственный) |
Сценарий: Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными. Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога старая фотография герою рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Роль: историки и литературоведы, журналисты и актёры. Аудитория: учащиеся школы и жители пгт Апастово. Время: 13-22 апреля. Продукт: буклет, газета, презентация, инсценировка. | Сценарий: Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными. Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога старая фотография герою рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Роль: историки и литературоведы, журналисты и актёры. Аудитория: учащиеся школы и жители пгт Апастово. Время: 13-22 апреля. Продукт: буклет, газета, презентация, инсценировка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-271429-1396094021.jpg)
Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...
Урок литературы в 8 «А» классе по теме: Память сердца. Проблемы рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Урок прошёл в рамках проведения областного семинара....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-576898-1422969120.jpg)
Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-911621-1490963368.jpg)
Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".
· Урок литературы проведён в 6 классе с использованием таких сингапурских структур как ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187747-1573630819.jpg)
Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....
ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА "ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ"
Урок литературы в 8 классе по программе Г.С. Меркина...