Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
методическая разработка по литературе (8 класс)
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическа разработка урока литературы | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература
Тема. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Класс 8
Учитель Дробышевская Светлана Борисовна
Предмет | Литература |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок формирования новых знаний и умений |
Цели | обучающая: помочь обучающимся осознать идейно-художественную ценность произведения, сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения; развивающая: создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера, развивать умение выражать свою точку зрения, сопоставлять её с авторской; воспитательная: воспитательная: содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся, воспитывать интерес к литературе. |
УУД | познавательные: выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать цель и проблему, создавать способы решения проблемы; коммуникативные: умение работать в паре, в группе, в монологической форме выражать свою точку зрения, вступать в диалог, решать проблемную ситуацию; личностные: осознавать собственную ответственность за обучение, проявлять готовность к самостоятельной работе; регулятивные: проявлять способность понимать задачи урока, оценивать свои достижения на уроке |
Метапредметные связи | история, обществознание, мировая художественная культура |
Оборудование урока | Книга Д.И. Фонвизина «Недоросль», карточки, презентация |
Методы, приёмы и формы работы | методы: «Мозговой штурм», литературный диктант, литературное исследование, беседа, проблемный вопрос, «Микрофон; |
Организационная структура урока
Этапы | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1. Организационный момент | Фронтальная | 1. Приветствие. Создание психологического настроя на урок. Слайд 1. | Проявляют навыки саморегуляции, задают вопросы по домашнему заданию. | Метапредметные навыки саморегуляции | |
2. Вступительная часть | Фронтальная. индивидуальная | 1. Предлагаю пересказать отрывки из произведения, посмотреть иллюстрации. Слайды 2, 3, 4. 2. Актуализирую знания учащихся: | 1. Участвуют в беседе, выражают свое мнение. Ученик читает заранее подготовленное сообщение | личностные: развитие образного мышления и творческого подхода к выполнению заданий; предметные: знание текста пьесы, умение анализировать текст; метапредметные: умение проводить аналогии, делать выводы. | |
3. Определение учебных задач | Фронтальная | Ставлю проблемный вопрос. - Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока) Предлагаю определить проблематику комедии. Слайды 5, 6. | Дают ответы на вопросы. | Метапредметные: Умение определять цель своей работы на уроке, формулировать для себя задание. | |
4. Подготовительная часть | Фронтальная Работа в парах | Провожу литературный диктант. Предлагаю взаимопроверку. | Дают краткие письменные ответы на вопросы. Сверяют ответы. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве с одноклассниками; Предметные: умение правильно и лаконично отвечать на вопросы; Метапредметные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками. | |
5. Этап усвоения новых знаний | Работа в парах | 1. Организовываю работу по исследованию текста. Каждая группа получает карточки с заданиями | 1. Работают в парах, исследуют текст; После окончания работы каждая пара презентует свою работу. Обучающиеся принимают участие в обсуждении темы, выражают свое мнение. | Личностные: понимание необходимости развития нравственного сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; предметные: умение работать с текстом, давать развернутые ответы на вопросы; метапредметные: умения: сравнивать свои действия с ожидаемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТА | |||||
6. Этап закрепления новых знаний | Фронтальная | 1. Организовываю работу | Обучающиеся под руководством учителя работают с таблицей. | Предметные: определяют проблематику произведения; Метапредметные: умеют использовать речевые приёмы в соответствии с заданием. | |
7. 1. Подведение итогов 7.2 Диагностика достижений | 1. . Провожу беседу. - Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России?
Подвожу итог работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке | Зачитывают поставленные в начале урока вопросы и отвечают. Аргументируют ответы. Проводят самоанализ и самооценку | личностные: метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебных задач, собственные возможности их решения. | ||
8. Этап информации обучающихся о домашнем задании | Фронтальная | Задаю домашнее задание, объясняю, как выполнять. Выполнить письменную работу-изложение «Биография Стародума». Индивидуальное задание: найти и перечислить выражения Фонвизина, которые обогатили русскую речь крылатыми выражениями, стали афоризмами. | Записывают в дневники, слушают комментарий по выполнению. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная | Предлагаю вопросы. Слайд – Я узнал ... (узнала) … – Я научился … (научилась …) – Мне было сложно … | «Микрофон!. Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы | личностные: |
Материал для учителя
Проблемный вопрос:
Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Каковы же проблемы комедии Фонвизина?
1.Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?
2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их.
Литературный диктант. Кто из героев комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" произносит эти слова?
- Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили.
- Я говорю без чинов. Начинаются чины, – перестает искренность.
- Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
- Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!
- Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.
- Я от роду ничего не читывал! Бог меня избавил этой скуки.
- Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг вводит его во всякое преступление.
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью.
- Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто она благородная!
- Люблю свиней, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
Ответы: 1 – Простакова; 2 – Стародум; 3- Простакова; 4 – Простакова; 5 – Митрофан; 6 – Скотинин; 7 – Стародум; 8 – Софья; 9 – Простакова;
10 - Скотинин
Карточка 1. Зачем приезжает в деревню Правдин? |
Карточка 2 Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? |
Карточка 3 Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи? |
Карточка 4 Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? Что узнали мы о характере Митрофана, прочитав о столкновении соперников? |
Карточка 5 Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.) |
Таблица
Проблема | Отношение к ней автора | Примеры |
Проблема влияния крепостного права на людей (Как крепостное право влияет на людей?) | Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так5 и должно быть, потому, что с детства привыкли подчиняться. | 1. Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? 2. Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеевна к Простаковым? |
Проблема роли образования в жизни человека. (Какое значение имеет образование в жизни человека?) | Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны. | 1 Примеры благородных образованных людей в пьесе(Правдин, Стародум). Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародуи? Примеры необразованных людей (Простаковы, их родители, Митрофан). Доказательство их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая самим себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана? |
Проблема воспитания. (Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди?) | Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того надо помнить, что дети берут пример с родителей. | 1. Докажите, что Митрофан не образован. Почему, что мешает ему учиться? 2. Что означает имя Митрофан? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3. Как Простакова относится к людям? (Как и почему меняется её отношение к Софье, Стародуму, её отношение к Еремеевне? 4. Как и почему Митрофан относиться к людям? Как меняется его отношение к Еремеевне во время драки с о Скотининым и в другое время отношение к матери? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....