Технологическая карта внеурочного занятия по литературе «Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Соловьева Татьяна Владимировна

Внеклассная работа по литературе – это одна из важных составляющих в работе учителя, которая в первую очередь развивает интерес к изучаемому предмету и произведениям внешкольной программы. Внеклассная работа по литературе повышает интерес учащихся к чтению, расширяет их читательский кругозор, литературное образования учащихся. Она представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на обучающихся. При сопоставлении прозаического и поэтического текстов, объединенных одной темой, учащиеся достигают следующих целей:

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающегося , которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Заинтересовываясь материалом, он учится делать выводы. Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с другими произведениями и поэтическими текстами В-третьих, участие во внеклассных занятиях по литературе способствует развитию у обучающихся интереса к различным видам деятельности, направленных на обучение анализу, сопоставлению и рассуждению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по литературе «Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»

ФИО: Соловьева Татьяна Владимировна

Класс: 10 б

Дата: 07.04.2023

 Предмет: литература

Тип урока: урок ознакомления с новыми формами работы по восприятию прозаического и поэтического текста

Цели урока: развитие художественного восприятия прозаического и поэтического текста с целью обогащения, образного мышления обучающихся, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, умение сопоставлять прозу и поэзию.

Личностны УУД: формирует нравственно-эстетические ценности

Регулятивные УУД: учит строению алгоритма деятельности, прогнозированию,  учит самоконтролю

Коммуникативные УУД: развивает диалогическую и монологическую речь, учит правилам участия в коллективной деятельности, учит способам взаимодействия

Познавательные УУД: работает над формированием логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, построение цепочки рассуждений)

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства уважения и любви к матери

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и ее оценивать

Предметные: умение анализировать представленные тексты, находить различие в прозе и поэзии, сопоставлять предложенные произведения;  уметь работать с текстом на уровне восприятия

Дидактические средства: презентация, тексты, схемы, таблицы, музыкальное сопровождение, кластеры, материал для создание художественной аппликации или коллажа

Характеристика этапов урока

Название , содержание и цель урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверка готовности ребят

Приветствуют учителя

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

Создание проблемной ситуации.

-У нас сегодня коллективная работа в группах. Первая группа будет работать с поэтическим текстом, а вторая с прозаическим. Но перед тем, как мы приступим к чтению текстов , нам необходимо определить тему и цель нашей встречи. А для этого я проведу эксперимент , который и поможет нам и  подведет нас к определению темы. Я прошу выйти по одному человеку из каждой группы.  Одного из них я прошу завязать глаза, и другой ученик кладет первому на плечо предмет, а испытуемый должен догадаться, что же ему положили и описать предмет.  Пожалуйста, опишите предмет.

-А теперь прошу переместить предмет на сгиб локтя, а затем в ладонь. Что вы чувствуете?

Какие же основные рецепторы необходимы вам для восприятия предмета?  Осязание, обоняние, зрение, прошлый опыт. -Правильно.

 -Следовательно, для описание любого предмета человек должен задействовать разные органы чувств. А если вместо нашей геометрической фигуры мы возьмем с вами, прозаический и поэтический текст, то как будет звучать тема занятия? Правильно.     А какова его цель?  

Ученик с завязанными глазами предполагает ,  что это за предмет , но назвать его не может. И только  тогда, когда предмет попадает в руки, ученик легко его описывает .Что это значит. Восприятие – это целостное отражение, которое включает в себя ощущение и прошлый опыт.

Осязание, обоняние, зрение , прошлый опыт

Восприятие поэтического и прозаического текста

Развитие художественного восприятия текста с целью обогащения образного мышления

Фронтальная

Каждая группа следит за экспериментом и участвует в беседе

Изучение новых знаний

- Ребята, значит,  мы с вами сегодня будем анализировать поэтический и прозаический тексты с точки зрения восприятия.  Я прошу вас прочитать тексты сначала про себя, расставив основные акценты и определив тему стихотворения и рассказа.

Ученики читают про себя текст Я. Смелякова и Алексина

Групповая работа

Говорят, что тексты объединены одной темой _ образ матери)

Первичная проверка понимания изученного

- А теперь я прошу выбрать из каждой группы одного декламатора. и прочитать текст. -Помните, что  многое зависит от выразительного чтения. - Читая предложенные тексты, вы  должны заставить нас, слушателей, пропустить это произведения через себя, задуматься над его проблематикой .

Один представитель каждой  группы читает поэтический и прозаический текст

Индивидуальная работа

Ученики  предполагают, что основная мысль каждого текста выражается в отношении сыновей к матерям

Применение новых знаний, обобщение  и систематизация

Спасибо. А теперь подумайте и скажите, какова тема текстов? А основная мысль? Конечно, все вы понимаете, что роль матери в жизни каждого ребенка велика.  (показ презентации). Несомненно, главной героиней каждого текста является мать, женщина давшая жизнь ребенку . А какой образ матери представлен в поэтическом и прозаическом тексте? Давайте работать с текстами. При первичном чтении текста у вас  уж возникает образ героини?   Я прошу вас взять маркер зеленого цвета и подчеркнуть в текстах те предложения и словосочетания, которые раскрывают образ матери. Какая она у Алексина и у Смелякова? А какие сыновья?

 - А теперь я прошу вас взять кластер и заполнить его, опираясь на только что прочитанные фрагменты. Дайте характеристику героиням с помощью трех главных  эпитетов, запишите все тропы в кластер «Образ матери и сына»

Ребята, мы с вами работаем параллельно, а теперь давайте попытаемся связать два текста на основе схожих черт и различий. Для этого вы поделитесь еще на подгруппы. Я прошу двоих человек от каждой группы подойти ко мне и заполнить сообща схему «Кольца Венна», когда другие работают над кластером. .  .

Те кто работают над схемой «Кольца Венна» в месте пересечения напишите схожие черты, а в полушариях – различие. Что же у вас получилось? Образ матерей схож, а образ сыновей различен

Ученики записывают: добрая, сердечная, заботливая, милосердная, открытая, лучистая, дружелюбная, тихая,  скромная, 

 Описывая сыновей, ребята отмечают, что  один из сыновей, добрый, любящий,  заботливый , другой  - эгоистичный, равнодушный, легкомысленный

Ученики представляют свои схемы

Опираясь на текст, ученики зачитываю фрагменты текста

Ученики зачитывают примеры

Тема, основная мысль, образ матери

Отношение сыновей - антитеза

Делают определенные выводы

_А теперь давайте отдохнем перед самым трудным заданием. Я прошу вас встать с ваших мест и одной группе дается задание в виде пантомимы изобразить слово «любовь», а другой слово «мама».

        - А теперь переходим основному заданию. Помните, с чего мы начинали наш урок. Какие органы чувств помогают нам в работе над текстом. Правильно, зрение, обоняние,  тактильные ощущения. – Я прошу вас сейчас разделиться еще на две группы внутри ваших групп. Одни будут выступать в роли исследователей, а другие в роли художников -оформителей.          Прошу подумать и разбиться на группы. Первая группа анализирует текст с точки зрения  восприятия. Заполните необходимые графы, опираясь на предложенные тексты. А вторая группа, используя дополнительный материал, составляет коллаж по прочитанному тексту. На данный вид работы отводиться не менее 8-10 минут . Приступайте.  

Ребята встают и изображают сердце, а другие слово «Мама»

Ученики работают на листах с заданиями.

Групповая работа

Начинают анализировать текст и составлять коллажи

- Ребята, время вышло. Пожалуйста, зачитайте ваши тексты. А другая группа представьте ваши коллажи и расскажите, что же на них изображено

Ученики зачитывают свои работы. А иллюстраторы показывают свои коллажи и объясняют свой выбор.

Групповая работа

Ученики зачитывают свои работы. А иллюстраторы показывают свои коллажи

И в заключение нашего занятия составьте синквейн по образу матери. Чему же вы сегодня научились? Какие уроки можно извлечь из прочитанных текстов. Какова роль органов чувств в работе с текстом? Помните, что цель художественного текста – воздействие на читателя. Что же помогает нам проанализировать текст?  

 Спасибо за работу.

Ученики составляют синквейны.

Групповая работа

Подводят итог занятия

Приложение 1

БЫВШЕМУ ДРУГУ

   Ты, наверно, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон.

   "Вот, - думаешь, - человеческая неблагодарность: жил в моем доме, спал на моей постели; ел за моим столом, моя мать ухаживала за ним, предупреждала каждое его желание а вернулся в Москву - и сразу испарился, исчез... Ни слова признательности!" Думая так, ты не прав. Я уже послал твоей матери три письма...

   Я поклонился ее рукам, то легким и нежным (помнишь, как она врачевала мою обгоревшую под солнцем спину?), то ловким и быстрым (помнишь, как она взбивала пену в корыте, как полола грядки за домом?). Я поклонился ее голосу - то тихому, когда она боялась разбудить нас или помешать нашей шахматной игре, то звонкому, приветливому ("А у меня уж и стол накрыт!"). Ее глазам, таким добрым, искусно скрывающим душевную тревогу и грусть. Я поклонился ее сердцу, которое любит весь мир, потому что ты, ее единственный сын, живешь в этом мире.

  Помнишь, когда ты кончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву? И как раз была встреча Нового года. Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая все это торжество, была на кухне. Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал ее в комнату. Ты стеснялся ее. И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: "Всю жизнь прожила в деревне. Сами понимаете..." напрасно ты стеснялся своей матери. Сколько раз за это лето я часами беседовал с ней!

   Может быть, еще там, в Варенцах, нужно было решительней нападать на тебя, горячей спорить, доказывать. Но пойми: есть вещи, о которых нельзя говорить громко. Есть истины, которые трудно доказывать - так они ясны всякому, в ком есть человеческое сердце. Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесет ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдет никогда и нигде на свете.

MAMA   (Ярослав Смеляков)

Добра моя мать. Добра, сердечна.

Приди к ней - увенчанный и увечный -

делиться удачей, печаль скрывать -

чайник согреет, обед поставит,

выслушает, ночевать оставит:

сама - на сундук, а гостям - кровать.

Старенькая. Ведь видала виды,

знала обманы, хулу, обиды.

Но не пошло ей ученье впрок.

Окна погасли. Фонарь погашен.

Только до позднего в комнате нашей

теплится радостный огонек.

Это она над письмом склонилась.

Не позабыла, не поленилась -

пишет ответы во все края:

кого - пожалеет, кого - поздравит,

кого - подбодрит, а кого - поправит.

Совесть людская. Мама моя.

Долго сидит она над тетрадкой,

отодвигая седую прядку

(дельная - рано ей на покой),

глаз утомленных не закрывая,

ближних и дальних обогревая

своею лучистою добротой.

Всех бы приветила, всех сдружила,

всех бы знакомых переженила.

Всех бы людей за столом собрать,

а самой оказаться - как будто!- лишней,

сесть в уголок и оттуда неслышно

за шумным праздником наблюдать.

Мне бы с тобою все время ладить,

все бы морщины твои разгладить.

Может, затем и стихи пишу,

что, сознавая мужскую силу,

так, как у сердца меня носила,

в сердце своем я тебя ношу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа

Технологическая карта - новый вид методической продукции...

Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».

Цель деятельности педагога:  Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"

Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...