Технологическая карта урока литературы в 10 классе .
методическая разработка по литературе (10 класс)

Для учителей русского языка и литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Тема урока : «Добро и зло в сердце человеческом…»

(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 

1.Тема  урока: « Добро и зло в сердце человеческом… (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)»

2.Цель: формирование у обучающихся внимательного отношения к художественному тексту, создание условий для духовно-нравственного саморазвития.

3.Задачи:  Формировать УУД:

 Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

 Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: определить цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный ранее, работать с разными по уровню заданиями, знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать героев, сопоставлять его с другими персонажами; рассуждать, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

4.Тип урока: обобщение знаний

5.Учебные материалы: технологическая карта урока; мультимедийная презентация, карточки

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося/

обучающихся

Формы, методы, средства обучения

Формируемые образовательные результаты: знания, умения, практический опыт, компетенции

1

2

3

4

5

Организационный момент

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию.

- Сегодня у нас заключительный урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но, прежде чем мы продолжим работу над романом, обратите внимание на слайды.(На слайдах подборка фотографий,  связанных с добром и злом)

- Что изображено на фотографиях?

- Добро и зло… Никто не может придать чёткую форму ни одному из понятий и поставить жирную точку, потому что они не постоянны и могут меняться в процессе познания. К сожалению, в нашем мире очень много зла. Каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ним. Но вот как к нему относиться? Ответ может дать не каждый. Ответ мы можем найти у классиков. Сегодня на уроке мы посмотрим, как отвечает на этот вопрос Ф.М.Достоевский.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока : «Добро и зло в сердце человеческом… (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)»

- Прежде, чем мы приступим к работе над темой, обратите внимание на листы самооценки. В конце урока оцените свою работу.

Слушают учителя, проверяют собственную готовность к уроку.

Рассматривают картину.

Дают ответы на вопросы.

Обучающиеся

высказывают предположения о том, какова тема урока.

 

наглядный

Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации.

Актуализация опорных знаний

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Проблемный вопрос урока:

- Как   относиться к Злу?      

Осознают границы своего знания и незнания. Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. 

«мозговой штурм»

Развитие навыка планирования.

Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Установка познавательной задачи

 - Что для вас значит  добро, а что - зло?

- Что такое Добро и Зло как философские категории? https://bigenc.ru/philosophy/text/2629575

 - Давайте наполним эти категории человеческими качествами, встречающимися на страницах романа. Заполните таблицу «Добро и зло на страницах романа»

Добро (любовь, сострадание, милосердие, прощение, жалость, самопожертвование, раскаяние, смирение)

Зло (ненависть, злоба, одиночество, болезнь, месть, гордость, сребролюбие, жестокость, бесчеловечность, нищета, пьянство)

 

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.

Подготовленный ученик делает сообщение о понятиях «добро и зло».

Работа обучающихся с таблицей «Добро и зло на страницах романа»

Задание: заполните таблицу, опираясь на свои наблюдения.

сообщающее изложение с элементами проблемности

Работа в парах

Развитие навыка планирования.

Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Анализ эпизодов художественного произведения

Предлагает проследить отношение героев к добру и злу, проанализировав эпизоды из романа «Преступление и наказание».

- По вашему мнению, с кем из героев романа связан основной путь отношения ко злу?

- В чем видит зло Родион Раскольников?

- Какой путь в отношении зла избирает герой? Почему? Какими мыслями он руководствуется?

- Как вы думаете, зачем автору нужны были 2 жертвы, 2 сестры: злая Алёна Ивановна и добрая Лизавета? Почему они родственницы?

(таким образом, автор показывает, что в душе человека одновременно могут существовать и Добро, и Зло. Поэтому человек, разрушая  Зло, уничтожает и Добро. Родион  Раскольников совершил преступление, и Зло заполнило его душу, не оставив места для добра и  любви)

- Докажите текстом, что душу героя заполняют злоба и ненависть, вытесняя добро.

 - Какого героя  ещё необходимо вспомнить, говоря об  отношении ко злу? (Мармеладов)

- Расскажите о нём.

 (Подготовленный обучающийся рассказывает о герое)

- Как относится Мармеладов  ко злу? Почему?

 (Герой не только смирился со злом, нищетой и  пьянством, но и находит в этом удовольствие. Самоуничижая себя, испытывает  наслаждение в этом.)

- Кто ещё в романе выбирает  этот путь? (Свидригайлов)

-Расскажите об этом герое.

(Подготовленный обучающийся рассказывает о герое)

- К чему ведёт такой путь отношения ко злу?

( Зло, разрастаясь, в конце концов может убить своего носителя. Зло делает больной душу человека)

- Как вы считаете, есть ли выход?

- Может ли Свидригайлов пойти таким путём?

(Нет. Зло должно быть искуплено страданием. Страдание – это средство восстановления нарушенного нравственного закона)

Вывод: Примирение со злом – опасно.

- Можно  ли увидеть  на страницах  романа, что может стать с миром, если относиться ко злу таким образом? (Да. Во сне Раскольникова о моровой язве) https://ok.ru/video/3054607208790

- Какие образы принимает здесь Зло?

-  Вспомните, в какое время снится Раскольникову этот сон? Случайно ли это?

Вывод: Значит, есть путь к воскрешению. Писатель предчувствует, что наступит утро, когда раздастся благовест и для Раскольникова, и для всего человечества.

- Кто, по вашему мнению, может указать этот путь?

(Соня Мармеладова)

(Подготовленный обучающийся рассказывает о героине)

- В чём заключается  путь этой героини?

 ( Этот путь заключается в любви)

- Как слово любовь раскрывается  на страницах романа?

(Полюбить  означает понять, простить, помочь. Поэтому Соня выбирает  путь добра и  любви)

Работа обучающихся с текстом произведения (анализ эпизодов).

Подготовленные обучающиеся делают сообщения о Мармеладове, Свидригайлове и о Соне

индивидуальная и

групповая работа

Формирование читательской компетенции.

Формирование умения детального анализа художественного произведения, умения понимать глубинный смысл произведения.

Формирование умения работать с разными видами источников;

составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Личностные УУД:

Уметь работать в группе

Регулятивные УУД:

Уметь анализировать собственную работу.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли

Проверка понимания.

- Обратимся к нашему главному вопросу.

- Как вы относитесь ко злу? Чей путь вам близок?

Учащиеся должны сделать вывод по теме урока. Высказывают своё мнение о том, чей путь им близок.

нравственная беседа

Коммуникативная компетенция.
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие 
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: 
монологические высказывания разного типа.

Нравственная ориентация.

Рефлексия.

Оценивание.

Рефлексия «Облако тегов» (продолжить 1-3 предложения).

Ответить, что дал сегодняшний урок по формуле-ПОПС:

Позиция:  Я считаю, что…

Обоснование:  Потому что…

Примеры: Я могу доказать это на примере…

Следствие: Из этого следует…

Регулятивные УУД: Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой).

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в письменной речи

Оценивает индивидуальную и групповую работу обучающихся.

Самооценивание и взаимооценивание работы на занятии

 (на листах самооценивания и взаимооценивания).

Домашнее задание

Напишите эссе-рассуждение
на тему: «Как относятся ко злу в современном мире?»

индивидуальная  работа

творческая  работа

Формирование  навыков письменной речи.

Приложение 1.

 Рефлексия. Ответьте, что дал Вам сегодняшний урок по формуле-ПОПС:

Позиция:  Я считаю, что…_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Обоснование:  Потому что…_______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры: Я могу доказать это на примере…__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Следствие: Из этого следует…______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

ФГОС технологическая карта литература 11 класс

ФГОС технологическая карта литература 11 класс...

Технологические карты (литература) 6 класс.

Технологические карты к урокам литературы в 6 классе....

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...