Технологическая карта урока литературы в 10 классе .
методическая разработка по литературе (10 класс)
Для учителей русского языка и литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Тема урока : «Добро и зло в сердце человеческом…»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
1.Тема урока: « Добро и зло в сердце человеческом… (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)» |
2.Цель: формирование у обучающихся внимательного отношения к художественному тексту, создание условий для духовно-нравственного саморазвития. |
3.Задачи: Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: определить цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный ранее, работать с разными по уровню заданиями, знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать героев, сопоставлять его с другими персонажами; рассуждать, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
4.Тип урока: обобщение знаний |
5.Учебные материалы: технологическая карта урока; мультимедийная презентация, карточки |
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося/ обучающихся | Формы, методы, средства обучения | Формируемые образовательные результаты: знания, умения, практический опыт, компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент | Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. - Сегодня у нас заключительный урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но, прежде чем мы продолжим работу над романом, обратите внимание на слайды.(На слайдах подборка фотографий, связанных с добром и злом) - Что изображено на фотографиях? - Добро и зло… Никто не может придать чёткую форму ни одному из понятий и поставить жирную точку, потому что они не постоянны и могут меняться в процессе познания. К сожалению, в нашем мире очень много зла. Каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ним. Но вот как к нему относиться? Ответ может дать не каждый. Ответ мы можем найти у классиков. Сегодня на уроке мы посмотрим, как отвечает на этот вопрос Ф.М.Достоевский. - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Тема нашего урока : «Добро и зло в сердце человеческом… (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)» - Прежде, чем мы приступим к работе над темой, обратите внимание на листы самооценки. В конце урока оцените свою работу. | Слушают учителя, проверяют собственную готовность к уроку. Рассматривают картину. Дают ответы на вопросы. Обучающиеся высказывают предположения о том, какова тема урока.
| наглядный | Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации. |
Актуализация опорных знаний | Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Проблемный вопрос урока: - Как относиться к Злу? | Осознают границы своего знания и незнания. Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. | «мозговой штурм» | Развитие навыка планирования. Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Установка познавательной задачи | - Что для вас значит добро, а что - зло? - Что такое Добро и Зло как философские категории? https://bigenc.ru/philosophy/text/2629575 - Давайте наполним эти категории человеческими качествами, встречающимися на страницах романа. Заполните таблицу «Добро и зло на страницах романа» Добро (любовь, сострадание, милосердие, прощение, жалость, самопожертвование, раскаяние, смирение) Зло (ненависть, злоба, одиночество, болезнь, месть, гордость, сребролюбие, жестокость, бесчеловечность, нищета, пьянство)
| Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Подготовленный ученик делает сообщение о понятиях «добро и зло». Работа обучающихся с таблицей «Добро и зло на страницах романа» Задание: заполните таблицу, опираясь на свои наблюдения. | сообщающее изложение с элементами проблемности Работа в парах | Развитие навыка планирования. Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Анализ эпизодов художественного произведения | Предлагает проследить отношение героев к добру и злу, проанализировав эпизоды из романа «Преступление и наказание». - По вашему мнению, с кем из героев романа связан основной путь отношения ко злу? - В чем видит зло Родион Раскольников? - Какой путь в отношении зла избирает герой? Почему? Какими мыслями он руководствуется? - Как вы думаете, зачем автору нужны были 2 жертвы, 2 сестры: злая Алёна Ивановна и добрая Лизавета? Почему они родственницы? (таким образом, автор показывает, что в душе человека одновременно могут существовать и Добро, и Зло. Поэтому человек, разрушая Зло, уничтожает и Добро. Родион Раскольников совершил преступление, и Зло заполнило его душу, не оставив места для добра и любви) - Докажите текстом, что душу героя заполняют злоба и ненависть, вытесняя добро. - Какого героя ещё необходимо вспомнить, говоря об отношении ко злу? (Мармеладов) - Расскажите о нём. (Подготовленный обучающийся рассказывает о герое) - Как относится Мармеладов ко злу? Почему? (Герой не только смирился со злом, нищетой и пьянством, но и находит в этом удовольствие. Самоуничижая себя, испытывает наслаждение в этом.) - Кто ещё в романе выбирает этот путь? (Свидригайлов) -Расскажите об этом герое. (Подготовленный обучающийся рассказывает о герое) - К чему ведёт такой путь отношения ко злу? ( Зло, разрастаясь, в конце концов может убить своего носителя. Зло делает больной душу человека) - Как вы считаете, есть ли выход? - Может ли Свидригайлов пойти таким путём? (Нет. Зло должно быть искуплено страданием. Страдание – это средство восстановления нарушенного нравственного закона) Вывод: Примирение со злом – опасно. - Можно ли увидеть на страницах романа, что может стать с миром, если относиться ко злу таким образом? (Да. Во сне Раскольникова о моровой язве) https://ok.ru/video/3054607208790 - Какие образы принимает здесь Зло? - Вспомните, в какое время снится Раскольникову этот сон? Случайно ли это? Вывод: Значит, есть путь к воскрешению. Писатель предчувствует, что наступит утро, когда раздастся благовест и для Раскольникова, и для всего человечества. - Кто, по вашему мнению, может указать этот путь? (Соня Мармеладова) (Подготовленный обучающийся рассказывает о героине) - В чём заключается путь этой героини? ( Этот путь заключается в любви) - Как слово любовь раскрывается на страницах романа? (Полюбить означает понять, простить, помочь. Поэтому Соня выбирает путь добра и любви) | Работа обучающихся с текстом произведения (анализ эпизодов). Подготовленные обучающиеся делают сообщения о Мармеладове, Свидригайлове и о Соне | индивидуальная и групповая работа | Формирование читательской компетенции. Формирование умения детального анализа художественного произведения, умения понимать глубинный смысл произведения. Формирование умения работать с разными видами источников; составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы Личностные УУД: Уметь работать в группе Регулятивные УУД: Уметь анализировать собственную работу. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли |
Проверка понимания. | - Обратимся к нашему главному вопросу. - Как вы относитесь ко злу? Чей путь вам близок? | Учащиеся должны сделать вывод по теме урока. Высказывают своё мнение о том, чей путь им близок. | нравственная беседа | Коммуникативная компетенция. Нравственная ориентация. |
Рефлексия. Оценивание. | Рефлексия «Облако тегов» (продолжить 1-3 предложения). | Ответить, что дал сегодняшний урок по формуле-ПОПС: Позиция: Я считаю, что… Обоснование: Потому что… Примеры: Я могу доказать это на примере… Следствие: Из этого следует… | Регулятивные УУД: Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой). Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной речи | |
Оценивает индивидуальную и групповую работу обучающихся. | Самооценивание и взаимооценивание работы на занятии (на листах самооценивания и взаимооценивания). | |||
Домашнее задание | Напишите эссе-рассуждение | индивидуальная работа | творческая работа | Формирование навыков письменной речи. |
Приложение 1.
Рефлексия. Ответьте, что дал Вам сегодняшний урок по формуле-ПОПС:
Позиция: Я считаю, что…_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Обоснование: Потому что…_______________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры: Я могу доказать это на примере…__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Следствие: Из этого следует…______________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
ФГОС технологическая карта литература 11 класс
ФГОС технологическая карта литература 11 класс...
Технологические карты (литература) 6 класс.
Технологические карты к урокам литературы в 6 классе....
Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...