Технологическая карта урока литературы 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
ТДЦ:
Обучающий аспект: расширить знания учащихся о биографии писателя;
показать своеобразие историзма Н.С.Лескова;
определить нравственные проблемы рассказа.
Развивающий аспект: развивать художественно - творческие и познавательные способности; навыки анализа текста, выразительного чтения.
Воспитывающий аспект: воспитывать потребность в общении с миром художественной литературы; воспитывать порядочность, верность данному слову; воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к рассказу Н.Пчелко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uchebnogo_zan._po_lit-re_8_klass.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по литературе в 8 классе .
Автор: Шабакаева Эльмира Ильдусовна, учитель первой квалификационной категории.
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
ТДЦ:
Обучающий аспект: расширить знания учащихся о биографии писателя;
показать своеобразие историзма Н.С.Лескова;
определить нравственные проблемы рассказа.
Развивающий аспект: развивать художественно - творческие и познавательные способности; навыки анализа текста, выразительного чтения.
Воспитывающий аспект: воспитывать потребность в общении с миром художественной литературы; воспитывать порядочность, верность данному слову; воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к рассказу Н.Пчелко.
Этапы учебного занятия | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
1.Организационный | Организовать внимание уч-ся, психологически подготовить уч-ся к общению на уроке | 1.Приветствие уч-ся; 2.Проверка готовности к уроку. 3.Пожелание совместной плодотворной работы | 1.Психолого – эмоциональный настрой на урок. 2.Слушают учителя. | Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. |
2.Проверка домашнего задания | Чтение и обсуждение нескольких творческих работ («История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина) | Организует учебную деятельность уч-ся | Несколько уч-ся читают творческие работы. Другие слушают, анализируют, при необходимости корректируют. | Тексты творческих работ построены в соответствии с требованиями к сочинению – рассуждению, разнообразны по использованию выразительных средств. |
3.Подготовка уч-ся к работе на основном этапе | Обеспечить включение уч-ся в совместную деятельность, принятие ими целей урока | Учитель обращает внимание уч-ся на портрет Лескова, просит вспомнить, с какими произведениями писателя уже познакомились, какие проблемы поднимает автор в своих работах. Совместное целеполагание | Уч-ся вспоминают, что знакомы с произведением «Левша», говорят, о чем этот сказ. Участвуют в целеполагании к уроку. | Определены цели деятельности, сформулированы условия взаимодействия |
4. Изучение нового материала. | 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала уч-ся. 2.Актуализировать опыт уч-ся по изучению нового материала. 3. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения: - Объяснить значение выражений. - Подготовить вопросы по одной из глав (пять глав). - Установить правильность, полноту и осознанность выполнения задания уч-ся | 1.Вступительное слово учителя. 2.Организует беседу об автобиографии Лескова: 1) Что вы узнали о детских годах писателя? 2) Какие качества характера сформировались у Н.С.Лескова в детстве? 3) Какое из них вам особенно импонирует? 4) Что особенно дорого писателю из детских лет? 3.Организует словарную работу: просит объяснить значение следующих выражений: «пристойные манеры», «уколы самолюбия», «благонравие», «держал речь», «из-за хлеба». 4.Организует групповую и индивидуальную работу уч-ся, в ходе которой следует подготовить вопросы по одной из глав (пять глав – пять групп; на выполнение не больше пяти минут); индивидуальное задание: выписать из рассказа поговорки, фразеологические обороты. 5.Организует беседу по вопросам, составленным учениками. 6.Организует реализацию индивидуального задания | 1.Один ученик выступает с сообщением о Н.С.Лескове, остальные слушают. 2.Отвечают на вопросы. Слушают. 3.Объясняют значение выражений. Слушают. 4.Выдвигают формулировку вопросов, фиксируют предлагаемые варианты. Двое учащихся выписывают из рассказа поговорки, фразеологические обороты Представители групп (пятеро уч-ся) задают вопросы по главам, остальные уч-ся слушают и отвечают на поставленные вопросы. Вопросы к первой главе: - Почему старушка решила выручить из беды «одного великосветского франта»? - Какие черты характера выделяет автор в ней в этой главе? - Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды? Вопросы ко второй главе: - Почему хлопоты старушки были безуспешными? - Почему нельзя было приструнить должника? О чем это говорит? - Как старушка относится к должнику, к людям вообще? Вопросы к третьей главе: - Что вышло из затеи старушки «смазать»? - Какой смысл вложен во фразу «В России невозможности нет»? - Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: «Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни». - Почему старушка поверила Ивану Иванычу? Вопросы к четвертой главе: - Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? - Почему он помог ей деньгами? - Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? Вопросы к пятой главе: - Кто такой «сербский сражатель»? - Как он добился вручения «бумажки» должнику? Считаете ли вы гением человека, «уладившего столь трудное дело»? 6.Один ученик отвечает, другие слушают, при необходимости дополняют ответ одноклассника. Ответ ученика: «Да вот тут – то и точка с запятою»; «мы не можем против всех употреблять меры»; «сухая ложка рот дерет»; «надо смазать»; «кто больше дал, тот и прав был» и т.д. | Учатся воспринимать художественное слово. Сформулированы грамотные ответы на поставленные вопросы. Правильность, полнота, действенность знаний уч-ся: значения выражений объяснены правильно, использованы правильные обороты устной речи. Закрепление навыка работы с текстом художественного произведения: сформулированы вопросы по главам. Выписаны из рассказа поговорки, фразеологические обороты. Звучат правильно сформулированные вопросы по главам. Ответы уч-ся полные, последовательные, с примерами из текста, которые зачитываются. Закрепление навыка нахождения средств выразительности: правильно выбраны пословицы и фразеологические обороты из текста, которая доказывает умение работать с текстом художественного произведения |
5. Закрепление изученного материала. | - Обеспечить восприятие текста статьи учебника, диалог по ее обсуждению. | 1.Организует работу уч-ся с учебником. Чтение статьи учебника «Н.С.Лесков и его герои, его отношение к России», (стр.26) 2. Слово учителя: Н.С.Лесков говорил: «Я люблю литературу как средство, которое дает мне возможность вытаскивать все то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения» - Как вы понимаете эту фразу? | Учащиеся по абзацам читают текст: один читает, а другие следят по тексту. Ученики слушают, отвечают на поставленный вопрос. | Выразительное чтение текста художественного произведения, осмысление прочитанного. Уметь выявить нравственную проблему произведения, знать о назначении литературы и писательского труда в жизни. |
6. Обобщение и систематизация знаний. | Обеспечить формирование целостной системы знаний о творчестве Н.С.Лескова, о нравственных проблемах, которые поднимаются писателями в произведениях. | Организует беседу по вопросам учебника (стр.26). Дополнительные вопросы: - В каких произведениях поднимаются проблемы, сходные с проблемами, затронутыми Лесковым? - В чем актуальность рассказа? | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Активная и продуктивная деятельность учащихся. Даются полные связные ответы на вопросы. Учащиеся рассуждают по поднятой в рассказе нравственной проблеме: ответственности за свои поступки не только перед собой, но и перед людьми, о сострадании, проявленной автором по отношению к старушке. |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель сообщает домашнее задание: 1) - написать эссе на тему: «Кто виноват в страданиях героини?» 2) прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала» | Записывают задание в дневники. | Мотивирование на выполнение домашнего задания. |
8.Подведение итогов занятия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Оценка работы класса в целом и отдельных учащихся. | Оценка работы класса в целом и своей работы на уроке. | Объективность качественной оценки. Уметь обосновать выбор оценки. |
9.Рефлексия | Вызвать желание у учащихся оценить свое психоэмоцинальное состояние, свою мотивацию, свою деятельность и взаимодействие с учащимися и учителем. | Предлагает выбрать учащимся пословицы, соответствующие их психоэмоциональному состоянию. | Уч-ся выбирают соответствующие пословицы. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и состояния. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»
Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....