Технологические карты (литература) 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Технологические карты к урокам литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx25.76 КБ
Файл drevnerusskaya_literatura.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. «В ДОРОГУ ЗОВУЩИЕ»

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с учебником, его авторами, условными обозначениями, справочным разделом, для организации и проведения повторения изученного в 5 классе; способствовать формированию представления о художественном произведении, развитию интереса к предмету «Литература».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: повторить жанры литературы и известные средства художественной выразительности; иметь представление о художественном произведении, о единстве формы и содержания, о способах выражения авторской позиции; познакомиться с учебником, научиться работать по нему; определить уровень литературного развития;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям литературы;

 коммуникативная сфера: воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведения литературы; пересказывать прозаические произведения; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; готовить домашние творческие работы (рефераты на общекультурные темы);

 эстетическая сфера: эстетически воспринимать произведения литературы.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к литературе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию;

 регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), групповая (инсценирование), индивидуальная (решение тестов, выполнение записей в тетради, чтение, подготовка рефератов).

Интернет-ресурсы:

1. Еремина,  О.  А.  Уроки  литературы  в  6  классе  :  кн.  для  учителя  / О. А. Еремина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-literaturi_6kl/2.html

2. Литературная энциклопедия. Художественное произведение. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5985/Художественное

3. Произведение искусства. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Произведение_искусства

Оборудование: книжная выставка «Книга, выбранная в дорогу жизни» (выбор пятиклассников 2013 года); тесты; эпиграф урока – плакат «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» (М. А. Шолохов).

Основные понятия и термины: художественное произведение, автор произведения, способы выражения авторской позиции.

Сценарий урока

Любите книгу всей душой!

Она не только ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник.

                                                                        М. А. Шолохов

I. Организация начала урока.

– Какая книга, прочитанная летом, оставила наибольшее впечатление?Кто из героев книг стал вам близок? Какую книгу советуете прочитать своим одноклассникам и почему? (Высказывания учащихся.)

– Какие произведения, изученные в 5 классе, вы можете назвать? Вспомните и назовите имена любимых авторов. Кого из героев книг можете назвать? (Высказывания учащихся.)

– Вспомните и назовите известные жанры. Подсказка для 1-го ряда: «Малые жанры фольклора – это...». (Высказывания учащихся.)

–  Подсказка  для  2-го  ряда: «Любимый жанр И. А. Крылова – это...». (Высказывания учащихся.)

– Подсказка для 3-го ряда: «П. П. Бажов создавал не сказки, а произведения в жанре...». (Высказывания учащихся.)

– Перечислите литературные жанры. Назовите средства художественной выразительности, кроме эпитета.

Далее учитель предлагает посмотреть инсценировку.

Входит девочка в костюме Хозяйки Медной горы.

Учитель. Вот так встреча!

Хозяйка Медной горы. Здравствуйте, узнали Хозяйку Медной горы?

Учитель. Узнать, конечно, узнали, но какова цель Вашего визита? На итоговом уроке в 5 классе мы сказали друг другу «До свидания!», а тут опять Вы!?

Хозяйка Медной горы. Я на уроке неслучайно. Я хочу обратить внимание класса на выставку книг, которая называется «Книга, выбранная в дорогу жизни» (выбор пятиклассников 2013 года). Помните, в 5 классе мы заполняли анкету, где каждый написал, какую книгу он взял бы с собой в дорогу жизни.

Хозяйка Медной горы берет в руки книгу и комментирует, кто ее выбрал в дорогу жизни, кто автор книги и как она называется.

Учитель. Спасибо, Хозяйка Медной горы. Встреча с тобой еще раз показала, что в прошлом учебном году ученики занимались на уроках литературы серьезно и увлеченно, так что количество хороших книг, как настоящих друзей, будет со временем все больше и больше.

II. Постановка целей и задач урока.

– Прочитайте записанный на доске эпиграф урока: «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» (М. А. Шолохов). Как вы понимаете вторую часть высказывания? Разделяете ли вы точку зрения Михаила Александровича Шолохова? Какие аргументы можете привести? (Высказывания учащихся.)

Учитель сообщает тему, ставит цель и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель обозначает требования к ведению тетрадей, подготовке к уроку, поведению на уроке.

2. Беседа о художественном произведении, о единстве формы и содержания, об образе автора в литературном произведении и способах выражения авторской позиции.

Вопросы:

– Какие художественные произведения вы знаете?

– Какие приметы, особенности художественного произведения можете назвать?

– Какую задачу ставит перед собой создатель художественного произведения?

– Какова роль автора в художественном произведении?

– Как вы понимаете выражение «Единство формы и содержания – закон художественности в литературе»?

– Каким образом может быть высказана авторская позиция в художественном произведении? Ответ стройте аргументированно, на основе прочитанных произведений.

– Какие способы авторской позиции возможны, на ваш взгляд, кроме прямого высказывания автора?

В ходе беседы в тетрадях учащиеся делают записи:

Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).

В художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.

Единство формы и содержания – закон художественности в литературе.

Автор – это создатель литературного произведения.

Авторская позиция – авторское понимание жизни и ее оценка.

Способы выражения авторской позиции: прямое высказывание автора, портрет, пейзаж, цвет.

3. Встреча – знакомство с новым учебником.

– Обратимся к учебнику. Он в двух частях. Авторы учебника – группа известных ученых в области истории литературы и методики ее преподавания в школе, найдите их имена. (Имена ученых – авторов учебника: Валентина Павловна Полухина, Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин.)

– Заметим, что учебник не просто новый, он усовершенствованный, переработанный, это учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Что можно сказать о внешнем виде учебника? (Высказывания учащихся.)

– На какие структурные элементы книги вы хотите обратить наше внимание? (Обложка, титул, форзац, сноски, оглавление.)

– Что, на ваш взгляд, даст наличие фонохрестоматии? (Высказывания учащихся.)

– Какие новые разделы имеются в учебнике? (I часть «Литературные места России»; II часть «Справочный раздел».)

– Какие новые фамилии авторов литературных произведений вы видите? (Высказывания учащихся.)

– Итак, мы готовы открыть учебник, прочитать название первого раздела. («Писатели – создатели, хранители и любители книги».)

4. Чтение и обсуждение вступительной статьи «В дорогу зовущие».

Учитель читает статью В. Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (учебник, с. 3–4). Проводит беседу по вопросам учебника, с. 4.

IV. Практическая деятельность: диагностика уровня литературного развития учащихся в форме тестирования. (См. Ресурсный материал.)

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– На уроке сегодня произошло несколько встреч. Какая из них вам запомнилась? Чем? (Высказывания учащихся.)

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Пересказать статью «В дорогу зовущие».

2. Ответить на вопросы 2–3, с. 5.

3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения: «Рождество Христово – светлый и радостный праздник», «Старая знакомая – Масленица», «18 июня – день Святой Троицы».

ТЕСТ

Вспомни произведения, изученные в 5 классе

1. Отметь, подчеркнув, фамилию автора, который не писал литературных сказок:

а) Пушкин; б) Лермонтов; в) Гаршин; г) Крылов.

2. Отметь, подчеркнув, какой рассказ не принадлежит А. П. Чехову:

а) «Хирургия»; б) «Тапер»; в) «Хамелеон»; г) «Лошадиная фамилия».

3. Отметь, подчеркнув, имя писателя Погорельского, автора рассказа «Черная курица»:

а) Александр; б) Андрей; в) Анатолий; г) Антоний.

4. Отметь, подчеркнув, как называется сказ Павла Петровича Бажова:

а) «Хозяйка Медной горы»;        б) «Горы медной хозяйка»;

в) «Медной горы хозяйка»;        г) «Горы Хозяйка».

5. Отметь, подчеркнув, кто написал книгу «Робинзон Крузо»:

а) Лондон; б) Дефо; в) Стивенсон; г) Андерсен.

Узнай литературного героя

1. Кому из героев повести «В дурном обществе» В. Г. Короленко принадлежат слова: «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) Вася; б) Валек; в) Маруся; г) Тыбурций.

2. Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) К. Симонов; б) М. Исаковский; в) Д. Самойлов; г) А. Твардовский.

3. Кому из героев рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат слова: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) Жилин; б) Костылин; в) Дина; г) татарин.

4. Кто из героев рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» утверждал: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) Васятка; б) мать Васятки; в) отец; г) отец и дедушка.

5. К кому из героев рассказа И. С. Тургенева «Муму» мы видим ироничное отношение автора? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) к Герасиму; б) к Гавриле; в) к Капитону; г) к барыне.

Назови литературоведческие термины

1. Определи, подчеркнув, какой из эпитетов является авторским:

а) темная ночь; б) ясны очи; в) синие туманы; г) тоскующая душа.

2. Выбери, подчеркнув, жанр, не относящийся к лиро-эпическим:

а) поэма; б) баллада; в) былина; г) басня.

3. К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Муму»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) роман; б) повесть; в) рассказ; г) очерк.

4. Кто является создателем сказок? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Баян; г) народ.

5. Что такое народная сказка? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) историческая повесть;

б) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;

в) жанр устного народного творчества;

г) легенда.

Ответы

Вспомни произведения, изученные в 5 классе: 1  г; 2  б; 3  г; 4 – в; 5 – б.

Узнай литературного героя: 1 – г; 2 – г; 3 – а; 4 – г; 5 – в.

Назови литературоведческие термины: 1  г; 2  г; 3  в; 4  г; 5  в.



Предварительный просмотр:

«Древнерусская литература» (6 класс)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи урока:

  • Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.
  • Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

Оборудование: учебник, репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец»

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  • Какое было домашнее задание? (Выберите одну из пословиц и письменно объясните, как вы понимаете ее смысл. Или по одной из пословиц придумайте рассказ.)

Учащиеся читают свои творческие работы.

  1. Работа с учебником.

Слово учителя. Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство  с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».

Вспомните, когда возникла древнерусская литература. (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.)

Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)

  • Что представляли собой первые книги?
  • Как читали книги люди Древней Руси?
  • Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?
  • Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.
  • Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

Слово учителя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.)

  • Летопись - погодная запись  исторических событий, производимая современником. 
  • Летописание – составление  летописи.
  • Летописец – составитель летописи.

Слово учителя. В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

  1. Устное рисование.
  • Что мы видим на картине?
  • Как изображен летописец?
  • Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)
  • Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»?

Слово учителя. «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе».

  • Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)
  1. Чтение учителем  «Сказание о Белгородском киселе».
  • Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)
  • В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.
  1. Словарная работа.

Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.
  1. Беседа по тексту сказания.
  • Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
  • Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
  • Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
  • Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
  • В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
  • Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
  • Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
  1. Задание к тексту.
  • Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.
  • С какой интонацией надо читать начало сказания? ( С грустной, потому что трагическая ситуация.)
  • С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)
  • Попробуйте показать интонацией при чтении грустные  и радостные моменты сказания.
  1. Подведение итогов.
  • Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)
  • Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)
  • Д.С.Лихачев был одним из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране. Благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины. Его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны.
  1. Домашнее задание.

  1. Рефлексия. Продолжить фразу.

Сегодня на уроке я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС технологическая карта литература 11 класс

ФГОС технологическая карта литература 11 класс...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...

Технологическая карта 9 класс по литературе Грибоедов "Горе от ума"

Технологическая карта 9 класс по литературе Грибоедов "Горе от ума"...

Технологическая карта. Литература

Урок литературы по рассказу В.Распутина "Уроки французского"...