Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Мартынова Елизавета Петровна

 

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство  с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная:  развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_8_klass.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО учителя: Мартынова Е.П.

Учебный  предмет:  литература

Класс:8

Автор  УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство  с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная:  развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Звучит музыка.

-Кто знает, что это за музыкальный жанр?  

-Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка?  Почему музыка меняется?

-Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

 Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.

 Давайте обратимся к  жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?

-Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите.

-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.

Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.

Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем  Палкиным"

Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.

Подбирают  эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.

Участвуют в дискуссии.

Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Целеполагание (Р1).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1).

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам.

ТЕСТ на знание текста.

Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература.
М.Горький.

Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе.

– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция?

-Что необычного вы увидели в построении рассказа?

Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.

 Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока,  взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Формулирование собственного мнения(К5)

Владение диалогической формой речи(К13)

Словарная работа.

И  такая резкая  противоположность называется  контрастом.

По  литературоведческому словарю  дать понятие о контрасте.

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Противопоставление, контраст или антитеза как  художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 

( образы, персонажи, художественные детали)

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.

 Контраст в композиции.

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Место действия

зала у предводителя

Описание улицы

Эмоциональное состояние героя

Портрет отца Вареньки

краски,цветовая гамма

звуки

2. Провести наблюдение над языковыми средствами:

1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Работа в парах, ответы каждого ученика.

Работа в группах, участие в дискуссии.

Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

 Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3).

 Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

4.Самостоятельная работа .

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.

Полковник

Наказываемый

Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.

 

 Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1).

Умение решать проблемы(Р1).

Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6);

Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

5.  Включение  в систему знаний и повторения.

Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?  

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

Можно работать в парах

Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной  форме(П3).

Уметь слушать и понимать речь других(К6).

Умение решать проблемы(Р1).

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7);

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)

6. Рефлексия учебной деятельности.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

 -Остались ли довольны своей работой на уроке?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

- Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?

-Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали  на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)

Ассоциация (несправедливость

Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.

1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

3. Напишите  эссе «Моё мнение о полковнике».

Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Самоанализ.

Участие в диалоге.

Выставляют оценки в дневник.

Отвечают на вопросы

Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).

Адекватное восприятие оценки учителя(Р5)

Самооценка личности (Л7)

ТЕСТ на знание текста

 

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

Презентация к уроку литературы "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"...

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"

Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...