Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Звучит музыка. -Кто знает, что это за музыкальный жанр? -Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется? -Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке? - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.
Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.
Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?
-Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите. -Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.
Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.
Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным" | Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.
Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.
Участвуют в дискуссии.
Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.
| Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) Построение речевого высказывания в устной форме(П3)
Целеполагание (Р1). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1). |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам. ТЕСТ на знание текста.
Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же, сколько остальная наша литература. М.Горький. Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе. – В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? -Что необычного вы увидели в построении рассказа?
| Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.
Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.
| Построение речевого высказывания в устной форме(П3)
Формулирование собственного мнения(К5)
Владение диалогической формой речи(К13) |
| Словарная работа.
И такая резкая противоположность называется контрастом.
По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте.
Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?
|
( образы, персонажи, художественные детали)
| Построение речевого высказывания в устной форме(П3)
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)
|
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
| Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | 1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана. Контраст в композиции.
| Первая часть рассказа | Вторая часть рассказа | Место действия
| зала у предводителя | Описание улицы | Эмоциональное состояние героя
|
|
| Портрет отца Вареньки
|
|
| краски,цветовая гамма |
|
| звуки |
|
|
2. Провести наблюдение над языковыми средствами: 1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу. 2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат). – Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? 3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.
| Работа в парах, ответы каждого ученика.
Работа в группах, участие в дискуссии.
Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.
| Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3). Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)
Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);
|
4.Самостоятельная работа . Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний. Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.
| Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала. | Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1). Умение решать проблемы(Р1). Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6); Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);
|
|
|
|
|
5. Включение в систему знаний и повторения. | Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул? Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? Какие выводы сделаете из этих наблюдений? | Можно работать в парах
Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.
| Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме(П3). Уметь слушать и понимать речь других(К6). Умение решать проблемы(Р1). Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7); Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)
|
6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? - Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока? -Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке. Пример: Николай 1 2 определения (властный, жестокий) 3 действия (наказывал, казнил, унижал) Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной) Ассоциация (несправедливость
Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)
Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке. 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?» 2.Составьте синквейн : Варенька или полковник. 3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике». Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания. | Учащиеся в группах выполняют задание. Самоанализ. Участие в диалоге.
Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы
Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).
Адекватное восприятие оценки учителя(Р5)
Самооценка личности (Л7)
|