ФГОС технологическая карта литература 11 класс
методическая разработка (11 класс) на тему
ФГОС технологическая карта литература 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kravtsova_t.m.tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_11_klasse.docx | 59.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 11 классе
Урок: литература.
Тема урока: Жизнь и творчество С.А.Есенина.
Дата проведения урока: 06.10.2014
Класс: 11
ОУ: ГБОУ СОШ №475
Учитель-предметник: Кравцова Т.М., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Литература.11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / В.В.Агеносов и др., Москва, «Дрофа», 2012
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе
Цели для ученика Обучающие: 1) познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству; 2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств. Развивающие: 1) развивать умение обобщать, делать выводы; 2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения; 3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитывающие: 1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; 2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. | Цели для учителя Образовательные: 1) познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе. 1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения; 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя; 3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями; 4) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией). Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев; 2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего. |
Тип урока | Форма урока |
Опорные понятия, термины Поэзия Имажинизм Лирический герой Певец деревни | Новые понятия, термины Имажинизм |
Формы контроля: Индивидуальная домашняя работа (по определению терминов и понятий, биография поэта) Выразительное чтение отрывков из произведений поэта. Презентация «Биографии поэта». | Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть, проанализировать его. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1 минута | Приветствие учителя. Сообщение темы урока. | Запись в тетрадь. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. | |
2 минуты |
| Активное участие в уроке, работа с подготовленным домашним материалом по теме, освоение новых знаний. | Беседа. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Коммуниктивные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2) Познавательные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Осознание поставленных задач, необходимости их решения. |
3 минуты | Беседа по пройденному материалу (Литературный процесс 20-х гг). | Ответы на вопросы учителя. (Приложение 1) | Беседа. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Подготовка к изучению нового материала. |
20 минут | Распределение заданий Создание проблемной ситуации Корректировка выполнения задания | Презентация. (Приложение 2) | Групповая работа, работа в тетрадях. Прием познавательной активности через творческое задание. | 1) Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Получение, систематизация новых знаний. |
10 минут | Прослушивание фонохрестоматии Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника. | Прослушивание фонохрестоматии Участие в анализе произведений. (Приложение 3) | Беседа, использование ИКТ, работа в группах. | 1) Регулятивные: - - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3)Коммуникативные:Речевое взаимодействие со сверстниками, ,с учителем. | Планировать учебное сотрудничество, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение. Построение логической цепи рассуждения. Систематизация и закрепление изученного материала. |
4 минуты | Организует рефлексию. | Тест. (Приложение 4) | Беседа. | 1) Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Умение оценивать себя. |
1 минуты | Оценки за урок. Домашнее задание. | Запись домашнего задания. (Приложение 5) | 1) Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Приложение 1.
Проверка домашнего задания в виде ответов «верно-неверно» по статье «Революция и литература».
- Верно ли, что этап с 1900 года по 20-е называется переходным этапом?
- Верно ли, что этот этап от дворянской литературы до классической?
- Верно ли, что революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы?
- Верно ли, что все поэты и писатели приняли власть большевиков?
- Верно ли , что первый съезд советских писателей состоялся в 1934 году?
- Верно ли, что литература прошла три периода?
- Верно ли, что период «Художник и власть» 1930-1950 гг был вторым периодом?
- Верно ли, что вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года?
- Верно ли, что в 1929 году введен метод социалистического реализма?
- Верно ли, что курс на диктатуру пролетариата, тоталитаризм, сталинское самовластие, «большой террор» нанесли сокрушительный удар по русским писателям и поэтам?
- В чем это выразилось?
Приложение 2.
Презентация http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/08/07/prezentatsiya-po-tvorchestvu-esenina
План анализа стихотворения
1) Тема стихотворения:
-пейзаж;
-общественно-политическая;
-любовная/интимная;
-философская.
2) Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
3) Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
4) Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая.
5) Тропы.
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
6) Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
6) Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
7) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
8) Образ лирического героя, авторское "Я".
9) Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
10) Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д
Приложение 4.
Выполнить тестовое задание.
1. Есенин был родом из:
а) Таганрога;
б )Москвы;
в) с. Константиново.
2.Какое прозвище получил С. Есенин в писательских кругах?
а) деревенский поэт;
б) Рязанский Лель;
в) последний поэт деревни.
3.Укажите, как назывался первый сборник стихов Есенина, вышедший в 1916г.
а) «Явь»;
б) «Москва Кабацкая»;
в) «Радуница».
4. Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина:
а) тема любви;
б) тема Родины, России.
5. Определите каково мироощущение лирического героя ранних стихов Есенина:
а)герой ощущает враждебность окружающего мира;
б)герой протестует, бунтует против сложившегося порядка;
в)герой находится в гармонии с окружающим миром;
в) «Хороша была Танюша».
Приложение 5.
Анализ стихотворений С.Есенина.
1 группа «О красном вечере задумалась дорога…» | 2 группа «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...» | 3 группа «Гори , звезда моя, не падай…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по обществознанию в 5 классе по учебнику Боголюбова. ФГОС. Технологические карты по разделу "Труд"
В работе представлены технологические карты по обществознанию, составленные на основе ФГОС основного общего образования, по разделу "Труд". Ориентированы на работу с учебником Боголюбова "Обществознан...
5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...
ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.
ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....
ФГОС.Технологическая карта урока по математике в 6 классе по теме: «Окружность. Длина окружности».
Открытый урок по теме: «Окружность. Длина окружности». дан в рамках годового проекта гимназии "Непобедимая Победа", посвященного 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941/1945 г...
ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс
ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....