Конспект внеурочного мероприятия по литературе 8-11 кл.
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Конспект внеурочного мероприятия по литературе 8-11 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin-pevets_zemli_rodnoy.docx | 42.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Удинская средняя общеобразовательная школа»
Карбаинова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Внеурочное мероприятие по литературе
«С.А. Есенин – певец родной земли»
Тема: «С.А. Есенин - певец земли родной»
Цель: создание условий для расширения общечеловеческого культурного кругозора обучающихся через приобщение к вечным ценностям, поэзии и музыке, через заочное общение с ярким, искренним русским лириком С.А. Есениным.
Задачи мероприятия:
Образовательный блок задач
1.Учиться составлять сценарий совместного творческого проекта.
2. Приобщаться к культуре работы в команде.
3. Расширять знания по межпредметным дисциплинам.
Развивающий блок задач
1.Развивать умения работать самостоятельно по определенному вопросу.
2.Развивать умения выразительного чтения, владения речью
3.Развивать навыки работы учащихся в творческой группе.
5.Повышать эрудицию.
6.Развивать творческие способности в роли ведущих, декламаторов, артистов, танцоров, певцов.
Воспитывающий блок задач
1. Совершенствовать традиционное российское воспитание, основанное на духовно-нравственном становлении личности школьника.
2.Формировать культуру общения и поведения на сцене , в актовом зале и за его пределами.
3.Воспитывать ответственность за выполнение общего дела.
4.Воспитывать корректное отношение к каждому члену творческой группы, даже если она разновозрастная.
6. Поддерживать у обучающихся интерес к вечным нравственным категориям, составляющим духовный стержень человека: Родина, Дружба, Любовь, Сострадание, Милосердие.
7.Воздействовать на эмоциональную область чувств.
Психосоциальный блок задач
создавать школьное образовательное пространство как территорию толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители»
Ресурсное обеспечение образовательного события
Материально-техническое:
- Событие реализуется на базе МБОУ «Удинская СОШ». Актовый зал школы оснащён в соответствии с современными требованиями: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, микрофоны, удобные места для зрителей.
- Изготовление иллюстративного, наглядного материала в соответствии с темой события: иллюстрации, выполненные детьми к произведениям поэта, цитаты из стихотворений С.А. Есенина, участники изготавливают (шьют) костюмы.
- Обновление информационных стендов в библиотеке школы, сделана выставка книг, сборников поэта и материалов о его творчестве.
Кадровое (участники):
- Обучающиеся среднего и старшего школьного возраста (8-11 классы), учителя русского языка и литературы, библиотекарь.
Информационное:
- фонд и каталоги библиотеки школы, CD-Rom аудио и видео материалы;
- художественная, методическая, научно-популярная литература;
Реализация (масштаб): событие реализовано в форме проекта литературно-музыкального праздника в школе с приглашением выпускников и родителей.
Описание
Постановка проблемы
Одна из важнейших задач новых Государственных образовательных стандартов – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, знающего духовные и культурные традиции российского народа. Ежедневные наблюдения за детьми в процессе обучения, изучения круга их интересов, бесед с родителями с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности духовно-нравственного, патриотического сознания у обучающихся. В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.
Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
Актуальность образовательного события состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателя и поэта только из учебников и других печатных и Интернет- источников, событие же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни поэта, осознавать и свою значимость в мире.
Образовательное событие в форме литературно-музыкального праздника очень актуально в школе, потому что совмещает в себе приемы и методы, которые помогают воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, приобщать к литературе и развивать творческие способности, способствовать формированию личности школьников.
Изучение творчества С.А. Есенина в средней школе обусловлено значимостью поэта, дарование которого связано с глубинами народного сознания, русской культурой и историей. Прочитав многие произведения Есенина, изучая и анализируя их на уроках литературы, учащиеся стали больше интересоваться его творчеством, что и обусловило потребность создания данного проекта. Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека, к противоречиям эпохи, С.А. Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер.
Оригинальность образовательного события заключается в интеграции содержания и интеграции деятельности. Событие развивает у обучающихся творческое отношение к собственной деятельности, дает возможность адекватно ее оценить, выработать навыки саморазвития и самообучения.
Участие в событии разновозрастных групп.
Ребята делятся на творческие разновозрастные группы. В каждой группе выбирается модератор. Группа определяет круг проблем в соответствии с заданием. Результаты работы творческих групп – минипроекты. Выполняя групповые минипроекты, учащиеся совместно с родителями и учителями пополняют и расширяют знания в области литературы, истории, музыкального и изобразительного искусств, духовно-нравственных ценностей, обогащают опыт работы в команде, учатся слушать и слышать друг друга. Результат проектирования - форма проектного мышления, которая осваивается школьниками как средство организации деятельности, и целостность мышления коллектива творческой группы, разрабатывавшего и организовывавшего совместный минипроект.
Творческие группы по подготовке события:
I. Группа по оформлению актового зала и сцены
II. Группа по отбору материала для подготовки сценария (подборка стихотворений, музыки, видеороликов)
III. Группа по подбору костюмов. (Подготовка дизайна костюмов, пошив)
IV. Медиа-группа. (Подготовка презентаций, видеороликов, подборка фотографий, картин, иллюстраций).
V. Танцевальная группа. (Подготовка танцевальных номеров)
VI. Родительская группа.
VII. Группа «Мастера художественного слова» (Подготовка выразительного чтения стихотворений и актерского мастерства, подготовка ведущих)
VIII. Вокальная группа. (Подготовка вокальных номеров)
Начало работы – погружение в проблему.
Основные проблемы проекта:
1. Каковы этапы биографии поэта? О чем будем рассказывать?
2. Каковы основные темы и мотивы лирики С.А. Есенина? Какие стихи будут звучать?
3. Почему творчество С.А. Есенина современно, актуально сегодня и всегда?
4. Как одевались в эпоху начала XX века?
5. Какие танцы будем разучивать?
Предполагаемые варианты решений:
1.Отбор материала о жизни и творчестве С.А. Есенина
2.Знакомство с содержанием имеющейся дополнительной литературы о поэте и его творчестве.
3. Работа в сети Интернет с музыкальными, информационными сайтами
Распределение деятельности участников события
«С.А. Есенин - певец земли родной» по этапам
Этапы | Деятельность учеников | Деятельность учителя литературы | Деятельность родителей | Место и способ проведения |
Выявление проблемы проекта | Осмысление дальнейшей деятельности Осознают и личностно принимают проблему. Предлагают варианты решения. (Деление на творческие группы) | Формулирует проблему. Побуждает учащихся к решению проблемы. Предлагает варианты решения. | Готовятся к участию в проекте, продумывают материальную составляющую (подготовка и пошив костюмов, оформление) | В кабинете под руководством Учителей литературы |
Планирование работы над проектом | Определяют направления деятельности по разрешению проблемы. Делятся на творческие группы. Намечают этапы осуществления проекта | Подводит итог обсуждению. Помогает спланировать деятельность, ее конечный продукт. | Активно помогают детям, всячески содействуют интересам детей | В кабинете под руководством учителей литературы, дома с родителями. |
проблемы | Находят и систематизируют информацию. Изучают биографию поэта, подбирают стихи, определяют этапы сценария, составляют и представляют творческие минипроекты | Организует знакомство учащихся с творчеством Есенина, предлагает литературу по изучению биографии поэта | Активно помогают детям в подготовке своей «роли» в проекте | На уроках в кабинете русского языка и литературы под руководством учителей, в библиотеке школы, дома совместно с родителями. |
учащихся | Реализуют свои творческие способности | Помогают в реализации проекта, участвуют на этапе «Вступительное слово» | Поддерживают детей, присутствуют на празднике отмечают значимость продукта их деятельности. | В актовом зале МБОУ «Удинская СОШ» |
Результативность образовательного события
Школьники получают возможность
-повысить интерес к творчеству С.А. Есенина, желание исследовать;
-реализовать свои творческие способности в танце, мастерстве художественного слова, пении, актерском мастерстве;
-повысить учебную мотивацию, мотивацию достижения успеха;
-повысить интерес к предметам «литература», «история», «искусство»
- личностного роста.
Учителя получают возможность
-приобщить подрастающее поколение к основам русской культуры, частью которой является и родная литература; формировать базовые национальные ценности;
-поддерживать высокий уровень мотивации;
-поощрять активность и самостоятельность учащихся;
-развивать метапредметные компетенции (ценностно-смысловые, коммуникативные, исследовательские);
-презентовать опыт работы с учащимися большой аудитории коллег;
-повысить уровень ИКТ компетенции.
Сценарий
План проведения (время реализации 90 минут)
№ п/п | Этапы. | Время реализации. |
1 | Вступительное слово учителей литературы | 3 минуты |
2 | Выход участников праздника под музыку (Русский танец) | 5 минут |
3 | Часть 1 «Голубая Русь» | 20минут |
4 | Часть2 «Я московский озорной гуляка» | 20 минут |
5 | Часть 3 «Любовь хулигана» | 15минут |
6 | Часть4 «Поэт-философ, поэт-пророк» | 15 минут |
7 | Часть5 Финал | 6 -10 минут |
Праздник открывает бальная пара. Вальс под музыку Е. Мартынова на слова А. Дементьева
1. Вступительное слово учителей литературы.
-Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном празднике, посвящённом Дню рождения прекрасного русского поэта начала XX века Сергея Александровича Есенина. Часто судьба народных художников слова, даже после их смерти, складывается по-разному: их возносят и низвергают с завоеванных высот, их творчество вдохновляет на подвиг, их именами клянутся, порой от гения отрекается тот, кто возвел его в этот ранг…
-Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб. С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность... Всё, что его окружало, волновало, мучило, радовало, всё, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня... Почему это происходит?
- Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь давно вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, Вселенной души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические Звёздочки и Звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни поэтов, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…
2. Выход участников праздника под музыку
(Все одеты в русские народные костюмы)
(Чтецы из числа танцующих читают стихотворение Е. Фокиной «Через годы» - монтаж)
Часть 1. «Голубая Русь». Музыкальное сопровождение - русская мелодия.
(Эта часть посвящается детству и юности поэта).
Чтец 1.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Выход девушек в русском хороводе на сцену под русскую народную мелодию (песню). Русский танец.
Ведущий 1. Как бы привлекая девушек из хоровода и зрителей в зале, рассказывает:
- В былые времена ходила в народе байка, что, создав земную твердь, Господь Бог полетел над нею и, как истинный крестьянин-сеятель, стал разбрасывать из лукошка – куда леса и реки, куда горные хребты и песчаные пустыни. Когда же он пролетал над Рязанщиной, лукошко прорвалось и всё, самое красивое, - густые Мещёрские леса, полноводная Ока, пшеничные поля, яблоневые сады – высыпалось в этом благословенном месте – сердце России.
-А потом, в самом конце XIX века, судьба сделала этой земле, да и всей России, ещё один подарок, самый драгоценный из всех возможных – она подарила им Поэта. Звали его Сергей Есенин. Его жизнь была короткой – он прожил на этой грешной земле всего 30 лет, - но искромётной. Подобно яркой звезде взошёл он на небосклон российской поэзии, и вот уже 120 лет льётся немеркнущий свет его стихов, его души.
Чтец 2.
Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождём дыша,
Здесь родился Сергей Есенин.
Здесь витает его душа…
Ведущий 1. -К вершинам поэзии С. Есенин поднялся из глубины народной жизни. Он постоянно и настойчиво подчёркивал своё крестьянское происхождение. Поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озёр и бездонных небес, мягкие кудри - у родных берёз, золото волос - у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу её. Слайд 8
Герой, исполняющий роль С. Есенина. ( Появляется на сцене в крестьянской одежде: яркая деревенская рубаха, сапоги):
- Я родился в 1895 году в селе Константинове…в Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна.
Детство провёл у деда и бабки по матери в другой части села…»
«Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озёрах…»
«Худощавый и низкорослый, средь мальчишек всегда герой…»
Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться …в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал».
Ведущий 2. - Детство Серёжи Есенина протекало, как и у всех деревенских мальчишек. Но была одна область, в которой мальчик отличался от своих сверстников. Причём не просто отличался – он был иным – в нём пробуждался Поэт. Стихи Серёжа начал сочинять рано, лет с девяти. Конечно, поэтический талант был дарован ему Богом. Но на созревание, на развитие этого таланта большое влияние оказала песенная народная среда, в которой он рос, а также родная природа, живая, одухотворённая, наполненная звуками и красками.
На сцену выходят чтецы - ребята 9-10 классов (Звучат стихи из ранней лирики поэта)
Ведущий 2. -Однажды в разговоре с Сергеем отец задал ему вопрос: «Кому нужны твои стихи? Кто их понимает?». Улыбнувшись, Сергей ответил: «Э, отец, меня поймут через сто лет. Давай я лучше почитаю тебе мои стихи».
Звучит песня в исполнении ученицы 9 класса «Где ты, где ты, отчий дом…» (музыка А. Пахмутовой).
Герой, исполняющий роль С. Есенина.
-«В 1913 году я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню. В это время у меня была написаны книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.
В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, позднее с Андреем Белым.
Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.
Часть 2. «Московский озорной гуляка…»?
Ведущий 3.
-Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда весь драматизм чувств, которыми наполнена его лирика, его искренние и скорбные признания.
Герой, исполняющий роль Есенина. (Герой одет в смокинг и цилиндр): читает «Я человек не новый, что скрывать…».
Ведущий 3.
-Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни, но несмотря на все падения и срывы, он шёл по этому пути, потому что в нём никогда не умирало то главное чувство, которое владело им.- чувство ничем не расторжимой связи со своим народом.
Ведущий 4.
-Волшебная странность судьбы и поэзии поэта скрывает немало неразгаданных тайн. Когда он стал поэтом? Как можно с головокружительной быстротой проделать сложный путь восхождения от стихотворца, поющего библейским слогом отчую землю «в блеске алом зари», к вершинам поэтической классики, создав такие шедевры.
Ведущий 3.
-С. Есенин - миф-диалог его собственной жизни и стихов, в которых главное место отводилось поэзии. Сложившийся как поэт в Петербурге, куда приехал он 9 мая 1915года, он впервые посмотрел на себя со стороны.
(На мониторе его портрет в костюме с цилиндром).
В костюме крестьянского пастушка Леля вышел на сцену жизни и проявил себя как человек искусства. Известные «костюмные странности» его стали символом связи Есенина с крестьянской Россией и уходом в мировую славу. Жизнь его превращалась в легенду. (ведущие уходят)
Чтец 1. «С модной тростью, в смокинге цивильном…»
Звучит песня «Я московский озорной гуляка» в исполнении ученика 10 класса.
Ведущий 3.
-В стихах Есенина всё естественно и просто, как растёт трава, как течёт река, как наступает рассвет, но в то же время таинственно и загадочно. Подсчитано, что в его поэзии свыше 30 наименований птиц, 20 видов цветов и 20 пород деревьев. Кстати, одно из них - самое кудрявое дерево, головой похожее на поэта, стало его своеобразным двойником. Оно выросло и состарилось вместе с поэтом.
Звучит романс «Клён ты мой опавший» в исполнении ученицы 10 класса.
Ведущий 4. - Поэт, ощущая себя частицей природы, видит в животных «братьев наших меньших». С глубоким сочувствием он пишет о корове, у которой отняли белоногого телёнка. В эпизоде, мимо которого другой прошёл бы спокойно, Есенин видит драму: «не дали матери сына». Любовь к животным Есенин сохранил на всю жизнь.
Ведущий 3. -Максим Горький так рассказывал об одной из встреч с Сергеем Есениным
(Выходят два ученика, исполняющих роли А.М. Горького и С.А. Есенина).
Горький: «Послушайте, Сергей, расскажите-ка мне о собаке, у которой отняли семерых щенят и бросили в реку. Если вы, конечно, не устали?»
Есенин: «Я не устаю от стихов. А вам нравится о собаке?»
Горький: «Да. Вы первый в русской литературе так умело и с такой искренностью пишете о животных».
Есенин: «Да. Я очень люблю всякое зверьё». (Уходят)
Чтец 2. Читает стихотворение «Песнь о собаке»
Ведущий 3. Говорят, когда Есенин произнёс последние строки, на его глазах тоже блеснули слёзы.
Ведущий 4. Его нежность ко всему живому на земле и проникновенная любовь к Родине скрывалась за внешней бравадой и удалью хулигана, московского озорного гуляки.
Часть 3. «Любовь хулигана».
Ведущий 5. - В 1921 году в жизнь Сергея Есенина ворвалась сильная, окрыляющая его любовь. Это была знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Айседора Дункан приехала в Москву в 1921 году. Приехала, чтобы основать в России школу пластического танца. На вечеринке у одного художника А. Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. Любопытно, что встреча Дункан с Есениным произошла 21 сентября 1921 года в день рождения поэта. Ему в тот день исполнилось 26 лет, Айседоре Дункан было уже 42 года.
Сценка. (Выходят ученики 9 класса, исполняющие роли И. Шнейдера и Ж. Якулова, затем появляются ученица, исполняющая роль Дункан, и Есенин).
Илья Шнейдер (импрессарио Дункан):
«Однажды меня остановил прямо на улице известный московский театральный художник Жорж Якулов. Он был популярен, оформлял в те годы премьеры крупных московских театров».
Якулов: «У меня в студии сегодня небольшой вечер. Приезжайте обязательно. И, если возможно, привезите Дункан. Было бы любопытно ввести её в круг московских художников и поэтов».
Шнейдер: «Я пообещал. Айседора, когда я рассказал ей об этом приглашении, сразу же согласилась. Чувствовала ли она, что идёт навстречу своей судьбе? Мастерская Жоржа Якулова помещалась на верхнем этаже дома №10 по Большой Садовой. Появление Дункан в студии Якулова вызвало минутную паузу, а потом начался невообразимый шум. Якулов сиял. Он пригласил всех к столу, но Айседора ужинать не захотела и устроилась в маленькой комнате, где она, окружённая поклонниками, расположилась, полулежа на кушетке. И вдруг…
Есенин (вбегает, чуть не сбив с ног Шнейдера): «Где Дункан? Где Дункан»? (падает на колени перед Дункан) (Обращается к Шнейдеру и Якулову) «Мне сказали, что Дункан в Эрмитаже. Я полетел туда».
Дункан (гладит Есенина по голове): «За-ла-тая га-ла-ва…За-ла-тая…»
Шнейдер (обращается к Якулову): «Когда Есенин увидел эту восхитительную женщину, в нём вспыхнула страсть. Было совершенно неясно, как они понимали друг друга – Айседора не говорила по-русски, а Есенин не знал ни одного европейского языка».
Есенин (читает стихи Айседоре): «Закружилась листва золотая…»
Дункан (Шнейдеру): Есенин читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи писал гений».
Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении учениц 10 класса.
Ведущий 5.
-В мае 1922 года Дункан увезла поэта в Европу, а затем и в Америку, где они пробыли до августа 1923 года. Год продолжалась их полная страсти любовь. Любовь была глубокая и взаимная. Айседора боготворила Есенина. По словам современников, Дункан была требовательной и ревнивой, не отпускавшей от себя поэта ни на минуту. Это утомляло его, и он бежал от неё на пароходике. Однако восхищение звучало в голосе С. Есенина, когда он говорил о ней: «Она настоящая русская женщина… У неё душа наша, она меня хорошо понимала». Вскоре по возвращении из-за границы они разошлись. Айседора тяжело переживала разрыв. Всё было кончено, и она уехала в Америку, где вскоре трагически погибла.
Танец под песню А. Малинина «Айседора Дункан» в исполнении ученицы 9 класса.
Герой, исполняющий роль С. Есенина.
-После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.
Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошадёнка. Это не то что небоскрёбы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.
Чтец 1. «Спит ковыль. Равнина дорогая».
Ведущий 5. Любовная лирика занимает значительное место в наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, порыв, грусть, отчаяние - так разнообразны переживания поэта. Ведущий. Большим другом поэта была Галина Бениславская.
Выходит ученица, исполняющая роль Г.А. Бениславской.
Галина Б.: «Я любила Сергея преданно и беззаветно. Есенин же отвечал мне только дружеским чувством. Он никогда не кривил душою».
Ведущий 5. - Любя и ценя Галину как редчайшего друга, он в то же время в марте 1925 года написал ей такое письмо: (голос Есенина за кадром): «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину».
Галина Б.: «Тем не менее, я не покидала его и заботилась о нём. Только женитьба Есенина на внучке Льва Толстого - Софье Андреевне Толстой - заставила меня отойти от него».
Ведущий 5. - Этот уход он воспринял тяжело. А почти через год после гибели поэта, 3 декабря 1926 года. Галина покончила жизнь самоубийством на могиле Есенина. Она завещала похоронить себя рядом с ним.
Чтец 2. «Мы теперь уходим понемногу...»
Часть 4. «Поэт-философ, поэт-пророк».
Ведущий 3. - В 1924 - 25-х годах на смену бурным страстям «Москвы кабацкой» в поэзию Есенина входит иная жизнь, иной напев. Герой снимает маску скандалиста и обнаруживает свою истинную суть - мудрого философа. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте «суету сует», посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, посмотрите на утреннюю зарю. Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси, сколько в них человеколюбия и милосердия к людям!
Герой, исполняющий роль Есенина: «Я думаю: как прекрасна земля
И на ней человек»
Ведущий 4. - Эти строки, наполненные и гордостью, и радостью, и болью за человека, его судьбу, проникнутые нескрываемой тревогой за будущее всего человечества, всей нашей планеты, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем его стихам и поэмам. А ещё: они предельно современны.
Ведущий 5. - Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем всё больше начинаем терять человечность. И вот Есенин... Он очищает наши души, потому что настоящая поэзия всегда была совестью народа, его духовностью и нравственной опорой.
Ведущий 4. -Сложные процессы происходят в мире. С одной стороны, растёт национальное самосознание народов, с другой - его размывание. Есенин всегда мечтал, когда же народов станут единой братской семьёй. И он же, Есенин, не мыслил себя, своей жизни без России. Слайд 28
Герой, исполняющий роль Есенина: « Но и тогда, Когда во всей планете…»
Ведущий 3. - Гениальный поэт всегда народен и современен. Каких бы сторон творчества мы не коснулись, к каким бы его стихам и поэмам ни обратились.
Ведущий 4. -Непостижимо, но всё, что мы сегодня услышали, создано одним человеком, прожившим всего 30 лет, из них ровно половина отдана поэзии.
Ведущий 3. - Сергей Есенин прожил всего 30 лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своём месте в жизни.
Выходит ученица 10 класса, исполняющая роль сестры С.А. Есенина Шуры.
-В одной из телепередач, посвященных русскому поэту, его сестра Александра вспоминает: «Однажды вечером мы сидели за столом у раскрытого окна своей «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате гроздья её ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не сможет он согреть». Вскоре после этого он пишет стихотворение «Отговорила роща золотая». Это было моё любимое стихотворение Сергея, которое было положено на музыку композитора Григория Пономаренко, и стало прекрасным романсом». А мы его поем вот так.
Звучит романс «Отговорила роща золотая» в исполнении учениц 10 класса.
Часть 5. Финал.
Ведущий 1. Неодолимо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии - Вселенная души человечества.
Ведущий 2. Беспрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звёзды. Одни сгорают и навсегда затухают ещё при жизни их «хозяина».
Ведущий 3. Свет души от других доходит к нам на протяжении десятилетий.
Ведущий 4. И лишь немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звёзд в бессмертном поэтическом созвездии России - Сергей Есенин. И оно - вечно...
(Под звуки лирической мелодии выходят чтецы) «Ещё не поросли тропинки.
Что слышали твои шаги», «Всё ждёт тебя, всё ждёт, не веря…»
На экране видеоролик песни А. Малинина «Мне осталась одна забава» на стихи С.А. Есенина. Участники праздника медленно выходят на сцену под аплодисменты зрителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного мероприятия по теме "Рождество"
Данное внеурочное мероприятие предназначено для учащихся 6-7 классов. Учащиеся знакомятся с особенностями и традициями католического Рождества в форме игры. Интересные соревновательные моменты несомне...
Конспект внеурочного мероприятия "Рождество в Великобритании"
Данное мероприятие предназначено для обучающихся 5-10 классов.Цели:Практические:1. Развитие лексического аспекта лингвистической компетенции на материале рождественской лексики.2. Развитие навыков гов...
Конспект внеурочного мероприятия "Славянская народная культура"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования«Ямальская детская музыкальная школа»Мыскаменский филиал Ермолович Лариса Герасимовнапреподаватель ЯДМШ высшая катего...
Конспект внеурочного мероприятия "55 лет со дня первого полёта человека в космос"
План - конспект внеклассного мероприятия....
Разработка внеурочного мероприятия по литературе "Литературное кафе Пегас"
Сценарий и презентация. Можно использовать как открытое мероприятие "Недели русского языка и литературы"...
Внеурочное мероприятие по литературе литературная гостиная “ Писатель,который затрагивает душу”
Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа . Внеурочная работа - важнейшая составная часть профессиональной деятельности учителя-словесни...
Конспект внеурочного мероприятию по литературе в 11 кл "Стихи, рожденные войной"
Конспект внеурочного мероприятия в 11 кл "Стихи, рожденные войной"...