Разработка внеурочного мероприятия по литературе "Литературное кафе Пегас"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Луговец Лилия Владимировна

Сценарий и презентация. Можно использовать как открытое мероприятие "Недели русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnoe_kafe_pegas.zip2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Литературного кафе

Автор: Луговец Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы

Ведущий 1 

Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2

Здравствуйте!  Достоевский говорил: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить»

Ведущий 1

И с ним трудно не согласиться. Именно поэтому сегодня мы пригласили вас на открытие Литературного кафе. Все блюда, в котором будут питать не тело, а ум и душу.

Ведущий 2

Ведь даже в Библии говорится: «Не хлебом единым жив человек».

Ведущий 1

Сегодня вы отведаете замечательные блюда из нашего литературного меню.

Ведущий 2

Только вот одна проблема, у каждого кафе есть название, есть оно и у нашего, но оно зашифровано (на заднике сцены название кафе закрыто белыми квадратами), нам с вами предстоит открыть все буквы названия, выполняя различные задания.

Ведущий 1

Кроме того, что мы узнаем название кафе, мы сможем определить, кто же из вас является настоящим литературным гурманом.

Ведущий 2

Каждый из вас сможет отвечать на вопросы, предварительно подняв руку. За каждый верный ответ вы будете получать вот такие жетоны. (жетоны с изображением книги)

Ведущий 1

Итак, начнем. (звучит музыка) Первые  в списке меню  нашего кафе - «Закуски» Справляемся с закусками, открываем первую букву названия.

Ведущий 2

 а на закуску у нас:

1. БУТЕРБРОД ИЗ СИНИЦЫ

Закончите пословицу: Лучше синица в руке … (чем журавль в небе)

Ведущий 1

2. ГРЕНКИ «ВОЛШЕБНЫЙ»

Назовите не менее трех волшебных предметов, которые есть в русских народных сказках? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, топор, клубок, дудочка).

Ведущий 2

3. ВИНЕГРЕТ ИЗ ИВАНУШЕК

Назовите три сказки с главным героем Иваном. «Сивка-бурка», «Конек-горбунок», «Иван – крестьянский сын», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

Ведущий 1

4. САЛАТ ИЗ ХОЛОДНЫХ ПРОДУКТОВ

В какой сказке есть такие слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли, красная?» («Морозко»).  

Ведущий 2

5. ЗАКУСКА «КОЩЕЕВА»

Где находится Кощеева смерть? (на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце…).

Ведущий 1

6. ФАРШИРОВАННЫЙ  АФОРИЗМ

Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом, намекая на то, что утром проще решить какую-либо проблему?

Ведущий 2

с заданием справились и открываем первую букву. Это буква «П»

Ведущий 1

Предлагаю отдохнуть от закусок. И послушать ребят, замечательных чтецов прозы, участников конкурса «Живая классика»

(3 выступления)

Ведущий 2

Переходим к следующему разделу меню « ПЕРВЫЕ БЛЮДА».

 И начнем со Щей ИЗ ПОНЯТИЙ и ОПРЕДЕЛЕНИЙ

    Слайд. СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ С ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ.

- Основные эпизоды литературного произведения,                    Тема

переданные в их художественной последовательности.

- Главная мысль художественного произведения.                       Идея

- Предмет изображения, те факты и явления жизни, которые

 запечатлел в своем произведении писатель                                                 Сюжет

Ведущий 1

3. СУП –ПЮРЕ ИЗ КОМИЧЕСКОГО

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ С ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ.

Один из видов комического, добрый смех.                                              Сатира

Один из видов комического, в котором заключена                             Сарказм

едкая и злая издевательская насмешка.

Один из видов комического, в котором изображены пороки человека или общества, высмеянные автором.

Ведущий 2

ОКРОШКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ»

Определите, какое средство выразительности использовано в произведении, соотнеся отрывок и название средства.

«И кудри их белы, как утренний снег...»

«Когда росой обрызганный душистой румяным вечером иль утра в час златой...»

«Жаркою кистью рябина зажглась...»

«Отговорила роща золотая березовым веселым языком...»

(Олицетворение, эпитет, Сравнение, метафора)

Ведущий 1

.ЩИ ИЗ РОДОВ И ЖАНРОВ

Соотнесите роды и жанры литературы

Эпос                                    - Стихотворение

Лирика                                  - Комедия

Драма                                     - Песня

                                                            - Роман

                                                           - Басня

                                                             - Повесть

                                                            - Рассказ

                                                             Трагедия

                                                              поэма

Ведущий 2

РАССОЛЬНИК ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЖАНРОВ

«Дубровский» А.С.Пушкина                                      - Рассказ

«Белая береза» С.А.Есенина                                       - Роман

«Муму» И.С.Тургенева                                             - Стихотворение

Ведущий1

Прекрасно. Молодцы, ребята. Вторая буква «Е». И вновь на сцене участники «Живой классики»  (2-3 участника)

Чтение отрывков

Ведущий 2

А сейчас я предлагаю Вам попробовать наши «ВТОРЫЕ БЛЮДА».

1. ОСЕТРИНА ПОД СОУСОМ ИЗ  НАЧАЛА  ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Узнайте произведение  по его началу.

1). У лукоморья дуб зеленый… (А.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»).

2).Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился… (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне ...»).  

3). Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. (Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»).

Ведущий 1

ГОЛУБЦЫ, ФАРШИРОВАННЫЕ ИНТЕРЬЕРОМ

Узнайте по описанию интерьера «хозяина» комнаты, назовите произведение и его автора.

1). Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да народных думах, уже не поющих более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию.   Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. (Н.Гоголь «Тарас Бульба». Тарас Бульба).

2). Ему отвели  над  кухней  каморку; он устроил ее  себе сам,  по своему вкусу:

соорудил  в  ней  кровать  из дубовых  досок  на  четырех чурбанах,  истинно

богатырскую кровать;      сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы;

под кроватью находился дюжий  сундук;  в уголку стоял столик такого  же

крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,,  да такой прочный и

приземистый,  что  сам Герасим,  бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.

Каморка запиралась на замок,  напоминавший своим видом калач, только черный;

ключ  от этого замка Герасим  всегда носил с собой на пояске.  Он  не любил,

чтобы к нему ходили. (И.С.Тургенев «Муму»)

Ведущий 1

Третья буква «Г», Отдохнем вместе с нашими замечательными чтецами.

Выступление 3 участников

Ведущий 2

Загляните в следующий раздел меню – «ДЕСЕРТЫ». Какими окажутся на вкус эти блюда? Давайте мы их тоже попробуем. Это самые вкусные блюда.

.СУФЛЕ «АНАГРАММА»

Путем перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте литературные определения:

1. ГРАБИЯ + ФИО = последовательное изложение событий жизни человека в форме описания или повествования

2. ЦАВИ+ПОСОЛ = краткое образное изречение по поводу различных жизненных явлений.

3. ЗА+РОП = художественные произведения различных жанров, изложенные в обычной, свободно организованной, а не в стихотворной форме.

4. ВОР+ТИХОН+СЕТИЕ= законченное по смыслу и форме поэтическое произведение, как правило, небольшого объема.

Ведущий 1

Ведущий 1

МОРОЖЕНОЕ «ЛИШНИЙ»

Найдите «лишнее» и объясните свой выбор.

«Руслан и Людмила», «Конек-горбунок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»

Ведущий 2

Ну что же, десерт съеден. И открыта четвертая буква - «А»

Ведущий 1.

Предлагаю посмотреть ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Сценка по произведению Шукшина

Ведущий 2

Хороший обед всегда заканчивается чашечкой хорошего чая или кофе.

Чай «Наоборот»

В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

1.“Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)

Ведущий 1.

Кофе «С картинками»

На экране поочередно будут появляться иллюстрации к различным произведениям. Ваша задача вспомнить его автора и название.

       Слайды

Ведущий 2

Все съедено и  и открыта последняя буква - «С». Значит, наше кафе называется?.... правильно - «Пегас». Кто знает, почему? (Пегас — крылатый конь в древнегреческой мифологии, любимец муз. В мировой культуре он символ вдохновения)  Слайд

Ведущий 1 

Подсчитаем жетоны и определим трех победителей. (подсчет, награждение).

Ведущий 2

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига.
Вечных истин немеркнущий свет —
Это книга. Да здравствует книга!

Ведущий 1

Неустанных исканий залог.
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует — книга!

Ведущий 2

Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига.
Лучший друг, если ты одинок, —
Это книга. Да здравствует книга!

Ведущий 1

Наше литературное кафе на сегодня заканчивает свою работу, но мы надеемся, что вам понравились наши блюда, и вам захочется возвращаться к ним снова и снова

Ведущий 2

Читайте, читайте и размышляйте неустанно.

Вместе

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Разработка внеурочного мероприятия "Губительная сигарета"

Пособие выполнено в технологии развития критического мышления....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Разработка внеурочного мероприятия "Ко дню автомобилиста"

Внеурочное мероприятие, посвященное "Дню автомобилиста" для студентов групп НПОМожно использовать для учащихся 10 - 11 классаПлан: Журнал - презентация  «История создания автомобилей»Конкурс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Разработка внеклассного мероприятия игра "Математическое кафе"

Цель игры: —Стимулирование интереса к математике;—Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;—Развитие сообразительности, внимания, интуиц...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...