Функциональная грамотность на уроке литературы в 6 классе
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Макарова Дарья Александровна

Технологическая карта урока литературы "Пословицы и поговорки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта «Функциональная грамотность на уроке литературы в 6 классе»

Предмет: Литература

Класс:6

УМК: презентация, дидактический материал, учебник 6 класс Коровина, банк заданий фун.граматность РЭШ

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-целевой этап

Приветствие, разминочное задание.

Устный ответ

Представьте, ваш друг написал такое начало истории: «В стране Лесовии просыпались деревья. «Ёлочки-лесёночки», – сказал гном-Лесеном. Здесь все сыновья и дочери Леса: и сыночек-Лесёночек, и дочка-Лесёночка, и тётка-Лесенётка.» Помогите ему дописать историю, давайте придумаем несколько предложений для продолжения.

развивать навыки устной речи учащихся

Развитие критического мышления

Развитите словарного запаса

Этап актуализации знаний

Напомнить пройденный материал, с помощью вопросов выяснить знание темы, постановка новой темы.

Устное обсуждение.

В прошлом году вы уже начали изучать малы жанры УНТ. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Вы помните, что такое пословица, а что такое поговорка?  (Учитель называет опредения)

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания.  Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир.  Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

Сегодня мы с вами будем говорить о пословицах. Нас будут интересовать пословицы, связанные с темой денег. И как уже было сказано: «Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир» и мы свами постараемся с помощью пословиц повысить нашу финансовую грамотность.

определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка

Этап изучения нового знания

Задания на изучение пословиц, помощь ученикам с выполнением.

Поиск верных ответов

Сегодня мы с вами будем говорить о пословицах. Нас будут интересовать пословицы, связанные с темой денег. И как уже было сказано: «Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир» и мы свами постараемся с помощью пословиц повысить нашу финансовую грамотность.

Творческая работа: найдите несоответствие, замените, восстановив смысл.

  • Денег наживёшь - без надобности проживёшь. (нужды)
  • Без мелочи рубля нет. (копейки)
  • За свой грош везде симпатичен. (хорош)
  • Деньги — гости: то нет, то много. (горсти)

Сильным ученикам можно дать такое задание: составьте из предложенных слов предложение.

  1. Бережет, голову, копейка, рубль, стережет, рубль, а(Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет)
  2. Хлеб, деньги, любят, счет, а, меру (Деньги счет любят, а хлеб меру)
  3. Деньги, трудно, а, с, нажить, и, деньгами, жить, можно, дурак (Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить)

Собери фразу:

Денежка без ног…

… худ Роман, коли пуст карман

Охал дядя…

…и денег добуду

Здоров буду…

… а легко прожить

Не легко деньги нажить…

…а весь свет обойдет

Добр Мартын, коли есть алтын…

…на чужие деньги глядя

Работа в комнде

учится анализировать, сопоставлять, делать выводы, равитие финансовой граматности

умению анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления о культуре и истории народа.

Этап самоконтроля

Задаёт вопросы по тете урока, подводит итоги, дз.

Ученики самостоятельно называют изученные на уроке термины.

Заключение. Пословицы и поговорки — это источник инфор-

мации (народной мудрости),они посвящены Родине, труду, учению и

лени, здоровью и природе, родителям и друзьям и т.д. Они предо-

стерегают, развивают чувство познания и красоты русского языка,

развивают нравственные качества личности, благодаря пословицам и

поговоркам можно решить, как поступить в трудной жизненной

ситуации.

 самооценивание, определяют уровень своих знаний

Закрепление ного знания

Закрепление ного знания

Этап рефлексии учебной деятельности

Рефлексия. Задает вопросы. Корректирует ответы учащихся. Подводит итоги.

Ученики оценивают свою деятельность на уроке. Устно отвечают на вопросы учителя.

Где и для чего могут пригодиться полученные сведения?

Что вам лучше всего далось во время урока, какая деятельность была выполнена наиболее успешно?

Что вы считаете нужным запомнить?

проводят самооценивание,

уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуа-

циями;

уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

уметь находить и извлекать информацию из посло- виц

и поговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность на уроках литературы

Функциональная грамотность на уроках литературы по роизведению В.Белова "Лад"...

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы...

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...

Формирование функциональной грамотности на уроках геометрии 8 класс

Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче.  Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим...