Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
статья
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.docx | 28.25 КБ |
metody_i_priemy.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Защита педагогического опыта работы по теме «Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы».
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется такому понятию, как функциональная грамотность.
Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одним из компонентов функциональный грамотности является креативное мышление. Это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач, это способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции, это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений, результатом которых является идея.
Значение и роль креативного мышления трудно переоценить: ведь это основа для появления новых знаний, инновационных идей. А привычка рассуждать и мыслить творчески – важнейший источник развития личности учащихся. Эти задачи могут быть решены в контексте любого учебного предмета, в частности, на уроках литературы.
Хотелось бы отметить, что продуктивным считается тот урок литературы, где в момент деловой обстановки дети охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом.
Урок должен быть насыщен многообразием учебных ситуаций, каждая из которых должна вызывать вопросы, сомнения и желание детей докопаться до истины.
Использование приемов креативного мышления в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности учащихся и делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.
Развитие креативного мышления обучающихся отвечает основным идеям Федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения составляет цель и основной результат образования».
Эффективных методов и приемов формирования креативного мышления в образовательном процессе большое количество, но к самым интересным, применяемым мною, относятся следующие:
«Картинно-буквенный разноязычный ребус»,
в котором на картинках в виде букв, изображений, иностранных слов и других символов зашифровано слово или целая фраза, которая может оказаться цитатой, темой урока, поговоркой. Разгадывание ребусов способствует развитию речи, логического, образного мышления, зрительной памяти, внимания. В этом и состоит несомненное достоинство данного приема. Этот прием я использую, например, при постановке темы урока или при изучении новых терминов.
«Буквенные ленты» используются для тренировки улучшения скорости мышления.
Приемы Корзина идей» и «Мозговая атака»
позволяют коллективно обнаруживать новые идеи. Их цель – получение максимального количества самых разных предложений для решения задач путем внедрения процедуры группового креативного мышления.
«Рассыпанная фраза» способствует активизации мышления.
«Перевертыши»
Это прием, в котором в качестве исходного материала берется известная цитата, загадка, пословица, поговорка и т.д., и все слова в них заменяются контекстуальными антонимами. Разгадывание таких «перевертышей» позволяет проверить знание текстов, эрудицию учащихся, ассоциативное мышление и способность к логическому рассуждению.
Ментальные карты, или Интеллект-карты
Своеобразный графический способ представить идеи, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, т.е. это инструмент для структурирования идей, который способствует более быстрому и качественному усвоению информации, в отличие от информации, представленной в текстовом формате. Преимущество их использования в том, что у детей развивается мышление, память, воображение, а временные затраты на их создание минимальны.
«Акростих» – это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово или фразу, подводящие итог какому-либо событию или анализу литературного героя.
«Понятийное колесо» («Гирлянда ассоциаций»)
Этот прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, запустить ассоциативный процесс и подготовить почву для усвоения знаний.
«КроссЕнс»
Методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
КроссЕнс (в переводе «пересечение смыслов») – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. КроссЕнс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок.
Это универсальный прием, который применяется:
- при проверке домашнего задания;
- при формулировке темы и цели урока;
- при раскрытии информационного блока, поиск проблемы;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при организации групповой работы;
- а также в качестве творческого домашнего задания.
Очевидно, что все методы и приемы креативного мышления можно использовать на различных этапах урока. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.
Что же дает учителю и учащимся использование на уроке элементов креативного мышления?
Для учащихся это:
- Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
- создание благоприятных условий для формирования творческой личности;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
- увеличение креативного потенциала и способности к творчеству;
- развитие наглядно-образного логического мышления, фантазии, воображения.
Значит, это важнейший источник развития личности учащегося.
А для учителя это:
- включение учащегося в процесс активного познания;
- организация более интересного, разнообразного процесса обучения;
- умение находить оптимальные способы решения проблем;
- способность использовать знания, умения и навыки учащихся для решения разных жизненных задач.
Следовательно, это эффективное средство для развития функциональной грамотности учащихся.
Таким образом, использование данных методов и приемов на уроках литературы способствует развитию креативного мышления как составной части функциональной грамотности, а также дает возможность одаренным учащимся проявить свои креативные таланты в различных конкурсах.
Итак, я считаю, что креативное мышление сегодня способно стимулировать у учащихся познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны уроков литературы и совершенствовать функциональную грамотность школьников.
А как считаете вы, уважаемые коллеги?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Креативно мыслить сегодня – залог успеха завтра.
Функционально грамотный человек самостоятельный познающий умеющий жить среди людей
Креативное мышление – это компонент функциональной грамотности, под которым понимают способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции.
Компоненты функциональной грамотности
Методы и приемы формирования креативного мышления Картинно-буквенный разноязычный ребус родёФ чивонавИ Схватить 1562… « There is в , 8 МН И перво-начальной…»
Методы и приемы формирования креативного мышления Буквенные ленты Вычеркните лишние слова, связанные с темой осени, расставьте пробелы по смыслу и определите критерии анализа стихотворного текста: ТЕОСЕНЬМАИДОЖДЬДЕЯРАБОТАКОМПОСОЛНЦЕЗИЦИЯНЕБОЖАНРУРОЖАЙНАСТРОКРАСОТАЕНИЕЛУЖИСРЕДСТПОЛЕВАВЕТЕРРАЗМЕРТУЧИГЕРОЙСЛЯКОТЬВПЕЧАТЛИСТЬЯЛЕНИЕ
Методы и приемы формирования креативного мышления
Методы и приемы формирования креативного мышления Мозговая атака (Корзина идей)
Методы и приемы формирования креативного мышления Рассыпанная фраза МЕТАФОРА – вид тропа: ………..... значение слова, основанное на ………….. одного предмета или явления другому; скрытое ……., построенное на ………….. или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно»…………, но подразумеваются. сравнение, переносное, отсутствуют, уподоблении, сходстве
Методы и приемы формирования креативного мышления Перевертыши Ничего плохого, что плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается). Одно счастье – много вопросов (Семь бед – один ответ).
Методы и приемы формирования креативного мышления Ментальные карты (Интеллект-карты)
Методы и приемы формирования креативного мышления Акростих Т ертый калач Е го отличает простота. Есть лучшие качества Р усского характера, такие К ак смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинство, оптимизм И огромная преданность своей родной земле Н астоящий солдат
Методы и приемы формирования креативного мышления Понятийное колесо (Гирлянда ассоциаций)
Методы и приемы формирования креативного мышления Кроссенс
Методы и приемы формирования креативного мышления Применение кроссенса: проверка домашнего задания; формулировка темы и цели урока; поиск проблемы; при закреплении и обобщении изученного материала; организация групповой работы; творческое домашнее задание.
Что нового да е т формирование креативное мышление учащ им ся? Важнейший источник развития личности учащихся. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Создание благоприятных условий для формирования творческой личности. Повышение самооценки и уверенности в себе . Развитие наглядно-образного логического мышления , фантазии, воображения . Увеличение креативного потенциала и способности к творчеству .
Что нового да е т формирование креативного мышления уч ителю ? Эффективное средство для развития функциональной грамотности учащихся. Включение учащегося в процесс активного познания. Организация более интересного, разнообразного, интенсивного процесса обучения. Способность использовать знания, умения и навыки учащихся для решения разных жизненных задач . Умение находить оптимальные способы решения проблем .
Результаты участия в различных конкурсах
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»
Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...
Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку
В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...
Креативное мышление как компонент функциональный грамотности
Креативное мышление - это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Способность креативно мыслить делает человека более конкурент...
Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку
В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...
Формирование глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному языку
В статье говорится о роли школы, учителя иностранного языка в формировании глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному...