«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
статья по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Халенкова Н.А.
2021 – 2022 учебный год
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
. Поэтому в формировании личности огромную роль играет русский язык.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого
чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается
чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.
Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют
жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи
цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой
литературы. Низким качеством отличаются творческие работы, которые в
своем большинстве являются плагиатом. Одна из причин того, что учащиеся
теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя и учебник не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.
Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
На практике воспитать грамотного ученика можно только в рамках
хорошо продуманной системы образования, включающей в себя и элементы
риторики, и умение анализировать и конструировать тексты, и умение
общаться, используя разные стили языка, и понимание необходимости
изучения языка как средства коммуникации, успешной профессиональной
карьеры, средства для успешного изучения других предметов.
Сегодня учителю не всегда просто создать среду обучения,
стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков учащихся, уделить достаточное внимание работе над речевой культурой учащихся.
Методы преподавания русского языка не в полной мере ориентированы
на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на
самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учителя и ученика. Осваиваемые учителями современные образовательные технологии, основанные на коммуникативной компетентности, требуют времени для усвоения, внедрения, вживания в стиль преподавания.
Желание идти в ногу со временем, воспитывать конкурентоспособную
личность заставляет педагога искать пути совершенствования своей
деятельности, которые максимально приблизят уровень преподавания русского языка к современным требованиям.
PISA– уникальное исследование, в котором оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности:
- грамотность в чтении;
- математическая;
- естественнонаучная грамотность.
В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность..
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Признаки функциональной грамотности:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:
1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ;
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль .
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
- механизм эквивалентных замен;
- механизм памяти;
- механизм сжатия текста;
- механизм предвидения, предугадывания.
Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В 8-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ;
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану.
В каком стиле будет твой рассказ? ;
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ;
- подробно изложи текст публицистического стиля ;
- определи тип и стиль текстов .
Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся, нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете возможностей каждой из групп детей, например: для 1-й группы - сжатое изложение, для 2-й - подробное изложение, для 3-й - изложение сжатое или подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий.
Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы.
В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи.
Устной: разговорной, учебно-научной, художественной.
Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной, учебно-научной, художественной.
На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст; подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки.
Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к изложениям художественного текста, составления текста по опорным словосочетаниям.
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка» - сочинение-повествование . Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности словоупотребления, выразительности и грамотности.
Под функциональной грамотностью чтения и письма подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность чтения – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
В образовательном процессе актуальны следующие технологии:
развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления;
Из общего показателя интереса – активности, можно вычленить показатели уровня познавательного интереса, которые могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:
- Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками.
- Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.
- Эмоциональная активность.
- Стремление учащихся участвовать в деятельности.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции
Приёмы для создания комфорта:
- Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.
- Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
- Организация деятельности, а не поведения.
- Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...
Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы
В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...
Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников
Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г...
Игра по станциям «Новое путешествие Колумба» - формирование функциональной грамотности по предметам естественно-научного цикла для учащихся 5 классов.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сфер...
Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...