«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
статья по литературе (10 класс)

Халенкова Надежда Александровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина

Выступление на педагогическом совете    по теме:

«Формирование функциональной   грамотности на уроках  литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Халенкова Н.А.

2021 – 2022 учебный год


       «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.

. Поэтому в формировании  личности  огромную роль играет русский язык.

  Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого

чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается

чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие  ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.

Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют

жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи

цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой

литературы. Низким качеством отличаются творческие работы,  которые в

своем большинстве являются плагиатом. Одна из  причин того, что учащиеся

теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя и учебник не всегда ярко и убедительно показывают  учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и  оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.

Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

На практике воспитать грамотного ученика  можно только в рамках

хорошо продуманной системы образования, включающей в себя и элементы

риторики,  и умение анализировать и конструировать тексты, и умение

общаться, используя разные стили языка, и понимание необходимости

  изучения языка как средства коммуникации, успешной профессиональной

карьеры, средства для успешного изучения других предметов.

Сегодня учителю не всегда просто создать среду обучения,

стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков учащихся,  уделить достаточное внимание работе над речевой культурой учащихся.

  Методы преподавания русского языка  не в полной мере ориентированы

на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на

самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию  знаний, на сотворчество учителя и ученика. Осваиваемые учителями  современные образовательные технологии, основанные на коммуникативной компетентности, требуют времени для усвоения, внедрения,  вживания в стиль преподавания.  

Желание идти в ногу со временем, воспитывать конкурентоспособную

личность заставляет педагога искать пути совершенствования своей

деятельности, которые максимально приблизят уровень преподавания русского  языка  к современным требованиям.

 PISA–  уникальное исследование, в котором оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся.

В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области  функциональной грамотности:

  1. грамотность в чтении;
  2. математическая;  
  3. естественнонаучная грамотность.

        В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность..

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

         В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

     Признаки функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности: 
1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). 
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 
3. Развитие устной и письменной речи: 
- развитие орфоэпических навыков; 
- работа по обогащению словарного запаса; 
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; 
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; 
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. 
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: 
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ; 
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой; 
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль . 
Механизм речи развивается на таких упражнениях: 
- механизм эквивалентных замен; 
- механизм памяти; 
- механизм сжатия текста; 
- механизм предвидения, предугадывания. 
Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи. 
В 8-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: 
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ; 
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. 
В каком стиле будет твой рассказ? ; 
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ; 
- подробно изложи текст публицистического стиля ; 
- определи тип и стиль текстов . 

  Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся, нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете возможностей каждой из групп детей, например: для 1-й группы - сжатое изложение, для 2-й - подробное изложение, для 3-й - изложение сжатое или подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий. 
  Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы. 
В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи.

    Устной: разговорной, учебно-научной, художественной.

     Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной, учебно-научной, художественной. 
На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст; подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки. 
  Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к изложениям художественного текста, составления текста по опорным словосочетаниям. 
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка» - сочинение-повествование . Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма    Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности словоупотребления, выразительности и грамотности.

Под функциональной грамотностью  чтения и письма подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

     Функциональная грамотность чтения  – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст. 

       В образовательном процессе актуальны следующие технологии:

развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления;

   Из общего показателя интереса – активности, можно вычленить показатели уровня познавательного интереса, которые могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:

 - Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками.

 - Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.

 - Эмоциональная активность.

 - Стремление учащихся участвовать в деятельности.

     Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.  Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции

   Приёмы для создания комфорта:

  1. Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.
  2. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
  3. Организация деятельности, а не поведения.
  4. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы

В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...

Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников

Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г...

Игра по станциям «Новое путешествие Колумба» - формирование функциональной грамотности по предметам естественно-научного цикла для учащихся 5 классов.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сфер...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...

Сервис «LearningApps.org» как средство формирования функциональной грамотности в процессе образования современного школьника.

Материал предназначен для проведения  мастер-класса  для  учителей русского языка и литературы....